Как «Формула-1» будет восстанавливать бизнес после коронакризиса
Из-за пандемии «Формула-1» потеряла $386 млн — сезон-2021 должен вернуть гонкам прибыльность«Формула-1» начинает чемпионат-2021: первый этап пройдет в Бахрейне 28 марта. В новом сезоне запланированы рекордные 23 гонки. Прежний максимум составлял 21 этап: столько Гран-при провели в 2019 г.
Дополнительные старты позволят «Формуле-1» быстрее выбраться из финансовой ямы, в которую организаторы серии угодили из-за всемирного карантина. Запрет на массовые мероприятия во множестве стран поставил крест на Гран-при США, Канады, Мексики, Японии, Австралии, Вьетнама, Китая и Сингапура. В 2021 г. часть отмененных этапов вернется в расписание, а вместе с ними появятся новые локации.
Как «Формула-1» теряла деньги
Сезон-2019 стал для «Формулы-1» первым прибыльным за три года. В 2017 г. и 2018 г. компания Liberty Media, которой принадлежит серия, щедро инвестировала в расширение бизнеса. К 2019 г. владельцы чемпионата, похоже, смогли нащупать баланс. Итоговая прибыль за сезон-2019 составила $17 млн. Выручка при этом превысила $2 млрд. Больше половины заработанных денег Liberty отдала командам.
В начале 2020 г. «Формула-1» лишилась двух из трех основных источников дохода. Это взносы за право проведения гран-при и выплаты телекомпаний за трансляции в прямом эфире. Осталась только часть, которую формируют спонсоры. В 2019 г. их было пять: Rolex, DHL, Emirates, Heineken и Pirelli.
В 2020 г. к списку добавился шестой — наиболее денежный — партнер: нефтяной гигант из Саудовской Аравии Saudi Aramco, самая крупная в мире компания по рыночной капитализации. Спонсорский пул помог «Ф-1» заработать $29 млн в первом квартале 2020 г. Впрочем, выплаты коммерческих партнеров все равно привязаны к показам гонок по ТВ, так что даже эти доходы оказались меньше ожидаемых.
Финансовые результаты «Формулы-1»:
2019 год | 2020 год | |
---|---|---|
Выручка | $2,02 млрд | $1,145 млрд |
Прибыль / Убыток | +$17 млн | -$386 млн |
Источник: финансовые отчеты Liberty Media
Чтобы сохранить заработок от телевещателей, «Формула-1» в 2020 г. пошла на крайние меры: согласилась проводить гонки бесплатно. Обычно организаторы Гран-при платят Liberty Media от $10 млн до $60 млн за этап, но в 2020-м «Ф-1» освободила от финансовой повинности большую часть промоутеров. А некоторым, судя по отчетности компании, даже приплатила за проведение гонок.
Причина такой щедрости в том, что в большинстве телевизионных контрактов прописана обязанность «Ф-1» организовать не меньше 15 Гран-при за сезон. Иначе вещатели получают право не платить за трансляции «неполноценного» сезона. Много лет этот пункт оставался теоретическим, но сезон-2020 перевел это условие в практическую плоскость.
Чтобы сохранить доходы от телеправ, Liberty Media решилась потерять промоутерские взносы, которые обычно составляют около 30% выручки «Ф-1». Из-за карантинных ограничений многие организаторы Гран-при лишились возможности компенсировать затраты продажей билетов и предпочитали отказаться от гонки совсем, чем платить за нее. По этой причине сорвался этап в Нидерландах — проводить гонку при пустых трибунах там не захотели.
По сути единственным исключением стал Гран-при России, куда продавали билеты и пускали болельщиков. По подсчетам организаторов, во время гоночного уик-энда Олимпийский парк, где расположена трасса, посещали около 30 000 человек в день. На вопрос «Ведомости. Спорт» о том, обсуждалось ли с Liberty Media обнуление вступительного взноса за гонку 2020 года, промоутер Гран-при России Алексей Титов ответил: «Обсуждали. Разговор вышел крайне коротким».
Вопрос о возможной скидке со стороны «Формулы-1» Титов прокомментировал так: «Финансовые условия контракта с Formula One Management (FOM, операционная компания «Ф-1» — «Ведомости. Спорт») являются коммерческой тайной, и мы не можем их разглашать. Но я могу сказать, что условия были актуализированы с учетом сложной макроэкономической обстановки на фоне вируса таким образом, что это устроило обе стороны — и нас, и FOM».
Результат ковидного сезона для «Ф-1»: $386 млн убытка. За первые 9 месяцев 2020 года «Формула-1» заработала $650 млн, за тот же период 2019-го — $1,5 млрд. По итогам полного года выручка чемпионата мира составила $1,145 млрд вместо $2 млрд в 2019-м.
Кто за все заплатит
Чтобы вернуть прибыльность бизнесу, «Ф-1» решилась на расширение календаря. В докоронавирусных реалиях зависимость была прямой: чем больше этапов — тем больше денег зарабатывает чемпионат. Каждый новый Гран-при гарантирует не только щедрый взнос, но и дополнительные выплаты от местных телекомпаний и спонсоров.
Главная новинка сезона-2021 — Саудовская Аравия. Ближневосточная монархия, где устраивают массовые публичные казни, а король Салман лично одобряет проведение распятий. В 2020 г. владелец «Формулы-1» Джон Мэлоун продал саудовцам долю в компании Live Nation, которая занимается организацией концертов; саудовская Aramco спонсирует «Ф-1» в целом. С 2021 года страна получит и собственный Гран-при. Контракт рассчитан на 10 лет: за каждую гонку «Формулы-1» Саудовская Аравия заплатит по $66 млн.
Нарушить планы «Ф-1» на рекордное число этапов мог Вьетнам. Дебютный Гран-при в столице этой страны должен был пройти в 2020 г., но помешал карантин. А в конце лета-2020 арестовали мэра Ханоя и по совместительству главу компании-промоутера Гран-при Вьетнама Нгуена Дюк Тюнга. Политика обвиняют в получении взяток. Дело не связано с «Формулой-1», но без Дюк Тюнга гонка лишилась бюджетного финансирования, которое необходимо для оплаты $60 млн взноса. Поначалу гонку перенесли на 2021 г., но в итоге место Вьетнама в календаре заняла Португалия.
Возвращение «Ф1» в привычные места тоже не гарантировано. В Японии и США по-прежнему действуют ограничения на въезд, справившийся с пандемией Китай тем более не спешит пускать в страну иностранцев.
В отсутствие привычных схем получения прибыли Liberty Media идет на смелые эксперименты. Выпускает парфюмы и игральные карты с символикой «Ф-1». Договаривается с Netflix о съемке сериала, который привлекает новую аудиторию в США.
По отдельности эти проекты не дают ощутимого экономического эффекта, но все вместе наращивают популярность гонок на ключевых рынках США и Европы. Вот только пока эти начинания требуют больше расходов, чем приносят дохода. А потому Саудовская Аравия остается ключевым способом для «Формулы-1» вернуть «плюсовую» бухгалтерию.