«Мне жаль, но выбора не оставили». Фигуристы Бойкова и Козловский выиграли все в этом сезоне, но расстаются с тренером

    Уходят к Этери Тутберидзе
    Александра Бойкова и Дмитрий Козловский с 2015 г. тренировались в группе Тамары Москвиной
    Александра Бойкова и Дмитрий Козловский с 2015 г. тренировались в группе Тамары Москвиной /Кирилл Кухмарь/ТАСС

    В российском фигурном катании случился первый громкий трансфер этого межсезонья. Александра Бойкова и Дмитрий Козловский (одна из лучших спортивных пар сборной) объявили о переходе в группу Этери Тутберидзе. До этого фигуристы почти восемь лет работали с Тамарой Москвиной. И вплоть до сезона 2020/21 были главным проектом заслуженного тренера. Тогда к группе присоединились прямые конкуренты – Анастасия Мишина и Александр Галлямов. 

    О том, что ситуация рискует стать напряженной, можно было догадаться уже на Гран-при России в том же 2020 г. Бойкова и Козловский победили, и на церемонии награждения Дмитрий то ли в шутку, то ли всерьез выкрикнул: «Это наше место. В очередь». Важно понимать: к тому моменту они провели на взрослом уровне уже два сезона и даже стали чемпионами Европы. Мишина и Галлямов удивляли всех сложным контентом, но по-настоящему больших турниров среди взрослых не выигрывали. 

    Чемпионат мира, который проходил в марте 2021 г., изменил расстановку сил. Анастасия и Александр получили золото, Александра и Дмитрий – бронзу, Тамара Москвина – публичный конфликт в группе. Нервы сдали у Бойковой. Сразу после объявления оценок она саркастично поздравила тренера с чемпионами мира и спешно покинула зону «кисс-энд-край», в которой фигуристы обычно приходят в себя после прокатов. 

    Жесткий спарринг сильных пар – один из главных методов Москвиной, проверенный поколениями. Так, Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев делили тренера с Еленой Бечке и Денисом Петровым, а Оксана Казакова и тот же Артур Дмитриев – с Еленой Бережной и Антоном Сихарулидзе. 

    «Чем конкуренция острее, тем лучше для тренера, – объясняла Москвина в одном из интервью. – Просто спортсменов высокого класса не должно быть слишком много. Две пары – вполне достаточно, чтобы вывести и ту и другую на уровень Олимпийских игр».  

    Возможно, именно надвигающиеся Олимпиада остановила Бойкову и Козловского два года назад. Полностью менять схему подготовки, когда до главного старта остаются считанные месяцы – слишком большой риск. 

    В олимпийском Пекине Александра и Дмитрий пропустили командный турнир и сосредоточились на личных соревнованиях, но остались без медалей – только четвертое место в итоговом протоколе. Одногруппники и здесь оказались на позицию выше. А, кроме того, все еще претендуют на золото командного турнира. Окончательным распределением медалей Международный олимпийский комитет (МОК) займется после того, как будет поставлена точка в допинг-расследовании по делу Камилы Валиевой.  

    Первый сезон в условиях международной изоляции и Бойкова с Козловским и Мишина с Галлямовым потратили на усложнение контента – стабилизировали доступные им тройные прыжки (как одиночные, так и в каскадах) и вовсю работали над четверными выбросами и подкрутками (это самые опасные элементы в современном парном катании). 

    По победам на турнирах, пусть и только внутренних, перевес на стороне Александры и Дмитрия: два золота на этапах Гран-при России и одно в финале серии, триумф на чемпионате страны. Потому решение об уходе из группы может показаться неожиданным. Но мама Козловского (в российском фигурном катании это важный источник информации) намекнула в своих социальных сетях, что оно назревало давно: «Мне жаль… Но выбора не оставили. Важное и очень сложное решение. Давно пора». Собственные слова она подкрепила репостом записи из фан-аккаунта Figuristinew, где есть, например, такие слова: «Цель оправдывает средства. Всегда считала, что если спортсмены меняют тренеров, это единственное верное решение. Никто не уйдет оттуда, где все устраивает. Жизнь одна, а спортивная жизнь еще и очень коротка».   

    Сами фигуристы ограничились более сдержанными постами, в которых поблагодарили тренерский штаб во главе с Тамарой Москвиной и рассказали, что такие перемены нужны им, чтобы не останавливаться в развитии. Тамара Николаевна на учеников не в обиде: «Когда ко мне приходят спортсмены, я предупреждаю сразу – вас никто не держит, работаем вместе, пока вам нравится. Если вы почувствуете, что вам некомфортно или вы не совершенствуетесь – букет цветов, шампанское, спасибо. И вы вольны, как мы».    

    Для абсолютного большинства болельщиков Этери Тутберидзе, с которой теперь будут работать Бойкова и Козловский, – главный специалист по подготовке чемпионок в женском одиночном катании. Но перед Олимпийскими играми в Пекине она проявила серьезный интерес и к спортивным парам.

    Программным можно считать заявление во время одного из выпусков шоу «Вечерний Ургант», которое раньше выходило на «Первом канале». Тутберидзе не просто рассказала, что ей было бы интересно поработать с фигуристами, которые выступают в парном катании, а объяснила, чего не хватает этому виду. «Я просто вижу, что парники почему-то плохо прыгают, – удивлялась Этери. – Конечно, они очень много времени тратят на парные элементы, но если их правильно поддерживать, то они будут лучше прыгать. И не всегда мне нравятся программы. Мне кажется, время ушло вперед, а какие-то пары остались».  

    В Китае Этери Тутберидзе выводила на лед Евгению Тарасову и Владимира Морозова. Фигуристам, которые на старте олимпийского сезона остались без тренировочного льда, сначала разрешили просто поработать в «Хрустальном», а потом выстроили для них целую систему подготовки. И, что еще важнее, собрали внушительную команду из топ-специалистов, в том числе – приглашенных, вроде Алексея Тихонова или Павла Слюсаренко. 

    В итоге Тарасова и Морозов, которые весь олимпийский цикл откровенно мучались (и срывали прыжки), на главном старте выдали два почти безупречных проката и уступили чемпионам из Китая всего 0,68 балла. О завершении карьеры они не объявляли, а, значит, в новой группе Бойковой и Козловскому тоже придется работать в условиях конкуренции. Но это уже совсем другая история.