Босса мировых автогонок отодвинули от «Формулы-1». Он испортил отношения с пилотами и менеджментом серии

    Терпения на поступки бен Сулайема хватило всего на год
    Мохаммед бен Сулайем занимает пост президента FIA с декабря 2021 г.
    Мохаммед бен Сулайем занимает пост президента FIA с декабря 2021 г. /Zuma / TASS

    Президент Международной федерации автоспорта (FIA) Мохаммед бен Сулайем не будет заниматься повседневным управлением «Формулой-1». Как сообщает Motorsport, он сосредоточится на стратегических направлениях, а за вопросы, связанные с операционной деятельностью, будет отвечать директор FIA по соревнованиям на автомобилях с открытыми колесами Николас Томбасис.

    Бен Сулайему 61 год. Он родился и вырос в Дубае, прославившись как 14-кратный чемпион Ближнего Востока по ралли. Также он занимал в FIA должность вице-президента по спорту и входил в состав Всемирного совета по автоспорту. Его брат Султан Ахмед руководит почтовым и логиcтическим оператором DP World (№3 в мире) с оборотом в $8,5 млрд в год и стоимостью $27 млрд.

    Президентское кресло бен Сулайем занял в декабре 2021 г. и за это время, по данным ряда источников, успел испортить отношения с владельцами «Формулы-1» из «Либерти Медиа» и большинством команд. «Ведомости. Спорт» рассказывает о главных историях с его участием.

    Неудачное высказывание о $20 млрд

    Одна из самых свежих и, возможно, решающих историй произошла в конце января. Бен Сулайем, известный активной деятельностью в социальных сетях, эмоционально прокомментировал инсайд агентства Bloomberg о том, что государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии был готов заплатить $20 млрд за «Формулу-1». Сообщалось, что это предложение поступало в «Либерти Медиа» в 2022 г., но было отклонено.

    «Будучи некоммерческой организацией, FIA настороженно реагирует на сильно преувеличенную цену в $20 млрд, якобы установленную за «Формулу-1», – написал президент федерации. – Любому потенциальному покупателю мы бы посоветовали обратиться к здравому смыслу и предлагать не просто большие деньги, а ясный и разумный план, направленный на благо нашего спорта».

    Как утверждает британское издание The Guardian, заявки на $20 млрд не было, но «Формулу-1» возмутил сам факт вмешательства президента в коммерческие вопросы, в отношении которых FIA не имеет полномочий.

    Строчки о недопустимости подобного вмешательства взяты из письма, направленного юридическим отделом «Формулы-1» бен Сулайему. Копия документа была разослана всем командам чемпионата и внезапно попала в большинство англоязычных источников.

    Функционеру также напомнили, что по действующим соглашениям, подписанным еще в 2000 г. тогдашним президентом FIA Максом Мосли, Федерация передала коммерческие права на «Формулу-1» сроком на 100 лет (за $300 млн) и согласилась не вмешиваться ни в какие коммерческие вопросы, связанные с гонками. Таким образом, в переговорах о сделках участвуют только команды и серия – FIA может лишь утвердить или отклонить их итоги.

    Поддержка «Андретти»

    По информации BBC, «одним из ряда раздражающих факторов» стала поддержка заявки американской команды «Андретти» на вступление в чемпионат. Ее владелец Майкл Андретти – сын чемпиона мира «Формулы-1» 1978 г. Марио Андретти. Семейству Андретти принадлежат команды в таких чемпионатах, как «Индикар», «Формула Е» и Extreme E. «Андретти» хочет заявиться в «Формулу-1» в качестве 11-й команды. Для этого компания договорилась о поддержке автопроизводителя General Motors через его бренд «Кадиллак» и согласовала поставку силовых установок.

    Появление «Андретти» в «Королевских гонках» возможно не раньше 2026 г. Для этого необходимо одобрение как «Формулы-1», так и FIA. «Формула-1» опубликовала по этому поводу заявление, в котором говорится, что американская команда не является единственной заинтересованной стороной и место в чемпионате ей не гарантировано. Бен Сулайем отреагировал на это постом в соцсетях, выразив удивление по поводу «негативной реакции» на заявку. Позже Андретти обрушился на команды «Формулы-1», заявив, что их сопротивление «всецело связано с жадностью».

    Причины противостояния лежат в финансовой плоскости. С 2021 г. любая новая команда должна заплатить за присоединение к «Формуле-1» $200 млн. Проблема в том, что по мнению нынешних участников, этого недостаточно. По данным BBC, для новичков хотят поднять плату за вход в чемпионат с $200 млн до $600 млн.

    «Тот, кто присоединяется к этой среде, должен обеспечивать эффективный рост. Это необходимо для того, чтобы все остальные улучшили свое положение или, по крайней мере, остались в нейтральном положении», – заявил по этому поводу Sky Sports новый руководитель команды «Уильямс» Джеймс Ваулз.

    Запреты для гонщиков

    При бен Сулайеме FIA запретила гонщикам высказываться на политические темы, а также обязала их согласовывать акции и соблюдать дресс-код. Теперь пилотам требуется предварительное письменное разрешение, чтобы делать «политические, религиозные и личные заявления». Президент организации написал по этому поводу, что «Себастьян Феттель ездит на радужном велосипеде, а Льюис Хэмилтон увлечен правами человека» вместо того, чтобы интересоваться только гонками.

    Эти ограничения мало у кого встретили понимание. Генеральный директор FIA Стефано Доменикали заявил, что полностью поддерживает право гонщиков на самовыражение. Против бен Сулайема выступил даже пожизненный пэр Палаты лордов Великобритании Пол Скривен. Он задался вопросом о том, как соотносится проведение этапов «Формулы-1» в Саудовской Аравии с нарушением прав человека в этом государстве, а также взял под защиту Хэмилтона.

    «Мне совершенно ясно, что эта политика в первую очередь направлена против сэра Льюиса Хэмилтона, вашего самого откровенного и смелого гонщика. Его комментарии о ситуации в странах с ужасающей репутацией в области соблюдения прав человека без сомнения были бы плохо восприняты коррумпированными и жестокими режимами этих стран», – написал лорд Скривен.

    У босса FIA возникли проблемы с семикратным чемпионом «Формулы-1» Льюисом Хэмилтоном из-за любви британца к пирсингу
    У босса FIA возникли проблемы с семикратным чемпионом «Формулы-1» Льюисом Хэмилтоном из-за любви британца к пирсингу /picture alliance / Hasan Bratic

    На другом фронте развернулась борьба с украшениями. Пилотам запретили надевать на гонки обручальные кольца и нательные кресты. Правила о запрете драгоценностей и раньше существовали в регламенте, но теперь за ними стали строже следить.

    Особенно острым стало противостояние с Хэмилтоном. Семикратному чемпиону «Формулы-1» пытались запретить пирсинг в носу. Британец действительно на время избавился от украшения, но затем вернул его, сославшись на консультации с врачами: «У меня много раз случались заражения [после удаления пирсинга]. Я пытался найти решение, пошел в больницу, и это (возвращение украшения) стало лучшим способом исправить ситуацию. В моем случае это связано со здоровьем, так что он (пирсинг) должен остаться». Решением проблемы стал штраф в размере 25 000 евро, наложенный на команду «Мерседес», за которую выступает британец.