Королевский доход: как зарабатывает Леброн Джеймс

    Курс по инвестициям от звезды НБА
    Getty Images
    Getty Images

    Нападающий «Лейкерс» Леброн Джеймс восьмой год подряд возглавляет рейтинг самых высокооплачиваемых игроков Национальной баскетбольной ассоциации. По данным Forbes, в этом сезоне он сможет заработать $111,2 млн. При этом годовая зарплата Джеймса в команде составит лишь треть от общей суммы — $41,2 млн. Все остальное — это доходы от спонсорских контрактов и других проектов. «Ведомости.Спорт» изучил самые дальновидные бизнес-инициативы игрока.     

    $120 за билет на школьный матч и $1 млрд от Nike 

    За свою профессиональную карьеру Леброн представлял более 15 брендов. Но примерно половину рекламных доходов баскетболиста обеспечивает пожизненный контракт с Nike.

    Еще до дебюта в НБА Джеймс был звездой школьной команды «Ирландцы». Билеты на школьные матчи Джеймса продавались по $100-200, а ESPN организовывал их трансляции. В 17 лет баскетболист попал на обложку Sports Illustrated, в 18 его задрифтовал клуб НБА «Кливленд Кавальерс», а Nike предложил подписать первый контракт. За 7 лет компания выплатила Джеймсу более $100, включая бонусы и роялти.         

    В конце 2015 г. контракт Леброна с Nike стал пожизненным. По его условиям, Джеймс ежегодно получает порядка $30 млн и бонусы с продаж фирменной линейки кроссовок LeBron. Бизнес-менеджер игрока Маверик Картер проговорился, что компания выплатит его клиенту в общей сложности не менее $1 млрд.  

    $35 млн на продаже пиццы  

    В 2017 Леброн отказался от выгодного контракта с Mc’Donalds, по которому мог гарантированно получить $15 млн. Но в таком решении нет ничего удивительного. К этому моменту сеть пиццерий Blaze Pizza, в которую Джеймс вложился еще в 2012 году, стала одной из самых быстрорастущих в Америке. А стоимость инвестиционной доли самого Леброна за первые пять лет выросла с $1 млн до $25 млн. Кроме того, с 2013 года Джеймс является франчайзи сети. Сейчас у него 19 точек.   

    «Леброн и я всегда стремились найти компании, в которые мы верим. Мы готовы вкладывать реальные деньги. И речь не про $15 или $20 тыс. А про огромные деньги, плюс опыт, знания и узнаваемость, которую получают бренды, когда к ним приходит Леброн», — рассказывал Картер в одном из интервью. 

    Интересно, что Blaze Pizza не использует образ Леброна в рекламе. Он сам продвигает пиццерию, просто регулярно появляясь в заведениях сети. По данным ESPN, сейчас доля Джеймса в Blaze составляет порядка 10%. Издание оценивает ее стоимость в $35-40 млн. 

    Доли в «Ливерпуле» и Apple, которые тоже растут

    Выкупить 2% акций футбольного клуба «Ливерпуль» Леброну предложили еще в 2011 г. Дела у футболистов тогда шли не слишком хорошо. Они впервые за 10 лет не смогли квалифицироваться в еврокубки. Но Джеймса это не остановило. Он вложил $6,5 млн и не прогадал. С тех пор «Ливерпуль» успел выиграть чемпионат Англии, Лигу чемпионов и Суперкубок УЕФА. По состоянию на апрель 2021 Forbes оценивал стоимость клуба в $4,1 млрд. Таким образом, доля Леброна к этому времени превысила $80 млн. Это почти в 13 раз больше, чем инвестировал Джеймс в 2011 году. 

    Очень выгодной оказалась и сделка с производителем наушников — Beats Electronics, которую баскетболист заключил в 2008 году. Леброн согласился поучаствовать в продвижении наушников в обмен на долю в компании — 1%. Через 6 лет компанию купила Apple за $3 млрд. Джеймс получил $30 млн: $26 млн наличными и еще $4 млн в виде акций Apple.  

    Собственная медиаимперия

    В середине прошлого года у Леброна появилась собственная медиаимперия — The SpringHill Company. В нее вошли продюсерский центр SpringHill Entertainment, интернет-платформа Uninterrupted и маркетинговое агентство The Robot Company. 

    Сейчас в работе у SpringHill больше 15-ти проектов. Кроме того, компания уже создала шоу-викторину The Wall  для канала NBC. А этим летом совместно с Warner Bros выпустила полнометражный фильм «Космический джем: Новое поколение», в котором снялся сам Джеймс. Кассовые сборы составили порядка $162 млн. Неплохой показатель с учетом того, что на производство картины потратили около $150 млн. 

    А еще у SpringHill есть контракты на производство телепрограмм с Walt Disney, фильмов с Netflix и сценариев для телевидения с ABC Studios и договор о сотрудничестве с Universal. 

    Леброн не раз говорил, что хочет быть миллиардером. И, кажется, он близок к этой цели. Уорен Баффет, миллиардер и один из крупнейших инвесторов в мире, тоже так считает. 

    «Леброн не особо разговорчив, но очень сообразителен. Он рассуждает о бизнес-сделках умнее, чем многие MBA, которых я встречал. Когда мы впервые встретились, ему был 21 год. И он знал гораздо больше, чем я, когда был в том же возрасте», — признавался Баффет в интервью для NBA TV.