Персона года: как Мария Ласицкене победила на Олимпиаде вопреки всему
Сражалась с федерацией, отстаивала права чистых спортсменов в CAS и преодолела травмуПобеда Ласицкене стала, пожалуй, главной справедливостью Токио-2020. На пути к золоту российской легкоатлетке пришлось преодолеть столько преград, что неудачу было бы легко объяснить, но она выиграла. «Ведомости. Спорт» прошел по этому пути в компании тренера Ласицкене Геннадия Габриляна и ее менеджера Ольги Назаровой.
Препятствие № 1 – (без)временное отстранение ВФЛА
Все началось в 2014 г., когда немецкий телеканал ARD запустил документальный цикл о допинге в российской легкой атлетике. Ценность фильмов признали представители WADA и международной федерации. И в ноябре 2015 г. Россию отстранили от международных соревнований на неопределенный срок. Незадолго до Игр в Рио российским легкоатлетам разрешили подать индивидуальные заявки, но право выступить в Бразилии получила только прыгунья в длину Дарья Клишина, которая много лет живет и тренируется в США.
Мария Ласицкене (тогда еще Кучина) Рио-2016 пропустила, хотя была безоговорочным фаворитом.
«Сначала это было очень сложно принять, – вспоминает в разговоре с «Ведомости. Спортом» менеджер Ласицкене Ольга Назарова. – В Рио я была в секторе, когда Рут (Бейтиа – испанская прыгунья в высоту. – «Ведомости. Спорт») прыгнула на 1,97 м и стала олимпийской чемпионкой. Маша в том сезоне брала 2,00 м. Слезы наворачивались на глаза. Не берусь рассказывать, что пережила сама Маша. Но знаю, что в итоге она приняла ситуацию. Не опустила руки, а именно приняла. Я тоже. Просто подумали: значит, такая судьба. И сейчас Маша живет по принципу «делай, что должно, и будь, что будет». Она, конечно, уникальный человек. Очень добрая, тактичная и скромная в жизни, но вместе с тем невероятно сильная».
После Рио-2016 на Ласицкене и ее команду вышли представители крупнейшего спортивного агентства – IMG. Они предлагали перебраться в США и ссылались на опыт Клишиной. Но Мария отказалась.
«Мы даже провели переговоры, но, если честно, я сразу понимала, что Маша вряд ли согласится на переезд, – рассказывает Назарова. – Она очень домашняя девочка. К тому же с ней не смог бы поехать ее личный тренер. Ни с кем другим тренироваться Маша не хотела и не хочет».
Весной 2017 г. легкоатлетам из России разрешили выступать в нейтральном статусе и установили четкие критерии для его получения: обязательный денежный взнос в $250, присутствие в международном или национальном пуле допинг-тестирования и в целом чистое допинг-резюме.
В нейтральном статусе Ласицкене выиграла четыре чемпионата мира (два – в помещении) и провела уникальную победную серию из 45 турниров подряд.
Препятствие № 2 – политика ВФЛА
В мае 2019 г. российский допинг- сериал получил неожиданное и очень мрачное продолжение – «дело Лысенко». Если коротко, прыгуна в высоту Данилу Лысенко (серебряного призера ЧМ-2017) заподозрили в подделке документов, объясняющих пропуск допинг-тестов. По версии обвинения, в этом ему помогало руководство Всероссийской федерации легкой атлетики, в том числе уже экс-президент организации Дмитрий Шляхтин.
Наказание оказалось предельно жестким. Всех российских легкоатлетов лишили нейтрального статуса – и до весны 2021 г. они не могли участвовать в международных турнирах. Олимпийскую квоту для России сократили до 10 человек. Сама федерация получила штраф в размере $6,3 млн, а условия ее восстановления серьезно усложнились.
Ласицкене, как и другие чистые спортсмены из России, снова оказалась заложницей обстоятельств. А риск пропустить вторую подряд Олимпиаду стал более чем реален. Ласицкене боролась за свои права на всех уровнях: писала открытые письма (даже на имя президента Путина), публично критиковала руководство ВФЛА, а в январе 2021 г. подала иск в CAS к World Athletics.
«В правилах для нейтральных спортсменов появился пункт о том, что статус могут отозвать в любой момент и без объяснения причин, – объясняет Назарова. – По сути, это ограничение прав, причем в отношении абсолютно невиновных людей. Маша решила, что нужно что-то делать. Да, в итоге в суде дотянули до ноября (и CAS встал на сторону World Athletics. – «Ведомости. Спорт»), и кто-то может сказать, что все это бесполезно. Но мы так не считаем. Маша показала, что можно и нужно бороться законными способами, а не сидеть и ждать с моря погоды».
На самом деле значение иска Ласицкене очевидно. World Athletics нужно было доказать, что санкции не нарушают права чистых спортсменов. Единственный способ сделать это – возобновить выдачу нейтральных статусов, что и произошло весной 2021 г., как только дело взяли в производство.
И еще одна важная деталь: все судебные расходы Мария взяла на себя. Окружение спортсменки не называет сумму. Но, по данным источников, знакомых с ситуацией, в подобных разбирательствах речь идет о миллионах рублей.
Препятствие № 3 – травма
Когда все проблемы с получением нейтрального статуса были урегулированы, а до поездки в Токио оставалось чуть больше трех месяцев, Ласицкене получила крайне неприятную травму – повредила заднюю поверхность бедра. За реабилитацию взялись в клинике экс-врача футбольной сборной Эдуарда Безуглова.
«Нам очень повезло с реабилитологами, – объясняет «Ведомости. Спорту» тренер Ласицкене Геннадий Габрилян. – Мы благодарны доктору Игорю Степанову за то, что он смог за такой короткий срок поставить Машу на ноги. Но травма – это не только про физиологию. Психологически такое тоже сложно переживается. И, конечно, были риски, что эта травма нарушит все наши настройки, лишит Машу способности включаться на максимум в стрессовой ситуации. Но она настоящий боец. Чем больше перед ней препятствий, тем решительнее она работает».
В СМИ в это время активно обсуждали, что Ласицкене может остаться без Олимпиады из-за пропуска чемпионата России – в том числе по его результатам собирали команду в Токио. Но, по словам Назаровой, на деле об этом не было и речи. В федерации, несмотря на все разногласия, понимали, на что способна Мария в секторе.
Главное препятствие – планка
Перед Олимпиадой Ласицкене отчаянно не хватало соревновательного опыта на международном уровне. Ужесточение санкций в отношении ВФЛА, пандемия, а затем еще и травма слишком долго держали ее в стороне от главных медальных разборок. В итоге первая внушительная высота в сезоне – 2,00 м – покорилась Марии всего за пару недель до поездки в Японию.
Уже на месте неожиданно много проблем доставили скромные 1,95 м в квалификации. Ласицкене взяла высоту только с третьей попытки, но этого хватило, чтобы оказаться в олимпийском финале.
«Самый лучший стресс – это соперничество в секторе, не только с собой и с планкой, но и с другими спортсменками, – объясняет Габрилян. – Для Маши хорошо, если рядом есть сильные соперницы. В прыжках в высоту конкуренция сейчас есть только на международном уровне. И нам критически важно не пропускать такие старты. Через них Маша прогрессирует. Почему на Олимпиаде было так непросто на стартовых высотах? Потому что именно на них Маше пришлось адаптироваться к реальному соревновательному режиму. А потом она включилась. И победные 2,04 м вообще не предел. Маша могла бороться и дальше, если бы соперницы были готовы».
Если спросить у Ласицкене, как она взлетает на такую высоту, она вряд ли выведет универсальную формулу успеха. По словам тренера, они просто научились правильно использовать соревновательный стресс.
«Вот представьте, у человека в сознании есть какой-то знакомый позитивный образ. Я часто привожу в пример КАМАЗ, потому что это машина, которая помогает строить дома, добрая машина. И вот человек переходит дорогу, а на него вдруг летит КАМАЗ и сигналит воздушкой. Человек впадает в ступор. А вот другой пример – тигр. Мы его обычно видим только в зоопарке. Информация о нем скрыта где-то глубоко в подсознании. И вот к нам внезапно бежит этот тигр. Из-за того, что сознание не занято этим образом, включается подсознание, выделяется гормон норадреналин, работает система выживания. И человек делает такое, что никогда в жизни не смог бы сделать: залезает на самое высокое дерево, перепрыгивает самый высокий забор, буквально творит чудеса. Моя задача – сделать так, чтобы на соревнованиях Маша встретила условного тигра, а не КАМАЗ. Разумеется, это все образно выражаясь».
P.S. После победы в Токио Ласицкене в очередной, пятый раз выиграла общий зачет престижной «Бриллиантовой лиги». В планах – новый олимпийский цикл и Париж-2024.
«Планы на следующую Олимпиаду у нас есть, – подтверждает Габрилян. – Но, к сожалению далеко не все зависит от нас. Важно иметь постоянный допуск на международные соревнования на протяжении всего цикла. И в этом смысле я уже боюсь что-то загадывать. Сейчас вообще такая ситуация, что больше переживаешь не о том, как тренировать, а о том, чтобы что-нибудь не случилось, как случалось на протяжении шести последних лет».