Ла Лига получила 2,7 млрд евро от инвестфонда CVC Capital Partners
«Барселона», «Реал» и другие топ-клубы Испании выступили против сделкиЛа Лига согласовала сделку на 2,668 млрд евро с инвестиционной компанией CVC Capital Partners: за это подавляющим большинством проголосовали сами испанские клубы. В то же время среди противников два самых узнаваемых бренда – «Барселона» и мадридский «Реал». «Ведомости. Спорт» с помощью главы Ла Лиги Хавьера Тебаса разобрался, как должно сработать партнерство с инвесторами и почему топ-клубы пытались заблокировать подписание.
Импульс для Ла Лиги
В начале августа Ла Лига объявила о договоренности с CVC Capital Partners – речь шла о продаже 10% бизнеса за 2,7 млрд евро. Новость стала скорее неожиданной, потому что лиге удалось сохранить в секрете переговорный процесс.
Ранее этот же инвестиционный фонд был близок к сделке с итальянской Серией А, там речь шла о вложении 1,7 млрд евро на похожих условиях – основные дискуссии развернулись в январе – феврале 2021 г. В итоге идея встретила сопротивление со стороны ведущих клубов, сотрудничество сорвалось, а обратного сближения сторон пока так и не произошло, хотя руководство Серии А по-прежнему заинтересовано в таком формате работы. После срыва сделки появлялись только размытые инсайды о том, что подобные проекты возможны в Ла Лиге и немецкой Бундеслиге.
В итоге публичная часть процесса в Испании уложилась в неделю: 12 августа Ла Лига собрала экстренное заседание ассамблеи, где предложила 42 своим клубам (20 в элитном дивизионе, 22 во втором по значимости, организация управляет обоими) проголосовать в формате «за»/«против». И собрала 38 положительных ответов – с запасом, потому что для одобрения сделки достаточно было 32 голосов.
В этой ситуации неважно, что среди проголосовавших против оказались и «Барселона», и мадридский «Реал»: их мнение в этой ситуации приравнено к мнениям скромных участников испанской Сегунды. Кроме того, против выступили «Атлетик» из Бильбао, представляющий высшую лигу, и «Реал Овьедо» из второй.
В онлайн-общении с журналистами президент Ла Лиги Хавьер Тебас уточнил сумму сделки – 2,668 млрд евро – и пояснил, как будет выглядеть сотрудничество. Ла Лига и CVC создадут отдельную компанию, которая консолидирует всю выручку от коммерческих проектов лиги. Медиаправами лига продолжит заниматься самостоятельно, но в пользу CVC на протяжении 50 лет будет отдавать по 11% дохода. Логика лиги в том, чтобы сейчас подстегнуть рост, а затем делить более крупные заработанные суммы.
Инвестиционный проект в целом называется LaLiga Impulso: 90% от суммы сделки достанется командам, что должно придать дополнительный импульс их развитию. Речь не только об участниках Ла Лиги, но схема распределения денег будет аналогична той, что действует в отношении теледоходов, т. е. элите достанется заметно больше, а полупрофессиональные и другие менее значимые клубы получат гораздо меньше.
При этом Ла Лига, как организация с жесткими внутренними правилами экономического регулирования, сразу задает рамки: 70% выплат должно пойти на модернизацию и структурные улучшения (спектр возможностей широк, сюда входят и технологические проекты, и инфраструктурные вопросы – все то, что можно отнести к инвестициям в устойчивое развитие), только по 15% от полученных средств разрешено направить на покупку футболистов или переподписание контрактов, а также на покрытие долгов. Посыл Ла Лиги ясен: организация привела средства не для решения сиюминутных проблем, а для основательной работы на будущее.
Интересы CVC чисто коммерческие, инвестфонд не планирует влезать в процессы Ла Лиги. Организация, зарегистрированная в Люксембурге, давно интересуется спортом: например, с 2006 по 2017 г. компания была основным владельцем «Формулы-1» – заработали при продаже 2,1 млрд евро, а в 2021 г. объявили о сотрудничестве с Международной федерацией волейбола и вложении $300 млн (там тоже создали отдельную организацию для управления коммерческими правами).
Стратегическая, а не экстренная мера
Точные суммы, которые получат клубы, еще не анонсированы, но, если основываться на пропорциях, которые действуют при распределении теледоходов, «Барселоне» и «Реалу» достанется по 250+ млн евро. Их альтернативное мнение в отношении сотрудничества в целом роли не играет, но, если гранды все же не захотят быть частью проекта (в последний момент в условия вписали добровольный вход участников лиги), стоимость сделки, по словам Тебаса, снизится до 2,1–2,2 млрд евро. При этом в пользу CVC тогда отойдет 8–9% дохода от медиаправ.
Объясняя публичное противостояние топ-клубов новому партнерству, глава Ла Лиги называет главной причиной то, что оно не стыкуется с планом создания Суперлиги для элиты европейского футбола. Один из ключевых посылов этого уже почти мертвого, но формально пока существующего проекта – игра в противовес традиционным футбольным институтам, которые не способны обеспечить рост бизнес-показателей.
Казалось бы, инвестиции CVC могли стать решением этой проблемы, но флагманы испанского футбола так не считают. «Просто «Реал» и «Барселона» не хотят роста и развития национальных лиг в целом, они бы хотели получать все деньги только сами», – жестко сформулировал Тебас.
Глава Ла Лиги объяснил, что проект с CVC – это не экстренная мера в период коронакризиса и не способ компенсировать текущие финансовые потери. «Инвестиционный фонд здесь не для того, чтобы спасать испанский футбол. Если бы идея была в этом, глупо бы выглядело 15%-ное ограничение трат на покрытие долгов. Основной посыл в том, что это стратегическое решение, которое поможет испанскому футболу нарастить финансовый потенциал и построить еще более сильную лигу», – отметил Тебас.
Тем более что Ла Лига исходя из данных опубликованного этим летом финансового отчета за сезон 2019/20 единственная из ведущих, которая завершила прерванный из-за пандемии чемпионат с ростом выручки (на 3,6% до 5,045 млрд евро).
Тебас уверен также, что благодаря новому партнерству в перспективе 8–10 лет стоимость медиаправ вырастет на 30–40%: он не ждет резкого скачка уже при следующем подписании контрактов, а рассчитывает на плавный постепенный прогресс. Глава Ла Лиги считает, что инвестиции CVC в том числе защита для клубов в кризисный период. Когда ситуация зависит от финансовых возможностей других организаций (медиакомпаний или спонсоров), у команд появятся дополнительные возможности для получения дохода за счет собственного технологического и инфраструктурного развития.