Игорь Столяров: «Закон о «Едином регуляторе азартных игр» обнуляет все достижения букмекерской отрасли»

    Замгендиректора «Лиги Ставок» — о новой инициативе Госдумы в отношении букмекеров
    Игорь Столяров
    Игорь Столяров

    Вчера Госдума РФ приняла законопроект о регулировании рынка азартных игр. Его действие распространится в том числе и на букмекеров. Закон предполагает создание публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр» — она в режиме реального времени будет направлять целевые отчисления от букмекеров в пользу российских спортивных федераций и профессиональных лиг. Кроме того, появится отдельный компенсационный фонд, который также будут пополнять букмекеры, — причем, исходя из новой «базы», то есть по новым финансовым условиям. По мнению, инициаторов документа — депутатов «Единой России» Игоря Станкевича и Виктора Дерябкина — такие меры позволят увеличить финансирование российского профессионального и детско-юношеского спорта. Однако многие представители букмекерского бизнеса придерживаются противоположной точки зрения.

    - Конечно, этот закон негативно скажется на отрасли, — утверждает заместитель генерального директора БК «Лига Ставок» Игорь Столяров. — При этом непонятно, какую базу расчета применять, нет разъяснений на сегодняшний момент. В текущей версии законопроект по-прежнему имеет неоднозначные трактовки.

    Был оптимистичный сценарий, мы предлагали: давайте увеличим минимальный порог целевых отчислений в фиксированной сумме и обяжем все компании, которым выданы лицензии (их 27 на рынке) платить или уходить с рынка.

    Если бы мы сделали минимальный порог отчислений не 15 млн руб и даже не 30 млн руб, а например 40 млн руб — без всяких плавающих процентов — то легко и непринужденно умножили бы эти 40 млн на четыре квартала в году и получили 160 млн руб. А 160 млн умножили бы на 27 выданных лицензий, и вышли бы на цифру в 4,2 миллиарда рублей.

    Когда мы говорим про оборот — мы имеем в виду все входящие платежи, включая суммы выигрышей клиентов, которые еще предстоит выплатить. Оборот — это всегда интерпретация в расчетах. Когда мы говорим про выручку — таких интерпретаций, чисто бухгалтерских — меньше. В этом коренное различие.

    Что будет? Будут непонятные и неоднозначные ситуации с большим количеством серых зон. И это плохо, это откат отрасли на много лет назад, уход игроков в тень – и компаний, и клиентов. Это сокращение спонсорских контрактов, маркетинговых бюджетов, направленных на поддержку российского спорта. Обнуление в какой-то степени всех достижений букмекерской отрасли в целом и крупных легальных компаний-рекламодателей, в частности. Опять же – кризис спортивных СМИ, доходы которых во многом зависят от букмекерских компаний.

    Что касается «Лиги Ставок» – мы активная и социально-ответственная компания, которая хочет жить и работать по законам цивилизованного рынка, помогать спорту развиваться, финансировать спортивные трансляции, предлагать болельщикам принципиально новый контент и способ досуга. Как это и происходит во всем мире. Мы много лет формируем культуру спортивного букмекерства в стране: через публичные мероприятия, просветительские проекты, PR, GR и так далее. Сейчас корабль развернется ровно на 180 градусов. Я не знаю, как его удержать, если честно.

    Конечно, «Лига Ставок» надеется сохранить прибыльность своего бизнеса. Потому что если бизнес нерентабельный, то зачем нести эту писаную торбу и оживлять дохлую лошадь? Это логика любого коммерческого проекта.

    Думаю, в ближайшее время рынок ожидает масса тектонических сдвигов: компании будут консолидироваться, переименовываться, диверсифицировать бизнес.

    Но все-таки мы надеемся. Там же есть отсрочка до введения законопроекта, 270 дней, и согласно этим расчетам у нас до сентября есть время, чтобы как минимум все пересчитать, а как максимум реорганизовать бизнес, чтобы остаться на плаву.

    Если сократить все рекламные и маркетинговые бюджеты до нуля, то, наверное, в этом случае бизнес будет иметь определенную норму рентабельности. Может быть, не такую, какую он имел раньше, но позволит как минимум, быть операционно безубыточным. Но это будет такой, знаете ли, бизнес в вакууме. Тоже интересный феномен будем наблюдать. Не будет ни рекламы на телевидении, ни спонсорской поддержки, ни спонсорских контрактов, ни прямой рекламы, вообще ничего не будет. «Матч ТВ», например, загнется окончательно как канал, потому что он живет на доходы от рекламы букмекеров. Не говоря уже про остальные спортивно-тематические медийные площадки.

    Вот что произойдет. Понимаете, какая история? В эпоху глобализации, интеграции и конвергенции не может целая индустрия существовать в вакууме. Она очень сильно соприкасается с другими индустриями — с рекламным рынком, спортивным маркетингом, соревнованиями. Она же, эта индустрия, интегрирована и в народное хозяйство, и в экономику страны.