Европейский футбол несет крупные финансовые потери

    Полупустые трибуны и компенсации бродкастерам проделали дыру в бюджете УЕФА
    UEFA
    UEFA

    В начале марта 2020 г. в Амстердаме прошел 44-й конгресс УЕФА. В ходе выступления в присутствии представителей 55 национальных футбольных ассоциаций – членов УЕФА глава европейского футбола Александер Чеферин произнес знаковую фразу: «Предназначение важнее прибыли». Это был ключевой тезис доклада, в котором руководитель призывал не поддаваться соблазнам коммерциализации футбола в ущерб его базовым ценностям.

    «Наше главное предназначение – защищать, продвигать и развивать футбол во всей Европе <...> – заявил Чеферин. – Если наши успехи помогают нейтрализовать возникающие угрозы, нам есть чем гордиться».

    Чеферин адресовал свои слова прежде всего авторам проекта европейской Суперлиги, который опирается на американские инвестиции и пользуется негласной поддержкой ФИФА. Как показала недавняя попытка запуска этого турнира, опасения главы УЕФА были не напрасными.

    Речь Чеферина оказалась пророческой: вскоре ВОЗ объявила о пандемии COVID-19, а УЕФА пришлось остановить/перенести все свои турниры, в том числе Евро-2020. Несмотря на перспективу крупных финансовых потерь, организации нужно было расчистить летний календарь под завершение клубного сезона. Кроме того, предстояло разработать медицинские протоколы для защиты здоровья участников соревнований.

    Дав возможность лигам доиграть национальные чемпионаты, УЕФА переформатировал заключительный этап еврокубков и провел его в августе 2020 г., а 24 сентября на трибунах будапештской «Пушкаш арены» появились зрители, в присутствии которых был разыгран Суперкубок УЕФА.

    Все эти события существенно повлияли на финансовые показатели УЕФА. Согласно официальному отчету, в сезоне 2019/20 доход организации составил 3,034 млрд евро, что на 823 млн евро ниже, чем сезоном раньше, тогда как чистый убыток вырос до 73,9 млн евро (на 59,3% по сравнению с сезоном 2018/19, в котором убыток был зафиксирован на уровне 46,4 млн евро).

    Медиаправа принесли УЕФА 2,593 млрд евро (85,4% от общей суммы доходов), реализация коммерческих прав – 417,8 млн евро (13,7%), продажа билетов и hospitality – 3,8 млн евро (0,1%), прочие доходы – 23,3 млн евро (0,8%).

    УЕФА – некоммерческая структура, и основную часть доходов направляет клубам и национальным футбольным федерациям. Так, в сезоне 2019/20 клубы, выступавшие в еврокубках, получили 2,417 млрд евро, федерации – 35,6 млн евро. Второй по величине расходной статьей (242,8 млн евро) стали так называемые «солидарные выплаты» – целевые отчисления клубам, не пробившимся в еврокубки, предназначенные для развития их молодежных проектов. Остальные статьи расходов включают затраты на организацию соревнований, оплату работы арбитров и матч-офицеров, использование информационных и коммуникационных технологий, зарплаты сотрудникам, амортизационные и прочие расходы.

    Дорогая картинка

    Основная причина проседания выручки в сезоне 2019/20 – перенос чемпионата Европы (крупнейшего генератора доходов). Так, в 2012 г. Евро принес УЕФА 1,39 млрд евро (49,7% от всех доходов), в 2016-м – 1,92 млрд евро (41,8%). Финансовое планирование УЕФА ведет четырехлетними циклами, стартующими с года проведения Евро. Этот год организация обычно заканчивает с прибылью, последующие три – в минус. В 2020 г. коронакризис нарушил привычную схему.

    «На фоне ограничений количества болельщиков на трибунах и возможности путешествовать малы шансы на то, что УЕФА в этом году заработает на Евро столько же, сколько в 2016-м, – объясняет в беседе с «Ведомости. Спортом» Конрад Вьяцек, начальник департамента спортивного анализа британской консалтинговой компании Global Data. – Ограничения передвижения и впредь останутся крупнейшим вызовом для УЕФА. Самый наглядный пример – перенос финала Лиги чемпионов из Стамбула в Порту и матчей Евро-2020 из Дублина и Бильбао в другие города. Это влияние сохранится и на отборочных стадиях нового сезона в Лиге чемпионов и Лиге Европы».

    По мнению аналитика, успехом можно считать уже сам факт сохранения УЕФА существующих коммерческих соглашений с обладателями медиаправ и спонсорами: «Даже в условиях, когда продукт оскудел из-за отсутствия зрителей и ограничений передвижения, УЕФА удается проводить свои флагманские турниры. Наибольшие опасения возникают, когда не понятно, придется ли турниры отменять, а платежи – возвращать».

    Неприятный опыт с возвращением платежей у УЕФА уже имеется – по итогам сезона 2019/20 футбольная организация суммарно вернула бродкастерам еврокубков 575 млн евро в компенсацию за приостановку турниров в марте 2020 г. Одной из первых компенсацию потребовала телекоммуникационная группа Altice, которой принадлежат права на показ еврокубков во Франции. По условиям контракта телевещатели обязуются внести полную оплату за показ матчей двумя траншами – 50% в июле, 50% в январе. По этой же схеме Altice в январе 2020 г. закрыла полностью контракт на общую сумму 350 млн евро.

    «Мы не будем платить за то, чего не получаем. Мы платим авансом за показ еврокубков и свои обязательства уже выполнили <...> Проблема в том, что с середины марта я не видел, чтобы кто-то играл», – возмущался в мае 2020 г. основатель Altice Europe Патрик Драи, пригрозив УЕФА иском. Но к сентябрю в штаб-квартире УЕФА предпочли откупиться выплатой неустойки.

    По словам Акселя Балкауски, главы спортивного вещания немецкой медиакомпании ARD – одного из обладателей прав на показ Евро-2020 в Германии, пандемия заставила бродкастера адаптировать стратегию по созданию контента: «Пришлось перезаключать контракты с рекламодателями. Перенос Евро-2020 повлиял на финансовые показатели компании в 2020 г., но запланированные доходы будут получены в этом году».

    Новый формат

    Рецепт по наращиванию выручки довольно прост – увеличение числа участников автоматически приводит к росту количества матчей и выручки от медиа- и коммерческих прав. УЕФА уже применил этот способ на Евро-2016, увеличив число команд-участниц с 16 до 24, в результате чего доходы выросли на 525 млн евро.

    Похожим образом УЕФА собирается реформировать и Лигу чемпионов, в которой с сезона 2024/25 будут соревноваться не 32, а 36 команд. Сейчас продажа телеправ на показ главного еврокубка ежегодно приносит 2,1 млрд евро, или 16,8 млн евро за игру. В новом формате количество игр увеличится со 125 до 225, и выручка, соответственно, вырастет на 1,68 млрд евро. В УЕФА надеются, что рост доходов поможет наладить отношения с грандами, которые в апреле 2021 г. совершили неудачную попытку создать закрытую Суперлигу.

    «Идея создания Суперлиги существует не первый день. И по мере того как все большее количество владельцев приходит в европейский футбол из закрытых лиг, в первую очередь – из США, она будет оставаться актуальной. Тем не менее протестная реакция фанатов на это предложение означает, что любая попытка повторить нечто подобное должна быть тщательно обдумана. Кому-то могло показаться, что фанаты согласятся с предложением по Суперлиге, однако масштаб их протестов поверг владельцев клубов в настоящий шок, так что в краткосрочной перспективе эта история утихнет», – считает Вьяцек.