«Если продавать билеты по 500 рублей, у нас трибун не хватит». Как зарабатывает чемпионат по дрифту

    Сколько тратят и на что живут команды Российской дрифт-серии RDS GP
    В российском автоспорте зрелищные дрифт-гонки собирают самую большую аудиторию – и на трибунах, и в онлайне /RDS GP

    После ухода «Формулы-1» главным автоспортивным событием года в России окончательно стал чемпионат Российской дрифт-серии, собирающий тысячи зрителей на автодромах страны. «Ведомости. Спорт» побывал на одном из этапов и выяснил, как зарабатывает проект и на что живут команды-участницы

    Автодром «Игора Драйв», открытый в 2019 г., должен был стать местом проведения «Формулы-1». Решение о переезде Гран-при из Сочи в Ленинградскую область приняли в 2021 г., но события на Украине вычеркнули Россию из календаря мирового автоспорта. Теперь самое востребованное публикой гоночное мероприятие на «Игоре» (как, впрочем, и на других автодромах страны) – этап Российской дрифт-серии (RDS GP), где пилоты состязаются в умении управлять автомобилем в заносе. В начале июля два дня соревнований – квалификация и парные заезды на выбывание – собрали на трибунах «Игоры» 6500 зрителей. Футбольное «Торпедо» в РПЛ 2022/23 даже за два матча не добиралось до этой цифры.

    Посещаемость RDS впечатляет еще больше, если учесть обстоятельства. Дорога из Санкт-Петербурга до автодрома занимает больше часа, над трибунами (кроме VIP) нет крыши, а ведь даже летом дожди – дежурный прогноз в регионе. Кроме того, билеты на дрифт стоят дорого: от 2000 до 25 000 руб. в ранней продаже и 3000–35 000 руб., если покупать накануне события. Пакетное предложение на уик-энд – от 3500 до 65 000 руб.

    Благодаря такой ценовой политике билетная программа приносит организаторам больше 50% дохода. «Если мы по 500 руб. будем продавать билеты, то у нас не то что трибун не хватит – тут очереди вокруг автодрома выстроятся, – признается «Ведомости. Спорту» руководитель RDS Дмитрий Добровольский. – В этом году на стандартные билеты не повышали цены, в следующем, наверное, придется – как минимум из-за инфляции. На дорогие немного подняли – и там рост».

    Билетная политика приносит организаторам Российской дрифт-серии более половины дохода /RDS GP

    Зато зрителей в RDS любят больше, чем во многих других видах спорта. Даже простой билет гарантирует хорошую, если не считать дыма от дрифтующих машин, видимость трассы (она короткая, заезд длится полминуты). Плюс трансляцию отличного качества на большом экране – с разными ракурсами и повторами, а также профессиональные и понятные даже неспециалисту комментарии с включениями из боксов команд и с судейской вышки. А в предусмотренных или вынужденных – из-за погоды – паузах зрители могут перекусить на фудкорте неподалеку или приобрести что-нибудь на память: и у серии, и у команд отличные мерч-линейки. Одежда с юморными принтами, коллаборации с известными российскими брендами и оригинальные сувениры. 

    Дорогие запасные

    Как и в «Формуле-1», в RDS много церемониальных моментов. Например, после квалификации проходит парад пилотов: все участники (люди и машины) выстраиваются на трассе, а ведущий витиевато представляет их публике.

    В этот момент право находиться на треке имеют только самые привилегированные зрители, чуть позже стартует автограф-сессия – и тогда доступ на трассу открывают обладателям билетов категории «Комфорт». Следующие 15 минут дают четкое представление о популярности дрифта в целом и каждого пилота в отдельности. Самые длинные хвосты очередей – из десятков людей разного возраста и пола – тянутся к главным звездам RDS Георгию Чивчяну и Аркадию Цареградцеву. Впрочем, остальные гонщики тоже не остаются без внимания.

    По параду пилотов можно судить и о финансовых возможностях команд. Только у пяти из девяти в презентации участвуют девушки разной степени одетости. Традиционные для автоспорта грид-герлз – это дополнительные расходы, и не всем они по карману.

    По оценке спортивного директора Carville Racing Степана Земцева, годовой бюджет самой богатой команды в RDS GP – порядка 80 млн руб., самой скромной – в несколько раз меньше. Но главные расходы, конечно, не на девушек.

    Дрифт-авто в боевой подготовке стоит 10–20 млн руб. Комплект запчастей на каждую машину – порядка 10 млн. «Коробка передач, используемая в наших автомобилях, стоит 10 000 евро, двигатель – 4–4,5 млн руб., – объясняет Земцев. – Одного инструмента у нас на 1,5–2 млн руб. Мы, например, используем раллийные домкраты – каждый по 400 евро».

    Серьезная доля расходов команды – это покрышки и спортивное топливо. «В чемпионате моношина, – рассказывает Земцев. – Все участники должны покупать ее у организатора. Минимальная стоимость, если мы сами доставляем шины на этап, – 11 000 руб. за штуку. За два проезда по треку комплект задних шин приходит в негодность, так что на один этап каждому пилоту их нужно порядка 40».

    /RDS GP

    К материально-техническим затратам добавляются расходы на логистику, зарплаты сотрудников (в Carville Racing работает больше 30 человек) и заявочный взнос за участие в чемпионате (400 000 руб. с команды, 350 000 руб. с пилота). Пополняют бюджет команды спонсоры – в основном компании, которые занимаются производством и продажей запчастей. «В дрифте очень важна надежность всех узлов автомобиля, так что производителям удобно проверять в гонках качество своей продукции», – говорит Земцев.

    И все же не деньги определяют статус команды в чемпионате, утверждает Земцев. «Неограниченный бюджет не гарантирует победы, – считает он. – С другой стороны, чем больше денег, тем надежнее техническая база, а значит, меньше шансов схода из-за проблем с машиной. Можно быть суперталантливым пилотом, но в случае выхода из строя какого-то важного узла и отсутствия запасного никакой талант не поможет».

    Смена партнеров

    В 2021 г. в чемпионате RDS GP соревновалось 12 команд, в сезоне-2023 их девять. «Оптимально 10, – говорит Добровольский. – 2–3 команды из младшей серии, если причесать и добавить денег, могут гоняться и в RDS GP. Но нужны средства. Классных пилотов много, а вот команд с полноценной инженерной, менеджерской, маркетинговой составляющей не хватает».

    В сезоне-2023 участвовать в RDS GP должно было 10 команд, но за три недели до старта чемпионата команда BY Motorsport, продвижением которой занимался шоумен Вадим Галыгин, снялась с соревнований – спонсор отказался. «Это самая неприятная история в этом году, – признается Добровольский. – Шок для всех».

    Чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций по ходу чемпионата, в RDS GP поменяли регламент. До 2022 г. к участию в серии допускали только по результатам (в младших сериях или за рубежом), теперь спортивные требования ослабили, а финансовые – детализировали. К примеру, накануне сезона нужно подтвердить бюджет. Кроме того, за пропуск этапа полагается штраф в размере годового взноса.

    Конфликт на Украине, конечно, повлиял и на RDS GP. В первой половине 2022 г. проект терял зрителей и в онлайне, и на трибунах, показатели восстановились лишь к концу лета. Кроме того, чемпионат покинули иностранные пилоты и многие зарубежные спонсоры.

    «В 2021 г. у нас было девять партнеров, сейчас – семь, – говорит менеджер команды Takayama Forward Auto Александр Смирнов. – Многие крупные компании, которые готовы были тратить на дрифт маркетинговые бюджеты, ушли с рынка, но на их место пришли новые. Классно, что среди них есть российские производители, но есть и иностранные – просто риторика сотрудничества изменилась».

    Команда «Форвард Авто» (по названию сети магазинов автозапчастей) существует с 2008 г., а в этом году у нее впервые появился титульный спонсор – японский бренд моторных масел Takayama. Контракт покрывает чуть больше половины бюджета команды, который и в целом формируют поступления от партнеров. Головная компания в финансировании практически не участвует. «Аккурат хватает на сезон, – говорит Смирнов. – Но мы все траты рассчитываем заранее, исходя из планируемой суммы доходов».

    Концепция Takayama Forward Auto отличается от многих других команд RDS GP. К примеру, Carville Racing или Lukoil Racing Drift Team нанимают независимых пилотов со своими автомобилями (и даже с командами механиков), а «Форвард Авто» строит машины самостоятельно – у трех гонщиков команды они практически идентичны, созданы на базе Nissan Silvia S15. «От стандартной комплектации вообще ничего не остается, – рассказывает Смирнов. – Все узлы либо усиленные, либо наши разработки. Даже кузов приходится сильно модифицировать». Зато одинаковые авто помогают экономить на обслуживании – содержать унифицированный набор запчастей и инвентаря дешевле.

    Для команды из Красноярска это особенно важно, потому что логистика съедает много денег. На этапы (в RDS GP их семь) выезжает около 25 человек. Машины и оборудование путешествуют по чемпионату в специальной фуре. «Для нас это не просто грузовик, это, по сути, дом, – рассказывает Смирнов. – Автодом выезжает из Красноярска в середине апреля, возвращается на домашний этап чемпионата обычно в августе, а после уезжает на остаток сезона».

    Общий бюджет команды Смирнов не называет, но говорит, что команде-новичку для участия в RDS GP потребуется от 100 млн руб. «Только шины – это около 10 млн руб. в год, – детализирует Смирнов. – Плюс 2–3 автомобиля. И вот уже половина этой суммы».

    При этом он признает, что чемпионат развивается, зрителей в офлайне и онлайне становится больше. В 2022 г. каждое видео команды с этапа собирало в YouTube от 500 000 с лишним до более 1 млн просмотров. «Хотелось бы дожить до тех времен, когда крупные компании вроде «Норникеля» или UC Rusal обратят внимание на дрифт как на инвестиционную возможность», – резюмирует Смирнов.

    Земцев с оценкой развития серии согласен. «RDS растет в геометрической прогрессии, – говорит он. – И предела роста пока нет. Появляются новые богатые команды вроде TimeUp, на них приходит новая аудитория, и это повышает интерес к чемпионату в целом».