От австрийских гор до центра Варшавы: где и как живет сборная России во время крупных турниров

    «Ведомости. Спорт» раскрывают детали быта национальной команды
    Общероссийская общественная организация
    Общероссийская общественная организация

    Сборная России продолжает борьбу за выход в плей-офф «Евро-2020». «Ведомости. Спорт» рассказывает о том, как устроены будни команды на большом турнире.

    Для футбольных болельщиков чемпионат Европы – это долгожданный праздник длиной в месяц, когда классные матчи можно смотреть каждый день. А вот непосредственным участникам турнира не до развлечений. Их ежедневный график расписан поминутно – тренировки, игры, восстановительные процедуры и даже сон регламентированы. И жить команды предпочитают, как правило, в уединенных местах, чтобы не отвлекаться от подготовки. Так, сборная России основной тренировочный этап перед «Евро» провела в австрийском Нойштифте, где проживает меньше 5000 человек.

    Общероссийская общественная организация
    /Общероссийская общественная организация

    Подальше от городов

    В новейшей истории сборная России сыграла на девяти крупных турнирах: на чемпионатах мира в США, Японии/Корее, Бразилии и России, а также на «Евро» в Англии, Португалии, Швейцарии/Австрии, Польше/Украине и Франции. На пяти из них в национальной команде работал Евгений Савин – сначала как личный помощник голландского тренера Гуса Хиддинка, затем как менеджер сборной. По словам Савина, выбор базы для сборной на время крупного турнира полностью зависит от пожеланий главного тренера.

    «Во время «Евро-2008» Хиддинк предпочел жить подальше от городов, в спокойном месте в австрийском среднегорье, – рассказывает Савин «Ведомости. Спорту». – Мы добирались на матчи по часу-полтора, но проблемой это не было – просто заранее заселялись в отель в городах, где проходили игры».

    Такой же позиции придерживался Фабио Капелло во время ЧМ-2014, хотя у турнира в Бразилии была своя специфика.

    «Там большие расстояния между городами, разные климатические условия в разных местах, – говорит Савин. – Из каталога баз ФИФА мы выбрали ту, которая находилась не на высоте, а на равнине. Поселились недалеко от Сан-Паулу, это почти географический центр Бразилии. На игры летали на самолете».

    Во время домашнего ЧМ-2018 сборная логично поселилась на штатной базе в Новогорске. Незадолго до турнира там сделали полноценный ремонт.

    «Перед ЧМ-2018 мы заранее понимали, что будем жить в Москве и как минимум один матч проведем в столице, – рассказывает Савин. – Благодаря целенаправленным действиям Станислава Черчесова в Новогорске провели масштабную реконструкцию, прежде всего поменяли поля. База находится недалеко от «Шереметьево» – удобно летать на игры. Мы продолжаем использовать Новогорск как базу для сборной, в том числе и во время «Евро-2020». В каталоге УЕФА было несколько баз в Санкт-Петербурге, но мы решили остаться дома в Новогорске, поскольку добираться до Петербурга легко – час на самолете».

    На ЧМ-1994 в США – первом турнире в новейшей истории сборной России – базу тоже выбрали по принципу уединенности. Нападающий Дмитрий Радченко, выступавший тогда за команду, вспоминает, что сборная поселилась на закрытой базе под Сан-Франциско. Там жили, тренировались, а на матчи летали самолетами.

    В 1990-е вокруг сборной случалась масса организационных неурядиц и скандалов (накануне ЧМ-1994 14 футболистов сборной написали письмо с требованием сменить тренера и семь из них не поехали в Америку), но Радченко отмечает, что во время чемпионата мира никаких проблем не возникало.

    Отель для Адвоката

    Многие футболисты петербургского «Зенита», которые выступали за команду в середине нулевых, рассказывают, что голландец Дик Адвокат, тренировавший команду в 2006–2009 гг., произвел настоящую революцию в бытовой жизни клуба. Так, при Адвокате «Зенит» начал использовать для чартеров только самые современные самолеты и селиться в дорогих отелях на выезде.

    Подобный подход Адвокат перенес и на сборную России в 2010–2012 гг. По словам Савина, во время «Евро-2012» голландец выбрал в качестве базы для национальной команды высококлассный отель в центре Варшавы.

    «Он лично ездил его смотреть, – рассказывает Савин. – Адвокат хотел, чтобы мы находились в шикарных условиях. Добирались до тренировочного поля 20–30 минут, но жили в очень хорошей гостинице».

    Первоначальным отбором баз для всех сборных занимаются ФИФА и УЕФА. Задолго до старта турниров организаторы составляют онлайн-каталог.

    «Представители некоторых сборных приезжают смотреть тренировочные лагеря за 3–4 года до старта турнира, – отмечает Савин. – Можно встать в очередь, если база уже занята. У нас так получилось в Бразилии: изначально на это место претендовала сборная Германии, но после жеребьевки они выбрали другую базу, на севере страны. Оптимально искать базу сильно заранее, до жеребьевки. Необходимо иметь полное представление обо всех объектах и выбрать 3–4 предпочтительных варианта».

    Представители сборной обязательно совершают инспекционную поездку, но их главная миссия – это сбор информации. Окончательное решение по базе все равно принимает главный тренер.

    «На «Евро-2008» все игры группового этапа сборная провела в Зальцбурге и Инсбруке, поэтому выбирали для базы место, откуда удобно добираться в эти города. Во время «Евро-2012» два из трех матчей в группе проводили в Варшаве, поэтому выбрали ее местом для проживания», – объясняет Савин.

    Финансовый расчет

    Онлайн-каталог баз ФИФА и УЕФА составляется еще и в целях экономии. Если сборная выбирает один из вариантов, предложенных организаторами, то они берут на себя почти все расходы.

    «При выборе базы или отеля из каталога ФИФА или УЕФА берут на себя расходы на проживание и питание для 50–55 человек, – отмечает Савин. – Кроме того, ФИФА оплачивает внутренние перелеты во время турнира».

    Правда, уложиться в бесплатную квоту обычно не получается. По словам Савина, делегация сборной почти всегда составляет 60–65 человек. За «лишних» людей платит уже Российский футбольный союз (РФС). При этом расходы на проживание и питание сильно различаются в зависимости от места. Загородная база в Бразилии стоит гораздо дешевле пятизвездочного отеля в центре польской столицы.

    «Условия проживания могут быть совершенно разными – от студенческих кампусов и обычных спортивных баз по $80–100 в сутки за номер до шикарных отелей за $600–700», – приводит цифры Савин.

    Командные будни

    Расписание неигровых дней во время крупных турниров у всех тренеров примерно одинаково.

    «Разница только в нюансах, – говорит Савин. – Например, Черчесов предпочитает проводить тренировки в первой половине дня, чтобы у футболистов было время на восстановление, а также оставалось время для теоретических занятий, разборов и индивидуальных бесед. Кто-то, наоборот, любит ставить тренировки на вторую половину дня».

    Михаил Шапаев / Общероссийская общественная организация
    /Михаил Шапаев / Общероссийская общественная организация

    Радченко рассказывает, что за все время ЧМ-1994 у сборной России был лишь один полувыходной, когда команда отправилась в ближайший торговый центр и неожиданно встретила там Шакила О’Нила.

    «Шакил прогуливался в шортах с семьей, – вспоминает Радченко. – Он оставил колоссальное впечатление – насколько гигантский человек. Фотографироваться с ним не стали, но эта встреча вспоминается до сих пор».

    На турнире-1994 сборная России не смогла выйти из группы и рано отправилась домой. Но во время более успешных ЧМ и «Евро» у игроков все-таки появлялись полноценные выходные.

    «Накануне и во время ЧМ-2018 мы в общей сложности были на сборе 52 дня, – говорит Савин. – Поэтому после матчей тренеры могли дать выходной, чтобы игроки побыли с семьями, – это нормальная практика. Хиддинк делал так на «Евро-2008», Адвокат тоже устраивал такое на «Евро-2012». Это могут быть полувыходные – с утра тренировка, а оставшееся время свободно. Но в любом случае такие паузы занимают не больше одного дня».

    Сейчас тренеры стараются разнообразить график и во время рабочих дней. Модным тимбилдингом занимаются и в футбольной сборной.

    «У нас было много разных общекомандных мероприятий при разных тренерах, – рассказывает Савин. – Во время «Евро-2016» у Леонида Слуцкого были настольные игры, на ЧМ-2018 приглашали людей, которые устраивали для команды квизы, чтобы ребята могли разрядиться, повеселиться, блеснуть эрудицией. Бывает что-то необычное во время тренировок, ну и, конечно, совместные просмотры матчей. Здесь никто никого не обязывает – кто-то из игроков может побыть в номере, но для всех желающих мы организуем такой досуг».