Откуда берутся цены на Transfermarkt? Разобрались на примерах «Зенита» и «Краснодара»

    Мы выяснили, как формируется трансферная стоимость и показали, почему игроки дорожают и дешевеют
    Артем Дзюба против игроков «Краснодара»
    Артем Дзюба против игроков «Краснодара» /https://fc-zenit.ru/

    Встреча «Краснодара» с «Зенитом» станет центральной игрой 26-го тура РПЛ. Через месяц чемпионат завершится, и болельщиков будут занимать не результаты матчей, а трансферные новости: кто, куда собирается и за сколько. Одним из основных источников информации по этой теме уже много лет является интернет-портал Transfermarkt. В 2000 г. проект начинал болельщик бременского бременского «Вердера» Маттиас Зайдель. Он планировал справочный сайт по актуальным составам команд Бундеслиги, но постепенно Transfermarkt превратился в самый подробный путеводитель по мировому футбольному рынку, где можно узнать трансферную и текущую стоимость практически любого профессионального футболиста на планете.

    Авторитет сайта настолько велик, что на него периодически ссылаются футболисты, тренеры и даже владельцы российских клубов (например, Леонид Федун), когда хотят оправдать неудачи в Европе: «Сравните стоимость составов — наш и наших соперников».

    Главный редактор русскоязычной версии Transfermarkt Артем Заводник рассказал, что обычно оценочную стоимость футболистов корректируют после завершения первого круга, всего сезона и еще пару раз в год по необходимости: «Последнее изменение случилось на этой неделе — мы скорректировали стоимость порядка 60 игроков РПЛ».

    У Transfermarkt есть целая сеть скаутов, которые следят за футболистами. По словам Заводника, РПЛ занимаются три человека, еще двое сотрудников анализируют матчи ФНЛ (второй по силе лигой российского футбола), есть люди, которые следят за ПФЛ (третий российский дивизион).

    «При оценке стоимости мы принимаем во внимание множество критериев, — говорит Заводник. — Это и выступления в еврокубках, и во внутреннем чемпионате, и игры за сборные. Международные матчи имеют чуть больший вес, важную роль играет возраст футболиста. Учитываем и слухи об интересе клубов к тому или иному игроку, но это нужно делать с осторожностью — сложно отследить их правдивость. Нередко за вбросами стоят агенты, которые стремятся повысить ценность клиента. Проверяем слухи с помощью наших источников».

    Однако нужно учитывать, что цифры Transfermarkt — не официальные данные из клубной бухгалтерии, и некоторые специалисты относятся к ним скептически. «Мне непонятно, откуда они берут свои цифры, — говорит международный агент Дмитрий Селюк. — У футболистов, которые играют в России, указаны цены по 3 миллиона евро. Но в Европе их и за 500 тысяч никто не купит! Поверьте, я на этот сайт вообще никогда не захожу. Он больше интересен журналистам и болельщикам».

    Экс-глава селекционной службы ЦСКА и «Зенита», а теперь — спортивный директор «Енисея» Антон Евменов возражает. «Не существует «правильной» цены на футболиста — у него нет себестоимости, — объясняет он. — Игрок стоит столько, сколько готова заплатить команда-покупатель. И на финальную цену влияет множество факторов. Клубы пользуются Transfermarkt, потому что это единственная более-менее понятная система оценки игроков. Она неидеальна, но от нее можно отталкиваться. Если клубу-продавцу выгодно, он может ссылаться на стоимость футболиста на Transfermarkt, но абсолютом эти суммы не являются. В целом они довольно часто выглядят адекватно и логично, но не факт, что покупатель готов будет столько заплатить.

    Подешевевший Малком

    В декабре 2020 г. Transfermarkt в очередной раз обновил стоимости игроков — и самым подешевевшим футболистом РПЛ оказался бразилец Малком из «Зенита». Летом 2019 г. он перешел в петербургский клуб за 40 млн евро, а теперь оценивается в 24 млн евро.

    Причинами такого падения стали травмы Малкома и неудачное выступление «Зенита» на групповом этапе Лиги чемпионов. Заводник говорит, что Малком первый на его памяти футболист, который подешевел так резко: «Был еще Халк, который пришел в «Зенит» при оценке в 37 млн евро, затем сразу подорожал до 45 млн евро, в 2014 г. стоил 48, а на момент отъезда в Китай цена бразильца на сайте была 32 млн евро. Но это падение произошло в течение четырех лет. Халк просто постарел за это время». Однако в 2016 г. это не помешало «Зениту» отправить игрока в «Шанхай СИПГ» за 55,8 млн евро. Конечно, текущая оценка Transfermarkt и реальная сумма трансфера не всегда совпадают, но, к примеру, «Зенит» купил Малкома у «Барселоны» по той цене, что была указана на сайте — 40 млн евро.

    «Сложно сказать, ориентировалась ли «Барселона» на стоимость Малкома на нашем сайте, — говорит Заводник. — Но мы точно знаем, что некоторые клубы действительно ставят первую цену на игрока, исходя из наших данных. Дальше все зависит от хода переговоров».

    За пару лет до трансфера Малкома похожую сделку удалось устроить «Лиону». Французы приобрели у «Манчестер Юнайтед» голландца Мемфиса Депая. В родном ПСВ он подавал большие надежды, но проявить себя в топ-клубе не смог. Из-за этого «Лион» сумел выбить «скидку» — трансфер обошелся в 16 млн евро при оценке Transfermarkt в 25 млн евро.

    В случае с Малкомом «Зениту» важнее цены было показать, что клуб может пригласить игрока из «Барселоны», считает Селюк. «Это больше рекламная кампания для своих болельщиков, — говорит он. — С «Лионом» эту ситуацию даже сравнивать не стоит — французы ведут грамотную политику и не раскидываются деньгами. В свое время они хотели купить Виллиана, давали за него 18 млн евро. А когда «Шахтер» предложил 23 млн, «Лион» вышел из торгов, у них бюджет был — ровно 18. А у «Зенита» — русский размах. Малком — неплохой футболист, но за него явно переплатили».

    Растущий Сафонов

    «Краснодар» осенью 2020 г. выступил в Европе лучше остальных российских клубов: впервые в своей истории команда пробилась в группу Лиги чемпионов, набрала там четыре очка и вышла в 1/16 финала Лиги Европы.

    Пожалуй, главным героем еврокампании «Краснодара» стал вратарь Матвей Сафонов, которому на тот момент был 21 год. В декабре 2020 г. специалисты Transfermarkt повысили его оценку на 4 млн евро — до 15 млн. Воспитанник «Краснодара» стал вторым по стоимости голкипером мира в возрасте не старше 21 года. Дороже него оценивается только Джанлуиджи Доннарумма из «Милана» (60 млн евро).

    «Мы могли бы оценить Сафонова еще дороже, но он выдал только один суперкрутой матч в Лиге чемпионов, — говорит Заводник. — Была бы еще пара таких игр — стоимость бы выросла. Сейчас рынок изменился. На молодых игроков вырос спрос. Такие клубы, как «Реал» и «Барселона» готовы платить по 40-45 млн евро за совсем юных футболистов, если видят в них потенциал».

    Впрочем, Селюк считает, что продать Сафонова в Европу в ближайшее время вряд ли получится: «Вратарь — вообще особый случай. Он должен хорошо знать языки, чтобы общаться с защитой. Продать сейчас российского вратаря в европейский клуб почти невозможно. Тем более с нынешними результатами «Краснодар» никого никуда не продаст».

    Разница потенциалов

    Несмотря на неудачу в Европе, далеко не все игроки «Зенита» потеряли в цене. Например, иранец Сердар Азмун прибавил 3 млн евро к стоимости и сейчас оценивается в 23 млн евро. Нападающий поделил с Артемом Дзюбой звание самого результативного игрока чемпионата России-2019/20 и лидирует в бомбардирской гонке текущего сезона.

    Актуальная стоимость состава «Зенита» по оценке Transfermarkt — 170 млн евро. При этом, по данным сайта, клуб заплатил за этих игроков чуть больше 162 млн евро.

    «Краснодар» всегда подчеркивает, что клуб в первую очередь ориентируется на собственных воспитанников. Над этим часто иронизируют, ведь легионеров в основе команды по-прежнему много, но цифры Transfermarkt показывают, что стратегия работает. Реальные затраты «Краснодара» на футболистов нынешнего состава — чуть больше 53 млн евро, а текущая оценочная стоимость этих игроков — 111 млн евро.

    «Я бы не делал далекоидущие выводы, исходя из такой схемы, — говорит Заводник. — В «Краснодаре» больше воспитанников и молодых игроков, которые быстрее растут в цене. «Зенит» чаще берет зрелых футболистов за немаленькие деньги. У «Краснодара» просто нет таких возможностей. Если петербуржцы могут пригласить, например, Дугласа Сантоса за 13 млн евро, то «Краснодару» приходится искать более бюджетные варианты».

    Селюк считает, что экономия «Краснодара» не оправдана, поскольку без больших побед прибыльно продавать игроков намного сложнее. «Краснодар» купил Алексея Ионова и Евгения Чернова у «Ростова» за 6 млн евро, — говорит он. — Но если их кто-то сможет продать в европейский клуб хотя бы за миллион, то можно дать этому человеку героя России! Они никому не нужны в Европе. Из-за футболистов такого уровня «Краснодар» и находится сейчас в глубокой яме. Еще пример — Сергей Галицкий купил бразильца Кайо за 3 млн евро. Пусть сейчас попробует продать его хотя бы за 1,5! А «Зенит» выигрывает чемпионство и за счет этого может продавать игроков. Людям психологически проще брать футболистов из команды, которая побеждает хотя бы в своем чемпионате».

    Антон Евменов добавляет, что стоимость игрока зависит в том числе и от чемпионата, в котором он выступает. «Если бы «Зенит» играл в Ла Лиге, то его состав оценивался

    бы не в 150 млн евро, а в 250 млн евро, — говорит он. — Для максимально объективного сравнения качественного уровня команд можно использовать не только суммарную стоимость по Transfermarkt, но и размер фонда заработной платы. Топ-клубам Испании мы в этом контексте однозначно уступаем, а испанским середнякам — вовсе нет, но вот обыгрывать их получается не всегда».

    История Сутормина

    Transfermarkt — не только своеобразный рейтинг стоимости игроков, но и самый подробный справочник по реальным платежам за переходы. Периодически сайт дает более подробные и эксклюзивные данные, чем большие спортивные СМИ.

    «Чтобы узнать стоимость трансфера мы проверяем несколько источников, — рассказывает Заводник. — Сумму может назвать агент, но он может приукрасить ситуацию. Стараемся проверять информацию в клубах или даже у самих игроков. Один скандинав, который перешел в российский клуб, сам обратился к нам и сказал, что за него заплатили в два раза больше, чем указано на сайте. Игрок дал контакт спортивного директора своего бывшего клуба. Тот не стал называть точную сумму трансфера, но подтвердил, что информация от футболиста близка к действительности».

    Одним из самых скандальных трансферов лета-2019 стал переход Алексея Сутормина в «Зенит». Воспитанник академии питерского клуба на уровне РПЛ заиграл в «Оренбурге». Всё шло к его возвращению в Петербург, но Сутормин внезапно оказался в казанском «Рубине». Правда, уже через неделю «Зенит» сообщил о трансфере игрока. А в прессе появились документы о том, что за переход Сутормина «Рубин» заплатил «Оренбургу» 50 тысяч рублей. И такую же сумму перечислил казанскому клубу «Зенит». Однако у Transfermarkt другая информация — сайт оценивает трансфер Сутормина в 3 млн евро.

    «Пора развеять слух про трансфер Сутормина, — говорит Заводник. — 50 тысяч рублей за переход — звучит круто, но это неправда. Да, это было уклонение от финансового fair play, но так делают все в Европе, даже топ-клубы. Они просто разбивают платежи по частям: купили за 50 млн и платят траншами по 10 млн. В случае с Суторминым произошло то же самое. Просто в СМИ попала первая платежка на 50 тысяч рублей. Дальше были и другие выплаты от «Зенита» «Рубину». Мы точно знаем, что общая сумма трансфера составила 3 млн евро».