НБА продала ТВ-права до 2036 года за рекордные $76 млрд

    Новое 11-летнее соглашение в три раза выгоднее предыдущего
    Governor Eric Holcomb

    «Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели.

    Национальная баскетбольная ассоциация (НБА) после длившихся несколько месяцев переговоров заключила рекордную сделку по продаже телевизионных прав лиги стоимостью $76 млрд. Эту сумму баскетбольной лиге принесут соглашения с тремя гигантами медиа-бизнеса – The Walt Disney Company, NBCUniversal и Amazon Prime Video, информирует SportsPro Media. Контракт вступит в силу с сезона 2025/26 и будет действовать 11 лет. 

    $6,9 млрд за сезон 

    Это настоящий прорыв для самого популярного баскетбольного турнира, которому удалось более чем втрое улучшить условия договора – по заканчивающемуся в следующем году 11-летнему соглашению с The Walt Disney Co. (матчи транслируют каналы ABC и ESPN) и Warner Bros. Discovery Inc. (TNT Sports) лига стала богаче на $25 млрд. «Наши новые глобальные медиа-соглашения максимально расширят охват и доступность игр НБА для болельщиков в США и ​​во всем мире, – поделился комиссар лиги Адам Сильвер. – Партнеры будут распространять наш контент на широком спектре платформ и помогут привлечь новых болельщиков в течение следующего десятилетия». 

    Самую большую сумму НБА заплатит Disney (ABC/ESPN) – $2,6 млрд в год за право трансляции 80 игр регулярного сезона, включая более 20 матчей на ABC и до 60 матчей на ESPN, раскрыл детали The Washington Post. Одна из главных фишек контракта – показ всех пяти игр НБА в Рождество. Также ABC останется эксклюзивным вещателем финалов НБА, которые транслируются на канале с 2003 г., покажет Матч всех звезд НБА, драфт и половину всех матчей Летней лиги НБА. Disney будет распространять игры лиги на платформах ESPN на нескольких международных рынках, включая Латинскую Америку, страны Африки, Океанию и Нидерланды, а также на отдельных рынках Азии и Европы. В 2036 г. сотрудничеству Disney с НБА исполнится 34 года. 

    Порядка 100 игр регулярного сезона НБА в год покажет NBCUniversal, стоимость соглашения которого составит $2,5 млрд в год – трансляции будут проведены на канале NBC и стриминговом сервисе Peacock. На NBC в том числе можно будет увидеть все сопутствующие Матчу всех звезд мероприятия, такие как конкурс слэм-данков (AT&T Slam Dunk), трехочковых бросков (Starry 3-Point Contest) и финтов (Kia Skills Challenge). В плей-офф NBC/Peacock покажут 28 игр в первых двух раундах и одну из двух серий финалов конференции. В рамках партнерства NBCU будет продвигать игры НБА на нескольких европейских рынках через Sky Sports, а также в странах Карибского бассейна и Африки. Кроме того, NBCU покажет игры Женской Национальной баскетбольной лиги (WNBA) и все матчи мужской и женской национальных сборных США по баскетболу. 

    Наименьший пакет стоимостью $1,8 млрд за сезон достался компании электронной коммерции Amazon. За эти деньги будут показаны 66 игр регулярного сезона НБА на принадлежащем компании стриминговом сервисе Prime Video. Предполагается показ вечерних матчей по четвергам и пятницам, а также как минимум одной игры в Черную пятницу (на следующий день после Дня благодарения), плюс четвертьфиналы, полуфиналы и финал внутрисезонного турнира лиги Emirates NBA Cup. Кроме того, Prime Video будет транслировать одну из двух серий финалов конференции в течение шести из 11 лет на ротационной основе с NBCU, начиная с сезона 2026/27. 

    На международном уровне Amazon покажет поединки НБА в Мексике, Бразилии, Франции, Италии, Испании, Германии, Великобритании и Ирландии. Также Prime Video станет стратегическим партнером лиги и сторонним глобальным направлением NBA League Pass – сервиса подписки на игры НБА в прямом эфире лиги с расширенными правами на распространение в США и по всему миру. Кроме того, в рамках соглашения Prime Video будет транслировать половину всех игр Летней лиги НБА. 

    Только NFL зарабатывает больше

    Огромную полемику в США вызвало отсутствие в новой сделке Warner Bros. Discovery Inc (WBD), которая непрерывно показывала матчи НБА с 1984 г. через принадлежащий ей канал TNT Sports. Компания не смогла перебить предложение Amazon, но это не единственная причина отказа руководства лиги продолжать сотрудничество с WBD, пишет The Athletic. Во-первых, TNT хотел транслировать все свои игры по своей кабельной сети и стриминговому сервису Max, тогда как Prime Video – это стриминговый сервис, у которого охват значительно больше. Во-вторых, Amazon выразила готовность оплатить первые три года контракта, в то время как WBD, у которой есть долги порядка $40 млрд, по данным Bloomberg, не смогла этого сделать. 

    Руководство TNT Sports не согласно с такой позицией лиги, особенно по отношению к многолетнему партнеру, поэтому дело может закончиться судом. Это не выгодно ни одной из сторон ввиду того, что частные разговоры могут стать публичными во время слушаний. Боссов НБА трудно упрекнуть в предвзятости или нечестной игре – Сильвер еще в прошлом году выразил готовность привлечь стриминг для третьего пакета трансляций. И это не удивительно. Долгое время спорт в значительной степени оставался оплотом традиционного линейного телевидения, но ситуация меняется стремительным образом. По прогнозам Insider Intelligence, к концу 2027 г. число подписчиков, не пользующихся стримингом, составит менее 35% от общего числа потребителей в США. 

    «Будь у руля TNT Sports такой руководитель, как Дэвид Леви, который покинул компанию в 2019 г., у конкурентов не было бы шансов. Новое руководство WBD пыталось хладнокровно играть в покер с НБА. В конце концов, оно неправильно истолковало свои собственные карты, – резюмирует Front Office Sports. – Также непонятно, почему WBD не пустила в ход свой главный козырь – популярное шоу «Вокруг НБА». С начала 2000-х гг. эта программа оценивалась как одно из лучших спортивных аналитических шоу на американском телевидении, и за свою историю завоевало 19 премий Sports Emmy Awards. Вместо попытки привлечь к борьбе главных звезд программы и легенд НБА Чарльза Баркли и Шакила О'Нила, канал оставил их в неведении. 

    Годовой доход НБА в $6,9 млрд по новой сделке значительно превышает показатели Главной лиги бейсбола (MLB) в размере $1,9 млрд и Национальной хоккейной лиги (НХЛ) в $625 млн за один сезон. Если НБА будет развиваться такими же темпами, то однажды догонит самый популярный в США вид спорта – американский футбол. В настоящее время именно Национальной футбольной лиге (NFL) принадлежит рекорд по телевизионным сделкам – $10 млрд в год, подчеркивает Sports Business Journal.