«Идет непрекращающаяся война кошельков». Почему в НБА такие высокие зарплаты

    Доходность лиги и налог на роскошь ускоряют рост стоимости контрактов игроков
    В сезоне 2022/23 у Стефена Карри самая высокая зарплата в НБА, а у его клуба — «Голден Стэйт Уорриорз» — самая щедрая зарплатная ведомость
    В сезоне 2022/23 у Стефена Карри самая высокая зарплата в НБА, а у его клуба — «Голден Стэйт Уорриорз» — самая щедрая зарплатная ведомость /EPA

    В сезоне 1991/92 форвард «Бостон Селтикс» Ларри Берд стал первым игроком Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), чья зарплата превысила $5 млн в год — он получал $7,07 млн, что с поправкой на инфляцию сейчас равно $15,4 млн. На тот момент «Селтикс» были самой дорогой командой лиги — на зарплаты игрокам уходило $25,3 млн ($55,2 млн в нынешних деньгах). За 31 год многое изменилось: самый высокооплачиваемый баскетболист НБА Стефен Карри («Голден Стэйт Уорриорз») в нынешнем сезоне заработает $48,1 млн, а в сезоне 2024/25 получит больше ($55,8 млн), чем весь состав «Селтикс» образца 1991/92.

    По подсчетам Forbes, даже средняя зарплата игрока НБА за 30 лет выросла в 10 раз. В сезоне 2019/20 она составляла $9,5 млн в год, что в два раза выше аналогичного показателя Главной лиги бейсбола и в три раза — Национальной футбольной лиги.

    Заоблачный рост зарплат в НБА вполне логичен на фоне эффективной бизнес-модели. Заработок игроков напрямую зависит от доходов лиги, которые стабильно растут и распределяются по схеме, заложенной в коллективное соглашение лиги с профсоюзом игроков (CBA, Collective Bargaining Agreement). Согласно действующему CBA от 2017 г., на зарплаты игроков выделяется 49–51% доходов лиги, полученных от баскетбольной деятельности (BRI, Basketball-Related Income). В структуру BRI входит выручка от продажи телеправ, билетов и атрибутики, спонсорских контрактов, реализации товаров на аренах и проч.

    Клубы НБА с самыми высокими расходами на зарплаты игроков в XXI в., $ млн
    Клубы НБА с самыми высокими расходами на зарплаты игроков в XXI в., $ млн /HOOPSHYPE.COM

    В сезоне 2021/22 доходы НБА впервые в истории превысили отметку в $10 млрд. Рекорд был установлен после двухлетнего падения выручки, вполне ожидаемого на фоне пандемии (приостановка сезона 2019/20 и его возобновление без зрителей, проведение плей-офф в «пузыре»; укороченный на 10 игр регулярный чемпионат-2020/21 с ограниченной посещаемостью). В сезоне 2018/19 лига заработала $8,8 млрд, а в двух следующих «ковидных» — $8,3 млрд и $5,6 млрд соответственно. 

    Трещины на потолке

    Мощный рост выручки в сезоне 2021/22 позволил в очередной раз повысить потолок зарплат — в чемпионате 2022/23 он составляет $123,7 млн (годом ранее — $112,4 млн). Для богатых команд, которые не укладываются в ограничения, с чемпионата 2001/02 действует налог на роскошь. Его порог тоже регулярно повышается, в текущем сезоне это $150,3 млн: за каждый потраченный сверху доллар придется заплатить лиге от $1,5 до $4,75. С момента введения налога наибольшее количество раз порог превышали «Лос-Анджелес Лейкерс» (в 11 сезонах), «Нью-Йорк Никс» (10) и «Даллас Маверикс» (9). Рекордсменом по суммарным тратам является сильнейшая команда последнего десятилетия «Голден Стэйт Уорриорз», заплатившая за пять сезонов $337,84 млн. При этом толстый кошелек не гарантирует титул — к примеру, «Никс» за 20 лет ни разу не стали чемпионами.

    «НБА давно пытается создать условия для равноправной конкуренции, — объясняет «Ведомости. Спорту» баскетбольный агент Обрад Фимич. — Но из года в год мы наблюдаем, что потолок зарплат, возможно, не столь эффективен. Последние сезоны показывают, что любая команда-чемпион имеет в составе двух-трех звезд, получающих огромные деньги».

    По мнению олимпийского чемпиона Сергея Тараканова, потолок зарплат, налог на роскошь и система драфта — пока что лучшие изобретения НБА для сохранения конкуренции. Иначе, считает собеседник, в финалах регулярно встречались бы одни и те же супербогатые команды.

    «Есть и исключения, — продолжает Тараканов в разговоре с «Ведомости. Спортом». — Показательна история «Бруклин Нетс» с их огромным бюджетом. В сезоне 2020/21 они имели в составе трех дорогих суперзвезд — Джеймса Хардена, Кайри Ирвинга и Кевина Дюранта, но не смогли выиграть чемпионат. В этом и прелесть баскетбола — он часто непредсказуем».

    Важную роль для поддержания конкуренции играет система драфта, считает Тараканов. Она дает возможность не самым успешным клубам получать молодых талантливых игроков, а сохранить их — задача менеджмента. 

    Соблазнительные «максималки»

    Топ-звезд клубы пытаются удержать за счет подписания так называемых супермаксимальных контрактов, где в зависимости от стажа зарплата игрока может доходить до 35% от потолка зарплат. По мнению Фимича, решение европейских суперзвезд Янниса Адетокунбо («Милуоки Бакс») и Николы Йокича («Денвер Наггетс») подписать пятилетние «максималки» ($228 млн и $264 млн соответственно) и остаться в клубах из не самых крупных городов свидетельствует об эффективности этого инструмента.

    «В США точно есть города более интересные для проживания, чем Денвер и Милуоки, — рассуждает агент. — С другой стороны, оставшись там, парни получили возможность почувствовать себя настоящими суперзвездами: клубы полностью подстраиваются под них. Когда выходишь на паркет и видишь полный зал, куда 20 000 человек пришли посмотреть прежде всего на тебя, — это производит колоссальное впечатление».

    По мнению Тараканова, стремление клубов с маленьких рынков привязать задрафтованных ими топ-игроков долгосрочными контрактами логично, но этот способ работает не всегда: команды со скромным бюджетом редко выигрывают чемпионат, а при наличии похожего предложения из топ-клуба звезды предпочтут Нью-Йорк, Бостон или другой крупный город, где жить комфортнее.

    «Идет непрекращающаяся война кошельков, и со стороны кажется, что этот пузырь рано или поздно лопнет, — считает Тараканов. — Но растущие теледоходы лиги только стимулируют рост зарплат. На каком-то этапе НБА, мне кажется, придумает какой-то новый сдерживающий инструмент. Платить $30–50 млн в год людям за игру в баскетбол, когда рядовой житель страны зарабатывает примерно $2000–3000 в месяц, — это безумие. Не исключаю, что лига предпримет какие-то шаги, чтобы не дойти до полного абсурда, когда даже игроки, которые машут полотенцем на скамейке запасных, получают $10 млн за сезон, это тоже бред!»

    Крупнейшие плательщики налога на роскошь в НБА (сезона 2001/02-2021/22), $ млн
    Крупнейшие плательщики налога на роскошь в НБА (сезона 2001/02-2021/22), $ млн /Forbes

    Кроме того, большой разрыв между зарплатами лучших игроков и их партнеров негативно влияет на отношения внутри коллектива, обращает внимание Тараканов. «Если ты классный игрок, один из лидеров команды, но с тобой играет человек на супермаксимальном контракте, зарабатывающий в три-четыре раза больше тебя, это вряд ли хорошо для «химии», — говорит он. — Возникает ревность, недовольство, конфликтные ситуации, которые потом просачиваются в СМИ».

    При этом в американском спорте любят конструировать образ супергероя, вокруг которого все строится, добавляет Тараканов. «Ему создают лучшие условия, ведь герой — магнит для болельщиков. Но если у героя закружится голова, это создаст серьезные проблемы», — считает Тараканов.

    При этом зарплаты растут не только номинально — увеличивается и их покупательная способность. Когда НБА отмечала свое 25-летие (сезон 1970/71), средняя зарплата игрока составляла $90 000. На эти деньги в США тогда можно было купить 3,6 дома средней ценой в $25 200. В сезон полувекового юбилея (1995/96) средняя зарплата уже была $2,2 млн, что равнялось 15,7 дома (при средней цене дома в $140 000), в сезон 75-летия (2021/22) — $8,8 млн, или 32,7 дома (при средней цене дома в $269 000). 

    Amazon выходит на замену?

    Основным драйвером роста доходов НБА остается продажа телеправ. Текущее соглашение с ESPN и TNT заключено на девять лет (2016–2025 гг.) и принесет лиге $24 млрд. НБА уже начала переговоры по новому контракту, а среди потенциальных партнеров фигурирует и Amazon.

    У гиганта онлайн-торговли уже есть положительный опыт сотрудничества с НФЛ — эксклюзивный контракт на показ игр чемпионата по американскому футболу (Thursday Night Football, TNF). Матчи проходят по четвергам и транслируются на стриминговой платформе за $1 млрд в сезон. Одним из козырей Amazon в переговорах с НБА может стать ее способность привлечь более молодого зрителя, готового тратить больше на рекламируемые в трансляциях товары. Средний возраст аудитории, которая смотрит TNF, — 46 лет, что на восемь лет моложе аналогичного показателя у телесетей. В 2022 г. TNF в среднем смотрело 2,7 млн зрителей в самой привлекательной для рекламодателей возрастной группе (18–34 года) — это на 67% больше, чем в прошлом году.

    Соперником традиционных бродкастеров также могут стать крупные букмекерские компании, разглядевшие потенциал в баскетбольном зрителе, который готов делать ставки, в том числе в режиме реального времени. Как бы в итоге НБА ни разделила телевизионный пирог, американские медиааналитики не сомневаются, что стоимость нового контракта существенно вырастет и составит от $50 млрд до $75 млрд. 

    Новые рубежи

    Еще недавно многие задавались вопросом, какой баскетболист первым заработает $60 млн за сезон. Неофициально этот рубеж уже покорил легендарный Майкл Джордан. Его контракт в последний сезон в «Чикаго Буллс» (1997/98) «весил» $33,1 млн, что с учетом инфляционной корректировки сегодня составляет $61,3 млн. В действующем контракте Дэмиана Лилларда из «Портленда» предусмотрено $63,2 млн за сезон 2026/27, но собеседники «Ведомости. Спорта» считают, что на фоне экономического кризиса и высокой инфляции кто-то из молодых звезд может подписаться на $60 млн раньше.

    «Этот день все ближе. Деньги обесцениваются, а бизнес НБА идет в гору, телевизионные контракты дорожают — все это сыграет свою роль», — отмечает Тараканов.

    Ведущие европейские звезды в НБА сегодня не только играют, но и зарабатывают наравне с американцами, хотя так было не всегда. С 1990 г. в десятку самых высокооплачиваемых игроков лиги входило лишь пятеро европейцев: немец Дирк Новицки (пять раз, самая высокая позиция — второе место в сезоне 2013/14), грек Яннис Адетокунбо (дважды, делит седьмое место в текущем сезоне с тремя американцами), испанец Пау Газоль (дважды, делил шестое место с Андреем Кириленко в сезоне 2010/11), серб Владе Дивац (два раза, четвертое место в сезонах 1992/93 и 1993/94) и россиянин Кириленко (один раз).

    По мнению Тараканова, европейцы постепенно сломали стереотип об американском превосходстве — дорогие контракты и звания MVP (приз самому полезному игроку чемпионата. — «Ведомости. Спорт») Адетокунбо (в 2018 и 2019 гг.) и Николы Йокича (2021 и 2022 гг.) говорят сами за себя. «Лука Дончич (23-летний словенский игрок «Даллас Маверикс». — «Ведомости. Спорт») еще три года назад был гораздо более зрелым игроком по сравнению со своими американскими сверстниками. Будучи суперталантливым тинейджером, он выступал в Евролиге, набрался ценного опыта, а потом и в НБА вышел на лидирующие роли», — говорит Тараканов.

    По мнению Тараканова, европейцам нужно было преодолеть психологический барьер, чтобы добиться равенства, в том числе финансового. В рамках выставочных туров, которые сборная СССР проводила в США против ведущих университетских команд, Тараканову доводилось выходить на паркет против будущих звезд НБА — Мэджика Джонсона, Ларри Берда, Сидни Монкрифа, Денни Мэннинга.

    «Ощущения, что они из «космоса», не было, единственный, кто оставил такое впечатление, — Доминик Уилкинс в Вильнюсе, — вспоминает Тараканов звездного форварда «Атланты Хокс», в 1988 г. гастролировавшего с командой в СССР. — Нам очень сильно помогли первые контакты с «Атлантой» — в 1988 г. сборная провела вместе с ними сбор в Сухуми, сыграла три игры, одну выиграла, и мы поняли, что это нам по плечу. Годом раньше мы уступили «Милуоки Бакс» на их площадке в финале McDonald’s Open. У «Милуоки» тогда была хорошая команда, но мы просто не были морально готовы, нам казалось, что они сейчас сделают что-то невероятное. Но невероятное не происходило, и мы начинали понимать, что можно сражаться на равных, надо только приспособиться к их манере игры».

    Фимич хорошо знаком с тонкостями выхода европейских игроков на рынок НБА — он ведет дела Алексея Шведа (сейчас — игрока ЦСКА) и в 2012 г. принимал участие в подготовке его контракта с «Миннесотой Тимбервулвз».

    «В коллективном соглашении установлена шкала, фиксирующая зарплаты новичков в зависимости от номера, под которым они были выбраны в первом раунде драфта, — объясняет Фимич. — Если игрок был выбран во втором раунде или вообще остался не задрафтован, а потом имел опыт выступлений за рубежом, можно добиваться лучших финансовых условий. Нам помогло, что Алексей не был задрафтован, и в 2012 г. он подписал очень хороший контракт, на размер которого сильно повлияли его отличные выступления на Евро-2011 и Олимпиаде-2012».

    Итоговый вариант на сумму около $11 млн (по схеме 3 + 1 с опцией клуба на четвертый сезон) оказался чуть скромнее, чем игрок запрашивал изначально. «Но больше, чем можно было получить в Европе», — резюмирует Фимич.

    Кроме того, агент напоминает, что суммы контрактов в НБА стоит делить примерно на два: около 40% уходит на налоги, а типичные допрасходы включают покупку автомобиля, аренду жилья и прочие солидные траты.