Поворот не туда: истории гонщиков «Формулы-1», которые пожалели о карьере в «Феррари»
Леклеру следует хорошо подумать, прежде чем подписывать новый контракт с итальянской командойОдна из главных тем сезона в «Формуле-1» – будущее 25-летнего Шарля Леклера из Монако. Гонщик выступает за «Феррари» с 2019 г., но пока так и не взял титул, а в этом году у машины столько проблем, что топ-3 по итогам чемпионата будет большим достижением. СМИ уже практически «подписали» за Леклера новый контракт с итальянской командой, но официального решения пока нет, а гонщик факт переговоров отрицает.
Да, о «Феррари» мечтают многие гонщики. Даже Макс Ферстаппен, выигравший два титула за «Ред Булл», на вопрос о команде мечты упомянул «Феррари»: «У них потрясающая история в «Формуле-1», потрясающе выступать за такую команду». Правда, голландский пилот добавил, что все же предпочитает выбирать для себя самую быструю машину. Об этом же наверняка размышляет и Леклер, оценивая предложение «Феррари»: престиж, исторический статус и деньги привлекают, но вероятность не получить конкурентоспособную машину или стать жертвой внутренних разборок угрожает карьере.
Райкконен или Алези?
По информации французского издания Sportune, «Феррари» предлагает Леклеру новый контракт (нынешний истекает через год) на 185+ млн евро за пять лет. Соглашение по схеме «2+3» подразумевает, что 2025 и 2026 гг. пилот проведет за итальянскую команду, а потом сможет уйти, если машина не будет показывать высоких результатов. Сейчас зарплата Леклера составляет $24 млн (22,3 млн евро) в год – больше получают только чемпионы мира Ферстаппен и Хэмилтон.
Если Леклер подпишет новое соглашение, это может стать решающим моментом его карьеры. Итальянский журналист и эксперт «Ф-1» Лео Туррини считает, что Шарлю предстоит сделает жизненный выбор, в результате которого он «станет новым Алези или новым Райкконеном».
Финн Кими Райкконен – последний чемпион «Феррари» на данным момент (он взял титул в 2007-м). История француза Жана Алези сложнее. Он стремительно (и случайно) ворвался в «Формулу-1» в сезоне-1989 – после старта 16-м на дебютной гонке финишировал четвертым. У команды «Тирелл», в которую попал пилот, в то время уже были два гонщика. Но руководство было так поражено «пробной» гонкой, что Алези сразу стал призовым пилотом. Внезапную замену списали на конфликт спонсорских интересов. «Тиррел» тогда подписал контракт с табачным брендом Camel, а выступавший за команду итальянец Микеле Альборето сотрудничал с Marlboro. В результате его место занял недавний дебютант.
Ошибка выбора
На второй год Алези на Гран-при США уже соперничал на менее конкурентной машине «колесо к колесу» с Айртоном Сенной и завоевал первый подиум. В Монако Жан занял второе место – обошел Алена Проста из «Феррари» и разделил на финише два «Макларена», Сенну и Бергера. «Он тот парень, который сможет работать на пределе возможностей, чтобы помочь еще больше усовершенствовать машину», – так отзывался об Алези его гоночный инженер Нигел Бересфорд.
Успех Алези в сезоне-1990 был настолько ошеломительным, что на него обратил внимание «Уильямс». Пилот уже подписал соглашение с новым коллективом, но место освободилось у «Феррари». Найджел Мэнселл, выступавший за команду, внезапно заявил о завершении карьеры – его не устраивала ставка на Алена Проста. В итоге «Феррари» перекупила Алези за $4 млн и болид Ferrari 641 – его по соглашению отдали британской команде.
В то время «Феррари» уже семь лет не брала Кубок конструкторов, а последний индивидуальный титул принес команде Джоди Шектер в 1979 г. Тем не менее 1990-й запомнился острой борьбой между пилотом итальянской команды Аленом Простом и Айртоном Сенной, выступавшим за «Макларен». Тогда гонщик «Феррари» уступил пять очков и проиграл чемпионат (в Кубке конструкторов команде не хватило 11).
Казавшийся логичным переход обернулся для Алези провалом – за пять лет в «Феррари» пилот ни разу не боролся за титул (одна победа, три поула и 16 подиумов). Лучшим результатом в личном зачете стали пятые места в 1994 и 1995 гг.
Машина 1991 г. оказалась намного слабее прежней и не позволила претендовать на чемпионство. Ален Прост, напарник Алези, даже обозвал болид «грузовиком», за что позже был уволен. При этом «Уильямс», от которого Алези отказался, выиграл три подряд Кубка конструкторов с 1992 г. – «Феррари» в том сезоне набрала лишь 21 очко.
В первой половине 1990-х машины «Феррари» страдали от частых поломок – из-за них 29 гонок из 79 закончились для Алези сходом. Проблема была не в гонщике – но в 1995-м Алези променяли на перспективного Шумахера, а француз до конца века продолжал путешествовать по командам «Формулы-1», но выше итогового четвертого места в чемпионате (1996 и 1997 гг. в «Бенеттоне) так и не поднялся.
Второй номер
Бразилец Рубенс Баррикелло оказался в «Феррари» в 2000 г. по приглашению руководителя Жана Тодта – он заменил Эдди Ирвайна, которого позвали в «Ягуар». В то время у итальянской команды уже был достаточно сильный болид – три года Шумахер боролся за титул, но неудачно. Вместе с «Феррари» Баррикелло впервые за семь лет карьеры в «Ф-1» выиграл гонку – Гран-при Германии 2000 г. Но никакого прорыва за этим не последовало. Командная тактика «Феррари» подразумевала наличие только одного первого номера – и им был Шумахер.
На Гран-при Австрии 2001 г. Рубенса попросили уступить второе место. Он не хотел этого делать – дважды пропустил указание отдать позицию, но на третий все же выполнил желание боссов. «Мне пришлось работать на Михаэля в прошлом году, но я думал, что в этот раз все будет иначе», – комментировал тогда случившееся пилот. В 2001-м титул взял Шумахер, Барикелло закончил год третьим. В 2002 г. гонщик был вновь настроен на борьбу, но ничего не вышло. Впрочем, как и в следующие годы.
«Феррари» использовали Баррикелло как защиту для Михаэля. На следующий год, снова в Австрии, бразильца попросили отдать уже первое место – хотя математически в этом не было надобности, Михаэль лидировал в чемпионате с отрывом в 21 очко. Как потом признавался пилот, ему угрожали контрактом – либо тот пропускает Шумахера, либо покидает команду. Так на финишной прямой Баррикелло под давлением отдал победу. «Если бы в моем контракте было написано, что нужно пропускать Михаэля, я бы не подписал его», – заявил Рубенс в недавнем интервью официальному порталу «Ф-1». В 2006 г. пилот устал от командных интриг и предпочел на год раньше уйти в «Хонду». Но пик карьеры был уже позади.
Разрушенные надежды
К 2015 г. в «Феррари» вновь заскучали по титулам: чемпиона не было с 2007 г., Кубка конструкторов – с 2008-го. Подняться выше второго-четвертого места по итогам сезона не получалось. Ситуацию должен был исправить немец Себастьян Феттель – он пришел в команду четырехкратным чемпионом мира (2010-2013 гг. в «Ред Булл»), чтобы «попробовать добиться чего-то нового». Ради Феттеля команда досрочно рассталась с испанцем Фернандо Алонсо, двукратным чемпионом мира (2005-2006) в составе «Рено».
Но в 2014-м в «Формуле-1» все изменилось – серия перешла на гибридные силовые установки вместо старых атмосферных двигателей, и «Феррари» оказалась к этому не готова. Сезон-2015 начинался вроде бы неплохо – три подиума (одна победа) за пять гонок, однако «Мерседес» был слишком быстр. Первые шансы появились в сезоне-2017, но титул был упущен. До сентября Феттель лидировал в личном зачете, но на этапе в Монце команда промахнулась с настройками болида (третье место), а в Сингапуре в результате гоночного инцидента Феттель, стартовавший с поула, влетел в напарника по команде – и оба сошли на первом круге.
В 2018-м Феттель считался фаворитом в борьбе за титул, но три года в «Феррари» будто забрали его уверенность в себе. Череда ошибок на нескольких этапах (блокировка колес, столкновение, разворот на трассе, вылет в отбойник) лишила его чемпионства.
В 2019-м Себастьяну в напарники подписали Шарля Леклера и почти сразу же сделали ставку на молодого пилота. По информации The Race, в 2020 г. Феттелю даже не предложили новый контракт – в итоге гонщик ушел в «Астон Мартин», а через два года завершил карьеру. «Я провалился, потому что поставил цель выиграть чемпионат с «Феррари». Я провалился – я был не в состоянии сделать это», – сказал Феттель в подкасте Beyond The Grid уже после объявления об уходе из команды.
Несмотря на неудачи последних лет, «Феррари» остается самой титулованной (16 Кубков конструктора и 15 чемпионов мира) и известной командой на стартовой решетке. Мечтой многих пилотов. Тем не менее титулов не было уже более 15 лет, и новых пока точно не предвидится – в нынешнем сезоне итальянская команда отстает от «Ред Булла» на 355 очков в общем зачете и на 247 в личном.
Сейчас у «Феррари» непростой период – внутри много перестановок в менеджменте, а для Фредерика Вассера это первый год в роли руководителя команды. Мешают и ошибки – например, на Гран-при Нидерландов механики вышли на пит-стоп без шин и затянули его на 13 секунд. Кроме того, у «Феррари» неудачная машина. По словам пилотов, она очень чувствительна к порывам ветра, что иногда приводит к авариям. Шарль Леклер все еще мечтает выигрывать с «Феррари», но главное тут – не стать заложником повторяющейся истории.