Американская серия NASCAR борется за европейскую аудиторию, приглашая пилотов «Формулы-1». Даниил Квят — уже в деле

    Хочет провести полноценный сезон, но нужны спонсоры
    Даниил Квят сошел с дистанции в своей первой гонке в NASCAR, но заработал комплимент от пятикратного вице-чемпиона серии
    Даниил Квят сошел с дистанции в своей первой гонке в NASCAR, но заработал комплимент от пятикратного вице-чемпиона серии /imago images / Eibner

    В конце июля Даниил Квят стал первым россиянином, который принял участие в основной серии американских автогонок NASCAR. Как появились заезды на сток-карах и чем они привлекают бывших пилотов «Формулы-1»?  

    Заезды на ипподроме и многомиллионые контракты  

    История двух самых популярных гоночных серий, «Формулы-1» и NASCAR, тесно связана с противостоянием Европы и Америки в развитии автомобильного спорта. Изначально эта борьба заключалась в том, кто побьет рекорд скорости на земле. Участники спора активно развивали инженерные технологии и занимались проектированием трасс.  

    Очень наглядно эта борьба показана в фильме «Ford против Ferrari», где американский автоконцерн вкладывает уйму средств и усилий для победы над своим итальянским соперником. Но американская погоня за европейскими скоростями началась еще в начале 20 века. В 1904 г. именно Генри Форд, основатель концерна, побил европейские рекорды скорости на собственном автомобиле. Огромную роль в этом сыграл овальный трек «Дейтона-Бич» во Флориде. Там впервые, в 1927 г., был преодолен порог в 320 км/ч. 

    Трасса, одна часть которой проходила по асфальтовой дороге, а другая по песчаной береговой линии, стала важной отправной точкой в запуске серии NASCAR. Именно на берегу Атлантического океана, в Дейтоне, в 1948 г. гонщик и промоутер Билл Фрэнс решил создать Национальную ассоциацию гонок серийных автомобилей (NASCAR) и организовал свою штаб-квартиру. На «Дейтоне-Бич» прошли первые неофициальные гонки серии, а уже в 1949, за год до старта «Формулы-1», начался полноценный чемпионат, состоящий из 8 этапов.  

    Но гонки NASCAR были не первым чемпионатом: в США к 1949 г. уже прошло 28 первенств среди гонщиков на автомобилях с открытыми колесами. Они специально создавались для соревнований. Основным же правилом NASCAR стало участие на сток-карах — машинах, которые запущены в серийное производство, а не сконструированы только для трека. 

    Выбор трасс пал на овальные треки, которые уже были достаточно распространены в США. Изначально гонщики использовали для соревнований ипподромы, чтобы экономить на строительстве специальных трасс. 

    Постепенно NASCAR завоевывал популярность и захватывал ТВ. Сначала транслировались лишь небольшие видеосюжеты, а в 1979 г. в прямом эфире была показана первая полноценная гонка в Дейтоне. Постепенно гонки на овалах стали излюбленным зрелищем американцев, а рекламодатели платили по $12 млн командам, чтобы разместить логотип на машинах.  

    В 1999 г. NASCAR решил объединить телевизионные права на все гонки в один пакет и  продал его за $2,4 млрд на шесть лет трем телекомпаниям. Таким образом, к началу 21 века автогонки вошли в тройку самых дорогих спортивных компаний по телевизионным правам, уступив лишь американскому футболу (NFL) и баскетболу (NBA). 

    «NASCAR продемонстрировал взрывной и огромный рост. Это история успеха 90-х», — говорил Дэвид Хилл, президент Fox Sports, одного из каналов, заключивших сделку.

    На данный момент каждую гонку в среднем смотрят по 3,7 млн зрителей. Телеправа продали в 2013 г. на десять лет за $8 млрд.  

    Среди титульных спонсоров за последние 50 лет засветились Winston компании R. J. Reynolds Tobacco, телекоммуникационные корпорации Sprint и Nextel, а также бренд энергетических напитков Monster Energy. Они последовательно сменяли друг друга. Но c 2020 г. NASCAR решил отказаться от прежней формы спонсорства и перейти на многоуровневое партнерство с четырьмя ведущими компаниями, которые получают больше рекламных возможностей, но и больше платят. Среди них - Coca Cola и Busсh Beer. Если раньше серия получала порядка $20 млн от одного спонсора, например, от Monster Energy, то теперь $10-20 млн вкладывает каждый из четырех партнеров.   

    Выход из добровольной изоляции  

    В развитии бизнеса немалую роль играет его привлекательность на международном уровне. Правда, многие американские национальные лиги успешно функционируют и внутри своего рынка. В том числе и NASCAR. Более того, зародившиеся в южных штатах гонки на сток-карах долгое время оставались развлечением белых американцев (только в 2020 г. руководство NASCAR официально запретило проносить на трассы флаги Конфедерации — неофициальный символ расизма и рабства).

    Это сказывалось и на составе гонщиков: за всю историю всего семь чернокожих пилотов участвовали в серии. А до 2004 г. было запрещено заявлять на соревнования неамериканские машины. Но затем появилась программа Drive for Diversity (Гонка за многообразие), благодаря которой в NASCAR смогли успешно проявить себя Даника Патрик (первая женщина, победившая в квалификации), Бубба Уоллес (второй афроамериканец, выигравший этап) и мексиканец Даниэль Суарез (первый триумфатор не из Америки).

    Даже такое небольшое разнообразие в составе гонщиков помогло увеличивать число зрителей, особенно среди темнокожего и латиноамериканского населения. Чтобы рост аудитории стал еще более заметным, NASCAR решил привлекать к участию в своих заездах бывших пилотов «королевских гонок». Инициативу активно поддержала команда Trackhouse Racing. Приглашение погонять на трассе в Уоткинс-Глене получил финский чемпион «Формулы-1» Кими Райкконен. 21 августа 2022 г. он испытает специально подготовленную версию Chevrolet Camaro, которая позволяет без особого обучения принять участие в гонках NASCAR.  

    Кими Райкконен побеждал в «Формуле-1», а теперь попробует покорить NASCAR
    Кими Райкконен побеждал в «Формуле-1», а теперь попробует покорить NASCAR /Paul Gilham / Getty Images

    Для Райкконена это будет не первая попытка показать себя в американской серии. Он приезжал в США в 2011 г., но тогда выступить не получилось. «Я готовился провести несколько гонок серии Sprint Cup, в том числе на трассах дорожного типа, но, увы, партнеры подвели. NASCAR — совершенно особый вид гонок, — делился впечатлениями Райкконен. — На тестах можно работать с телеметрией, но по ходу гоночных уик-эндов это запрещено, это больше похоже на гонки старой школы, и это здорово, поскольку там ты должен рассчитывать только на самого себя».

    Помимо Кими, в NASCAR также участвовал Хуан Пабло Монтойя, колумбийский призер «Формулы-1», и ему даже удалось выиграть две гонки шоссейного типа. В 2011 г. в пиар-кампании засветился и Льюис Хэмилтон. Тогда он приехал в США, чтобы поменяться ролями с чемпионом NASCAR Тони Стюартом. На трассе в Уоткинс-Глене они испробовали машины друг друга: Льюис сел за руль стокового Chevrolet, а Тони — за McLaren Mercedes. 

     «Я был рад сегодня как ребенок. Так круто снова испытать такие эмоции. Я не знал, насколько жестким будет сток-кар, но он очень хорошо управляется», — рассказывал тогда Хэмилтон.   

    Комплимент для Квята 

    В июле 2022 г. дебютировал в NASCAR и россиянин Даниил Квят. Ему предложила попробовать себя в трех гонках сезона команда Hezeberg, за которую также в этом году выступает в лимитированном формате чемпион «Формулы-1» 1997 г. канадец Жак Вильнев. После шести сезонов в «Формуле-1», где Квят успел поездить за одну из топовых команд — «Ред Булл» — и завоевать три подиума на этапах, весь 2021 г. ему пришлось провести в качестве запасного пилота команды «Альпин».

    В итоге Даниил заявил, что ему не хватает соревновательной практики, чтобы поддерживать себя в форме и начал готовиться к чемпионату мира по гонкам на выносливость FIA, который включает в себя знаменитые «24 часа Ле-Мана». Квят должен был выступать за российскую команду G-Drive Racing, победителя ЧМ-2015. Но из-за событий на территории Украины FIA отстранила российские команды.

    В календаре Квята появилось много свободного времени, и он с удовольствием принял предложение выступить в престижной американской гоночной серии. Во время подготовки он полностью погрузился в культуру NASCAR: опробовал старые модели машин, посетил научно-исследовательский центр серии и помогал собирать свою гоночную машину марки Toyota.   

    Даниил Квят не смог финишировать в своей первой гонке в главной серии США, но все равно остался доволен
    Даниил Квят не смог финишировать в своей первой гонке в главной серии США, но все равно остался доволен /Logan Riely / Getty Images

    Свою первую гонку Квят провел на шоссейной версии трассы «Индианаполис Мотор Спидвэй», второй по возрасту из ныне действующих. Первые гонки прошли здесь в 1909 г.  До конца (а это 82 круга) Даниил не доехал. Из-за повреждения машины сошел после 43 кругов, набрав лишь одно зачетное очко. Но получил важный соревновательный опыт, который ему пригодится еще в двух гонках в этом сезоне: 21 августа в Уоткинс-Глене и 9 октября в Конкорде.  

    Пятикратный вице-чемпион NASCAR Марк Мартин в своих соцсетях сделал Квяту комплимент: «Он реально показал хорошую скорость, учитывая, что это его первая гонка в «танке», какой могла показаться ему новая машина по сравнению с его прошлыми». 

    Сам же Даниил, который последний раз участвовал в соревнованиях такого уровня в декабре 2020 г. на Гран-при «Формулы-1» в Абу-Даби, тоже позитивно и эмоционально оценил свой первый опыт: «Какая гонка! Несколько классных сражений, множество пройденных кругов с улучшением на каждом из них. Очень понравилось!»

    По мнению Квята, интерес к NASCAR в Европе может вырасти, если в гонках будет больше пилотов «Формулы-1». По-настоящему захватывающей может стать гонка 21 августа, где они с Кими Райкконеном сойдутся на одной трассе.  

    При этом Даниил не исключает, что еще может вернуться в «Формулу-1». У его последней команды — «Альпин» — очевидные трудности с составом.  Фернандо Алонсо объявил, что после этого сезона уходит, а молодая звезда Оскар Пиастри, которого ждут в следующем году в «Формуле-1», сказал, что не будет заключать контракт с французами.  

    Но пока Даниил полностью сконцентрирован на NASCAR и хочет стать по-настоящему конкурентоспособным там. Для того, чтобы провести полноценный сезон, ему необходимо найти спонсоров и научиться работать на овальных трассах. Сейчас он пробует себя только на шоссейных этапах, с большим числом поворотов. А на корпусе его машины пока только одна скромная спонсорская наклейка нефтяной компании Sunoco. Для сравнения: машина того же Буббы Уоллеса не просто разукрашена в цвета McDonald’s, но и практически полностью обклеена стикерами других спонсоров.