Сделка недели: Леброн Джеймс сменил партнера по выпуску коллекционных карточек

    Fanatics делает все, чтобы вытеснить с американского спортивного рынка конкурента – Panini
    По данным Forbes, состояние Леброна Джеймса превышает $1 млрд
    По данным Forbes, состояние Леброна Джеймса превышает $1 млрд /Wikimedia

    Американский производитель лицензированной спортивной одежды и предметов коллекционирования Fanatics объявил об эксклюзивном многолетнем партнерстве с 39-летней суперзвездой НБА Леброном Джеймсом, информирует Bleacher Report. В рамках сотрудничества игрок «Лос-Анджелес Лейкерс» присоединится к подразделению компании Fanatics Collectibles – ведущему лицензиату, производителю, дизайнеру и продавцу коллекционных карточек и спортивных сувениров на мировом рынке. Официально сумма сделки не разглашается, но эксперты оценивают ее в более чем $5 млн в год, утверждает американский телеканал новостей бизнеса CNBC. 

    Дебютная карточка Леброна от Fanatics поступит в продажу 19 января. На ней он будет изображен вместе с сыном Бронни Джеймсом, выступающим за баскетбольную команду Университета Южной Калифорнии «Троянс». В рамках презентации карточки легендарный игрок озвучил короткое видео (в ролике Леброн представляет Topps, принадлежащую Fanatics) под названием «Происхождение величия», в котором основное внимание уделяется первым моментам карьеры нескольких спортсменов-партнеров Fanatics и эпизодам их успеха. «Как человек, который ценит все моменты – большие и маленькие – на протяжении всего пути, я рад разделить их c моими поклонниками благодаря партнерству с Fanatics», – отметил Джеймс-старший. 

    На карточке Леброн появится в школьной форме своей первой команды Сент-Винсент – Сент-Мэри, а Джеймс-младший – в комплекте «Троянс». В следующем году 19-летний атакующий защитник Бронни намерен выставить свою кандидатуру на драфт НБА, несмотря на то, что летом 2023 г. пережил остановку сердца на тренировке. Эта карточка с подписями отца и сына войдет в баскетбольную коллекцию Fanatics Chrome Basketball с более чем ста другими игроками.

    До сделки с Fanatics (Wall Street Journal оценивает компанию в $31 млрд) Леброн на протяжении 20 лет сотрудничал с их конкурентами – Upper Deck. Эта компания помимо коллекционных карточек производит другие спортивные товары, такие как статуэтки, игрушки, брелки, календари и т.д. Upper Deck имеет эксклюзивные соглашения на производство памятных вещей с такими легендарными спортсменами как Майкл Джордан, Тайгер Вудс, Уэйн Гретцки, Коннор Макдэвид и Серена Уильямс. 

    Пятилетнее соглашение с Upper Deck в 2003 г. сделало 18-летнего Леброна миллионером еще до того, как он перешел в НБА – игрок подписал контракт на $1 млн. На тот момент это было крупнейшей тематической сделкой в истории. Джеймс предоставил Upper Deck права на все официальные памятные вещи с его именем и изображением, а партнерство с Fanatics ограничивается только карточками. 

    Многолетнее сотрудничество Джеймса с Upper Deck получилось очень плодотворным. В 2021 г. коллекционная открытка Леброна сезона 2003/04 из серии Upper Deck Exquisite стала самой дорогой баскетбольной карточкой в истории. Неизвестный покупатель приобрел ее на аукционе за $5,2 млн. До этого рекорд принадлежал изображению словенского разыгрывающего «Даллас Маверикс» Луки Дончича. Обладатель прав на нее, итальянская компания Panini, продала карточку за $4,6 млн. 

    Другие памятные карточки с Леброном также пользуются большой популярностью. В частности, открытка «Тройной логотипмен» (на ней изображены три нашивки команд НБА в карьере Джеймса: «Кливленд Кавальерс», «Майами Хит» и «Лос-Анджелес Лейкерс») ушла на аукционе в 2022 г. за $2,1 млн. Памятные вещи лучшего снайпера в истории НБА также стоят дорого. В прошлом году майка «Майами Хит», в которой Джеймс выступил в финале НБА 2013 г., была продана за $3,68 млн. 

    Джеймс не впервые уходит от одного из своих главных спонсоров к конкурентам. Форвард 17 лет сотрудничал с Coca-Cola, после чего в 2021 г. подписал контракт с Pepsi. Сумма сделки не разглашалась, но CNBC утверждал, что она может быть сопоставима с пожизненным контрактом звезды НБА с Nike на $1 млрд. Для Fanatics подписание Джеймса – очередной успех после покупки в 2022 г. одного из конкурентов, производителя спортивных коллекционных карточек Topps. CBS Sports оценивает сделку по поглощению в $500 млн. Главной же целью Fanatics по-прежнему остается вытеснение с американского рынка компании Panini, которая обладает правами на продажу карточек с игроками НБА с 2009 г. и имеет действующее соглашение до 2026 г. 

    Отношения между конкурентами сильно накалены после информации The Athletic в 2021 г. о том, что Fanatics заключила эксклюзивное соглашение с НБА по коллекционным карточкам и заменит Panini по окончании их сделки с лигой. В ответ Panini подала судебный иск на Fanatics в антимонопольный комитет федерального суда Флориды, пишет Forbes. Итальянский производитель памятной продукции обвиняет конкурентов в «расчетливом, преднамеренном антиконкурентном поведении с целью установления монополии в индустрии коллекционных карточек». Panini утверждает, что ей «не была предоставлена ​​возможность участвовать в торгах или иным образом конкурировать за лицензии». 

    Fanatics, в свою очередь, подали встречный иск в Федеральный суд Нью-Йорка, утверждая, что Panini «пыталась заблокировать с трудом заработанный успех Fanatics посредством серии вредоносных, несправедливых и неправомерных действий». Битва за влияние идет жаркая, но соглашения Fanatics с Джеймсом, а также первым номером драфта НБА Виктором Вембаньямой и звездами НФЛ (Национальная футбольная лига) Си Джей Страудом, Брайсом Янгом и Калебом Уильямсом свидетельствует о том, что мяч пока на стороне американской компании.