Сын бизнесмена занял пост №1 в сборной России на Евро

    Антон Шунин — необычный футболист: не меняет клубы, не сорит деньгами и хочет получить образование
    Общероссийская общественная организация

    Основным голкипером сборной России на Евро-2020 станет 34-летний Антон Шунин. До сезона 2020/21 в его резюме было лишь три матча за национальную команду.

    Тренерский штаб сборной России под командованием Станислава Черчесова не любит революций. А если и случаются какие-то кардинальные перемены, то это и не революция вовсе, а подготовленное и взвешенное решение, просто болельщикам о подготовке не сообщили. Примерно так выглядел поиск замены Игорю Акинфееву после того, как он осенью 2018 г. завершил карьеру в национальной команде. Отборочный цикл к Евро-2020 начинал Маринато Гильерме – казалось, именно он будет основным вратарем в финальной стадии турнира.

    Но бразилец с русским паспортом, похоже, упустил свой шанс в ноябре 2020 г.: он пропустил четыре мяча в первом тайме домашней игры с Сербией и был заменен в перерыве. После матча Черчесов, обычно избегающий конкретики в словах, назвал действия Гильерме «неудачными» – «ни разу не выручил» – и переключил свое внимание на других вратарей.

    Эта ситуация дала шанс в сборной голкиперу «Динамо» Антону Шунину. И он им воспользовался: без фатальных ошибок сыграл девять матчей в Лиге наций и квалификации к чемпионату мира 2022, провел ровный сезон в клубе – и едет на Евро-2020 основным вратарем сборной.

    Решение Черчесова вызвало неоднозначную реакцию у журналистов и болельщиков: Шунин хорош в игре на линии, но не слишком уверенно чувствует себя на выходах, редко спасает в экстрасложных ситуациях. «Я не вижу поводов усомниться в выборе Шунина первым номером на время Евро, – оппонирует бывший вратарь сборной России Руслан Нигматуллин в разговоре с «Ведомости. Спортом». – Антон – номер один для национальной команды в последних матчах, нареканий к нему не было, проблем с ним тоже. Сравнивать его с кем-то нет смысла. Шунин обладает своим уникальным набором сильных качеств. У него достаточно большой вратарский опыт: и по возрасту, и по количеству матчей. Вратарей, как и остальных игроков, запоминают и сравнивают в итоге по титулам и успешной статистике – у Антона сейчас появляется шанс показать себя и запомниться».

    /Константин Рыбин

    Один город, одна команда

    34-летний Шунин – воспитанник «Динамо» и из родного клуба еще никуда не отлучался. Хотя старт карьеры обернулся конфузом. В свой первый взрослый сезон-2007 Шунин пропустил восемь мячей в кубковой игре против «Зенита». «Я помню, что после этого матча на душе была неразбериха. Я не понимал, что происходит. При этом огромное спасибо хочу сказать тренерам – помогли, подсказали, объяснили, поддержали», – вспоминал позже вратарь. С «Зенитом» связано и другое неприятное воспоминание: в 2012 г. на «Арене Химки» болельщики соперника бросили петарду в штрафную Шунина. Она взорвалась, нанеся вратарю травму глаза.

    Шунин не покинул «Динамо» даже в тот период, когда клуб вылетел из РПЛ в ФНЛ, и сезон 2016/17 проводил во второй лиге российского футбола. «Да, у меня были предложения. От нескольких клубов премьер-лиги. Но я понимал ту ответственность. Что я был одним из тех игроков, из-за которых клуб вылетел... Я был уверен, что за один сезон мы возвратимся. Мне хотелось – может быть, это неправильное слово – реабилитироваться перед болельщиками и перед собой. Я очень рад, что остался в клубе и мы прошли этот путь», – рассказывал Шунин в эфире «Матч ТВ».

    При этом у Антона случались в «Динамо» и сложные периоды, когда он не был основным вратарем, но с 2016 г. он стабильно сохраняет статус «первого номера» и капитана команды. «Удивительно, но «Динамо» было со мной всегда. Я родился в Новых Черемушках, оттуда мы переехали на «Водный стадион» – жили прямо напротив спортивного комплекса «Динамо». Потом – «Сокол», недалеко от стадиона и тренировочных полей. Дальше Химки – ближе к базе в Новогорске. Обычно футболисты много путешествуют, меняя команды, а мне повезло – всю карьеру играю в одном клубе», – цитирует Шунина пресс-служба «Динамо».

    Разговорный жанр

    Шунин достаточно закрытый для медиа человек, за карьеру у него лишь несколько больших интервью. Едва ли не единственный обстоятельный рассказ о себе Антон выдал в блоге «Красава» на YouTube. Из него публика узнала, что в 20 лет Шунина звали в «Локомотив» на зарплату в $100 000 в месяц, но он отказался; что стесняется сравнений со Львом Яшиным, но мечтает попасть в «клуб Яшина» для вратарей, у кого 100 или больше «сухих» матчей в чемпионатах СССР/России, – Шунину осталось девять игр.

    Кроме того, Антон признался, что отлично понимает требования и характер Черчесова – они вместе работали в «Динамо» в сезоне 2014/15. «Голландец Бюттнер (защитник «Динамо» в 2014–2016 гг. – «Ведомости. Спорт») как-то на теоретическом занятии закинул ноги на спинку стула. Черчесов ему аккуратно, очень жестко объяснил, что так делать не нужно. В принципе, тот с первого раза все понял... Не так давно, когда Ари вызвали в сборную России, он все время ходил в кепке. Станислав Саламович один раз сказал: «Еще раз кепку увижу на голове в помещении – это будет последний вызов», – вспомнил в эфире «Красавы» Шунин.

    /Общероссийская общественная организация

    Финансовая грамотность

    Еще одна важная характеристика Шунина – он не зациклен на деньгах и, похоже, не понимает обычной привычки футболистов к показательным покупкам предметов роскоши. По данным Sports.ru, Антон зарабатывает порядка 2 млн евро в год, но не тратит, а инвестирует. Рачительное отношение к финансам у Шунина от отца. Владимир Шунин – бизнесмен, владелец крупного охранного предприятия.

    «Отец сам построил свой бизнес с нуля, – рассказывает Шунин «Ведомости. Спорту». – Всегда говорил мне, что нужно вкладывать, а не тратить, тем более на какие-то прихоти. Деньги должны работать и приносить доход. В нашей семье так заведено, что мы все друг с другом советуемся насчет финансов. На протяжении карьеры я всегда старался откладывать часть зарплаты».

    Российские футболисты нередко проявляют бизнес-инициативу, но не всегда удачно. К примеру, экс-форвард «Зенита» и сборной России Александр Кержаков потерял около 300 млн руб. на мифическом строительстве нефтеперерабатывающего завода в Воронежской области. «Когда приходят большие деньги, не все понимают, что с ними делать, – хорошо, если тратят хотя бы на недвижимость, которая точно не потеряет в цене, – объясняет Шунин. – Мне же родители дали базовые знания: почему не стоит тратить, как копить.

    Мы принимаем участие во многих бизнес-проектах. Я стараюсь вникать во все, но все равно в одних направлениях я разбираюсь чуть лучше, в других – более поверхностно. Так или иначе почти все решения мы принимаем совместно. Самое главное – мы диверсифицируем вложения и так уменьшаем риски».

    Имиджевые права

    В 2019 г. Шунин переподписал контракт с «Динамо» на три года, но уже сейчас думает о будущем после завершения карьеры игрока. Он активно занимается английским и планирует изучать спортивный менеджмент, чтобы работать в руководстве родного «Динамо». Кроме того, Антон очень внимательно относится к своему имиджу. Он один из немногих в России, у кого есть PR-агент. С Дарьей Арслановой (в числе ее клиентов Алан Дзагоев и Федор Чалов из ЦСКА, Вячеслав Караваев из «Зенита» и др.) Шунин познакомился почти 10 лет назад, а сотрудничать начал в 2017 г., причем по собственной инициативе.

    Арсланова отвечает за активность игрока в СМИ и соцсетях: организует интервью, помогает с подготовкой контента для инстаграма и т. д. «Я сторонник системного подхода, – говорит Дарья «Ведомости. Спорту». – В межсезонье, дважды в год, мы всегда обсуждаем общий медиаплан. Разумеется, он примерный, потому что по ходу сезона может произойти все, что угодно, и какие-то отдельные инфоповоды предусмотреть мы не можем. Но глобально мы понимаем, какие у нас задачи, куда мы идем».

    Когда Шунин стал регулярно играть за сборную, выросло количество запросов со стороны рекламодателей и медиа, утверждает Арсланова. «Но здесь важно выбирать действительно топовые предложения, чтобы встроить их в плотный график, – говорит она. – Не стоит забывать, что Антон – в первую очередь профессиональный спортсмен. Участие в чемпионате Европы – это профессиональный вызов, а не возможность засветиться лишний раз в глянце или на YouTube».

    В зоне ответственности Арслановой и рекламные проекты игрока. Перед чемпионатом мира 2018 Шунин был задействован в продвижении нового аромата Paco Rabanne, а накануне Евро-2020 появился в рекламной кампании телевизоров LG. «Все проекты/съемки только по согласованию с Антоном – он в этом плане тоже очень принципиален, – говорит Арсланова. – И все маркетинговые дела мы заканчиваем строго до начала сборов национальной команды. Дальше все внимание и фокус у него на чемпионате Европы».

    Другие материалы в сюжете