Как миллиардер Сергей Галицкий превратил стадион и парк в символ Краснодара

    Сооружение в стиле римского Колизея обошлось в 20 млрд рублей
    ФК «Краснодар»

    Стадион «Краснодар» стал одной из главных достопримечательностей российского футбола с момента открытия в 2016 г. А со временем – благодаря величественной архитектуре, уникальному медиаэкрану внутри и парку вокруг арены – превратился в точку притяжения для местных жителей и туристов. «Ведомости. Спорт» разбираются, как футбольный объект повлиял на восприятие города.

    Краснодарский Колизей

    Арену «Краснодара» возвели за три с небольшим года – для большого футбольного стадиона (на 35 000 зрителей) это быстро: к примеру, «Спартак» возводил «Открытие арену» больше четырех лет, не считая долгого периода согласований. Первый матч на «Краснодаре» провели осенью 2016 г.: как тогда было модно, открывала стадион сборная России, хотя Краснодар не попал в число городов, где должны были состояться игры чемпионата мира – 2018. Решение отправить турнир в Саранск вместо Краснодара долго критиковали на разных уровнях, но в ходе подготовки, комментируя тревожные новости со строек, СМИ часто вспоминали стадион Галицкого как запасной вариант.

    Идеолог и владелец футбольного клуба «Краснодар» не называл финальной стоимости проекта, но подтверждал, что смета превышает 20 млрд руб. За полгода до открытия, когда капитальное строительство уже было завершено и оставались в основном отделочные работы, Галицкий уточнял, что серьезного увеличения сметы удалось избежать, так как большинство материалов успели закупить до кризиса, санкций и повышения цен.

    На облицовку фасада в стиле римского Колизея ушло 5000 т итальянского травертина – это камень, внешне напоминающий мрамор, но гораздо дешевле. «Очень многие стадионы реализованы для птиц. Когда к ним подходишь ближе, ощущение портится. Мы хотели, чтобы эмоциональное впечатление не менялось», – говорил Галицкий во время экскурсии по арене, которую сам и проводил для журналистов перед официальным открытием.

    ФК «Краснодар» впервые попал в призеры РПЛ еще до переезда на новый стадион – в сезоне 2014/15 стал третьим, а после взял бронзу еще дважды. Но это значило уже гораздо больше – давало место в квалификации Лиги чемпионов. Со второй попытки, в сезоне 2020/21, «Краснодар» успешно прошел отбор и впервые в истории показал себя и свой стадион на главном клубном турнире Европы.

    Еще до этого арену успели оценить соперники «Краснодара» по Лиге Европы, а также футболисты сборной Испании, которая во время чемпионата мира 2018 г. базировалась в Краснодаре и провела там товарищеский матч.

    Благодаря открытию нового стадиона резко возросла и посещаемость матчей «Краснодара»: на старый стадион «Кубань» в РПЛ ходили в среднем по 11 000–12 000 зрителей, средняя аудитория новой арены до пандемии превышала 22 000.

    Лучшая частная инвестиция

    Стадион – только половина урбанистического проекта Галицкого. Другая часть – парк, который разбили рядом с ареной и открыли в 2017 г. Почти 23 га пустыря превратили в комфортное пространство, которое создает особую атмосферу: «Концепция парка заключается в отрицании реальности сложившейся городской среды и попытке создать свой микрокосмос из воды, камня, дерева и растений», – поэтично объяснял замысел руководитель проекта Игорь Марков из архитектурного бюро Gmp в интервью журналу СБК.

    Отдельный восторг – фотографии из парка и снимки из парка со стадионом сверху, которые регулярно становятся вирусными: всегда впечатляет зимняя подсветка арены и дорожек в темноте и фиолетовые поляны цветущего шалфея.

    /Виталий Тимкив / ТАСС

    Руководитель Центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов сразу после открытия назвал парк «Краснодар» лучшим российским примером частных инвестиций в общественные пространства и сравнил его планировку с закругленными улицами итальянских городов, которые располагают к спокойным прогулкам, раздумьям и беседам.

    В разговоре с «Ведомости. Спортом» Мурунов подтверждает, что ничего лучше с точки зрения парковой архитектуры в России так не появилось, поэтому парк Галицкого по-прежнему ориентир для частных инвесторов, которые вкладывают в общественные пространства.

    В то же время Мурунов сомневается, что пример владельца «Краснодара» вдохновит других инвесторов: «Пока это инвестиции в пространство, а не в людей. В мире сейчас важно не только то, что делает меценат, но и как он это делает. Парк Галицкого – закрытый проект с точки зрения проектирования и управления, а сейчас вдохновляются открытыми проектами. К тому же мало кто из инвесторов понимает ценность и цели таких историй: нужны расчеты экономических и социальных эффектов, тогда больше шансов, что пример будет вдохновлять. Пока к проекту относятся как к феномену, причуде».

    Эксперт согласен, что парк и стадион быстро стали достопримечательностью и новым символом Краснодара. Но он считает, что пока городу и парку не хватает тесной привязки друг к другу.

    «Парк Галицкого сам по себе, а Краснодар сам по себе – нет понимания, почему и как этот парк возник и при чем тут Краснодар, – считает Мурунов. –У меня была гипотеза, что Галицкий пытается таким образом сохранить свое понимание города, не бороться с существующим (что верно), а создавать свой. Но тогда так и надо это позиционировать: Краснодар 2.0 начинается с парка. А частный город внутри существующего создать невозможно».

    В планах Галицкого поэтапное расширение парка (появившиеся в сети проекты обещают фудкорт, каскадный водопад, пешеходный мост через озеро и другие объекты) и строительство нового стадиона для команды «Краснодар-2».

    Новая достопримечательность

    Для гостей Краснодара стадион и парк – теперь пункт обязательной программы для посещения. Руководитель туристско-информационного центра Краснодара Марина Шарапова рассказала «Ведомости. Спорту», что сейчас это одно из самых популярных мест для туристов – причем не только из России, но и иностранцев.

    /Валерий Матыцин / ТАСС

    «Благодаря стадиону и парку появилась новая зона притяжения не только для любителей футбола, но и для всех, кто ценит красоту природы и дизайна. Трудно представить, какая из достопримечательностей города может сравниться с этим объектом», – объясняет Шарапова.

    По ее словам, одна из особенностей восприятия комплекса – высокая оценка со стороны жителей более крупных городов, которые меняют свое отношение к Краснодару после визита и личных впечатлений.

    «Стадион стал важным объектом притяжения для всех гостей города и, безусловно, определил статус Краснодара как туристического центра, – говорит Шарапова. – А особенность парка в том, что он привлекателен в любое время года, интерес к нему стабильно высок и зимой, и летом. Идея парка – изменить отношение к Краснодару как городу провинциальному и продемонстрировать, что при желании, наличии средств и утонченного вкуса и в России могут появляться объекты, которые по красоте и удобству как минимум равны мировым достопримечательностям. Для города это неоспоримое достижение и ориентир в дальнейшем развитии».