Общие звезды и $2,4 млрд выручки в год: зачем UFC объединяют с главным рестлинг-промоушеном
Суммарную аудиторию двух проектов оценивают в 1 млрд человекРасчет на синергию
Влияние главного промоушена в индустрии единоборств расширяется: UFC, который проводит самые рейтинговые и кассовые турниры по ММА, объединяется с World Wrestling Entertainment (WWE) – главной организацией в мире рестлинга.
Холдинг Endeavor Group, купивший UFC в 2016 г., объявил о том, что WWE войдет в структуру компании и образует с имеющимся тематическим активом новую платформу. В официальном сообщении о сделке говорится, что ни Endeavor, ни UFC не поглощают WWE целиком – этот бренд и компания продолжат работать, но теперь за счет консолидации усилий, а также пересечения аудиторий постараются нарастить прибыль.
В новой структуре Endeavor получит 51% акций, а оставшиеся 49% достанутся владельцам WWE. На момент сделки рестлинг-часть бизнеса оценивают в $9,3 млрд, при этом создаваемую компанию в целом – более чем в $21 млрд. Из чего легко сделать вывод о том, что UFC прямо сейчас эффективнее как бизнес c оценкой в $12,1 млрд. По данным Bloomberg, такой показатель как ориентир обозначил в презентации для инвесторов финансовый директор Endeavor Джейсон Любин.
Согласно финансовым отчетам холдинга, по итогам 2022 г. спортивные активы (UFC и Professional Bull Riders) принесли компании $1,3 млрд – при этом ежегодная выручка UFC, уточняется в документах, стабильно прибавляет по 10% c 2019 г. в структуре доходов Endeavor. Новая компания после завершения формальных процедур выйдет на Нью-Йоркскую фондовую биржу под новым тикером – TKO (так же в индустрии единоборств обозначается технический нокаут). Суммарную выручку ММА-промоушена и рестлинг-организации в 2022 г., до слияния, официальный сайт UFC оценивает в $2,4 млрд.
WWE готовилась к продаже в течение нескольких месяцев, сделку нельзя назвать неожиданной. По данным Sky Sports, актив на стыке спорта и медиа вызывал интерес у потенциальных покупателей из сферы развлечений, в том числе у Disney, Amazon и Fox.
Но в связке с UFC владельцы WWE рассчитывают на синергию продуктов, которые напрямую друг с другом не конкурируют, но делят соседние слоты в нише развлечений, основанных на единоборствах. При этом топ-менеджеры головного холдинга подчеркнули, что президент UFC Дэйна Уайт сохранит свои статус и обязанности, но будет заниматься только собственным проектом, исполнительный директор WWE Ник Хан станет главой рестлинг-направления. При этом в совете директоров новой структуры, состоящем из 11 человек, шестеро будут назначены Endeavor, еще пятерых выберет WWE.
Наращивать бизнес-показатели собираются не только за счет совмещения функций бэк-офиса и общей инфраструктуры, но в первую очередь с помощью более выгодных продаж медиаправ на американском и международном рынках, а также реализации билетов, спонсорских опций, лицензирования и других направлений, которые уже составляют основу выручки UFC.
Глава Endeavor Ари Эмануэль, комментируя сделку, назвал ситуацию редкой возможностью создать глобальную спортивно-развлекательную компанию на базе сразу двух лидеров индустрии.
Попытки в России
WWE – семейный бизнес, который еще в 1953 г. создал бизнесмен Джесс Макмэн, первые 28 лет компанией руководил его сын Винс, а с 1982 г. за развитие отвечал уже внук основателя Винс Макмэн-младший, при нем проект добился широкой узнаваемости и стал по-настоящему успешным.
Комментируя сделку, Макмэн отметил, что суммарная аудитория UFC и WWE составляет более 1 млрд человек по всему миру – правда, не уточнил, как именно получен такой вывод и каково пересечение аудиторий реcтлинг- и ММА-проектов.
При этом у WWE и UFC уже есть история взаимодействий: например, в 2008 г. звезду рестлинга Брока Леснара подписали в ММА, через три боя он стал чемпионом и даже помог установить рекорд по продажам платных трансляций – по разным данным, от 1,3 млн до 1,6 млн человек заплатили, чтобы посмотреть, как Леснар будет защищать титул против Фрэнка Мира в 2009 г. Этот результат до сих пор уверенно входит в топ-10 за всю историю промоушена. Леснар после трех лет в UFC вернулся в WWE на увеличенный контракт и остался главным лицом в истории рестлинга.
Рестлинг – скорее развлекательный, чем спортивный проект, потому что в основном проводит шоу с прописанными сценариями. Там тоже есть бои и их победители, но в отличие от чистого спорта события заранее прописаны, а на площадку выходят спортсмены-актеры, которые должны зрелищно реализовать режиссерские задумки.
Как правило, фанаты рестлинга сравнивают происходящее с просмотром сериала: всем известно, что есть сценарий, но при первом просмотре развязки не знаешь, а если получилось нечто захватывающее, бывает интересно посмотреть и еще раз – так же, как и снова посетить понравившийся спектакль в театре.
WWE трижды проводила шоу в России: приехала с первым в апреле 2012 г. в Москву, а через год провела два – сначала в Санкт-Петербурге, на следующий день в Москве.
Российский рынок всегда был интересен WWE, но организации постоянно что-то мешало полноценно на него выйти, рассказывает «Ведомости. Спорту» генеральный директор Независимой федерации рестлинга (НФР) Даниил Дмитриев.
«В 2007 г. в Москву приезжал [на тот момент продюсер WWE, сын владельца Винса Макмэна] Шейн Макмэн, он был специальным гостем нашего шоу, – вспоминает Дмитриев. – Мы с ним общались, он был позитивно настроен относительно перспектив в России, но потом наступил мировой кризис, все свернулось».
Руководитель НФР отмечает, что первое мероприятие WWE в России прошло хорошо, а вот второй приезд организации оказался не таким успешным. Он предполагает, что это может быть связано с проведением двух шоу друг за другом – на два мероприятия аудитории в стране не хватило.
Сейчас WWE очень осторожно подходят к отношениям с Россией, обращает внимание Дмитриев. Его версия: это связано тем, что Линда Макмэн, жена Винса Макмэна, бывший президент WWE и до последнего времени миноритарный владелец, с 2009 г. строит политическую карьеру (в 2017–2019 гг. отвечала за развитие малого бизнеса в администрации Дональда Трампа), связи с Россией ей могли бы помешать.
У Дмитриева остались двойственные впечатления от шоу, которые WWE устраивала в России.
«С одной стороны, крайне впечатлил размах рекламной кампании и масштабы организации, – говорит он «Ведомости. Спорту». – С другой – на мой взгляд, они слишком расслабленно подошли к самому исполнению матчей. Даже со всеми скидками на усталость после перелета и выступление два дня подряд это было на троечку. Наши парни и девушки могут гораздо круче».
Пересечения героев
У рестлинга насыщенная история на российском ТВ. Аудитория в стране начала знакомиться с развлечением еще в 1998 г., когда на канале ТНТ появилась программа «Титаны рестлинга» с комментариями шоумена Николая Фоменко. Позже разные обзорные шоу появлялись на СТС, снова на ТНТ и «2x2», а с января 2020 г. специализированный канал «Матч! Боец» в течение двух лет транслировал шоу в прямом эфире. В начале марта 2022 г. американская организация разорвала контракт с «Матч ТВ».
Российский вещатель заинтересован в возвращении рестлинга, подтвердил в разговоре с «Ведомости. Спортом» представитель канала. Трансляции UFC на «Матч ТВ» продолжаются с начала 2022 г., промоушен в отличие от многих международных правообладателей не прерывал сотрудничество.
«У рестлинга, безусловно, есть своя аудитория, которая смотрит этот формат на регулярной основе, – уточнили на канале для «Ведомости. Спорта». – Как мы полагаем, часть зрителей остается смотреть трансляцию, попав на нее случайно. Нам было бы интересно добавить WWE в линейку трансляций канала «Матч! Боец», который специализируется на единоборствах. Получится это или нет – вопрос сложный, ответ на него зависит от множества факторов, в том числе и коммерческого».
Даниил Дмитриев уточняет, что показ шоу WWE на «Матч ТВ» почти не помог развитию российского рестлинга, потому что рекламировать сторонние мероприятия в эфире комментаторы не могли. Глава НФР в разговоре с «Ведомости. Спортом» добавляет, что сейчас интерес к рестлингу в России на подъеме: он связывает это как с ростом популярности в мире в целом, так и с работой организации. Дмитриев приводит в пример шоу к 20-летию НФР, которое собрало около 800 зрителей в зале и было показано в сервисе Okko.
«У нас есть стабильная аудитория, которая посещает все мероприятия. А есть те, кто приходит на шоу из-за сокращения выбора развлекательных мероприятий в стране, – говорит он. – Рестлинг-шоу становятся новым вариантом для досуга. Но, к сожалению, это не дает нам интереса со стороны спонсоров и рекламодателей. Рестлинг в нашей стране по-прежнему немного странная нишевая история, которую не воспринимают всерьез».
Слияние WWE и UFC означает, что у рестлинга появляются новые перспективы, считает Дмитриев. В первую очередь он предполагает, что активизируется взаимодействие организаций на уровне спортсменов, ведь у многих звезд WWE есть ММА-подготовка.
Весьма вероятно, что одним из первых в этом направлении будет бой Конора Макгрегора. Ирландский боец, завершивший карьеру в UFC, в день слияния организаций опубликовал фото с чемпионскими поясами ММА-промоушена и WWE и подписал: «Это неизбежно».