Фэнтези-спорт захватывает мир: почему он популярен и как на нем заработать

    В самые популярные лиги вовлечены миллионы пользователей
    Zuma / ТАСС
    Zuma / ТАСС

    По данным центра маркетинговых исследований Straits Research, глобальный рынок фэнтези-спорта к 2024 г. вырос до $24,5 млрд. Прогнозы оптимистичные: ожидается рост до $89 млрд к 2031 г. Направление очень бурно развивается в США, Китае и других странах. В России тоже играют в фэнтези – составляют команды из игроков РПЛ, КХЛ, АПЛ и других лиг. Игра стимулирует болельщиков пристальнее следить за матчами. Дополнительной мотивацией становятся деньги: самые успешные зарабатывают на фэнтези десятки тысяч евро.

    Все в сборе

    Фэнтези-спорт неразрывно связан с реальным. Существует несколько онлайн-платформ, где болельщикам предлагают составить команду из игроков определенного чемпионата. Для футбола это 11 полевых и несколько запасных. Миксовать исполнителей разрешается: в одном виртуальном составе могут соседствовать Игорь Дивеев из ЦСКА, Федор Смолов из «Краснодара» и Александр Ерохин из «Зенита». Но обычно есть ограничения: не больше трех футболистов из одного клуба. Перед началом сезона болельщик получает очки, которые тратит на «закупку» игроков (естественно, лучшие стоят дороже) и заявляется в «лигу», где представлены команды других участников фэнтези-турнира. Причем одни и те же футболисты могут оказаться сразу в нескольких «сборных» – это не запрещается. После каждого реально сыгранного тура ведется подсчет очков – их начисляют за выход реального игрока на поле и его результативные действия. До следующего матча можно сделать замены в фэнтези-составе: продать и купить с учетом новой «трансферной» стоимости. Успехи реальных футболистов влияют на положение виртуальной команды в таблице. Итоги турнира подводят в конце сезона. 

    Фэнтези-спорт – очень гибкий. Соревнования проходят практически по любым командным дисциплинам: от футбола и баскетбола до крикета и бейсбола. «Лиги» бывают открытыми (туда вступают любые болельщики) и закрытые (можно создать свою – только для друзей), с фиксированным количеством участников и с бесконечным. Платформ тоже довольно много. 

    «Главная площадка в России – Sports.ru, где есть фэнтези по футболу, хоккею и баскетболу, – объясняет «Ведомости. Спорту» Никита Герасев, автор Telegram-канал «Фэнтези блокнот». – Самый популярный турнир – РПЛ (проводят совместно с «Матч ТВ». – Прим. «Ведомости. Спорт»), где играют примерно 25 000 участников. Вторым идет FPL – Fantasy premier league, официальная площадка АПЛ. Там большая русскоязычная аудитория». Фэнтези-лиги есть на официальных сайтах НБА и футбольной МЛС, а собрать команду НХЛ можно, например, на порталах Yahoo и ESPN. Также полно неофициальных проектов – для их создания разрешение правообладателя не требуется, ведь база спортсменов и их результаты – общедоступная информация. Но, например, ради фото спортсменов и логотипов клубов придется договариваться с лигой. 

    СЕО «Спортс» Евгений Коврин в интервью «Ведомости. Спорт» рассказывает, что площадка стремится делать фэнтези в сотрудничестве с организаторами турниров, но если это невозможно напрямую – с официальными партнерами лиг в СНГ. «Фэнтези в России – небольшой рынок на десятки тысяч игроков, поскольку порог входа достаточно высокий, – добавляет Коврин. – Игра требует как времени на старте, так и еженедельного внимания, без которого сложно претендовать на высокие места. Мы знаем, что в разное время в фэнтези хотели заходить разные компании, но сегодня Sports.ru – фактически монополист с максимально широким покрытием лиг, нормальными призами и собственной технологической платформой, которая продолжает обновляться». 

    «Основная аудитория фэнтези – болельщики, которые регулярно следят за новостями и матчами. Вторая категория – люди, увлеченные спортивной статистикой, – говорит Александр Малкин, автор YouTube-канала «Фэнтези спорт». – Настоящие гики, которые изучают xG, xA (ожидаемые голы и передачи. – «Ведомости. Спорт») и другие показатели. По моим наблюдениям, средний возраст игроков на Sports.ru – 25–27 лет». Герасев добавляет, что фэнтези требует постоянной вовлеченности в процесс. Одна пропущенная неделя, когда болельщик проигнорировал результаты матчей и не сделал замены, может полностью перечеркнуть успехи предыдущих месяцев. «В последнее время популярность фэнтези в России немного упала, – рассуждает Никита. – Теперь FPL требует VPN, а им не все хотят пользоваться. Думаю, пик интереса был в 2015–2018 гг. Сейчас интерес держится на одном уровне. Ко мне на канал приходят новички, но уходят те, кому не хватает времени играть. Фэнтези не хватает спонсоров и призов, чтобы была мотивация». Обычно организаторы поощряют лучших по итогам сезона – могут подарить мерч или денежный приз. В закрытых лигах участники сами договариваются о наградах. Но все же в сезонном фэнтези играют больше ради удовольствия и чтобы добавить азарта при просмотре матчей. 

    Тысячи на евро

    Существуют и другие виды фэнтези, где денежные стимулы играют гораздо более важную роль. Например, в daily-фэнтези (daily – с англ. «ежедневно»), когда болельщик подбирает состав только на один тур или на один день. «Все происходит через платформу, где предлагают сделать ставку, – поясняет Малкин. – Самая известная – это Fanteam, но с 2022 г. она перестала принимать игроков из России. Сейчас есть альтернативные платформы. Скажем, у международного букмекера 1win есть фэнтези. Из России там можно зарегистрироваться и пополнить счет. Также русская команда создала площадку Fanton, основную на блокчейне TON (The Open Network – разработка создателя Telegram Павла Дурова. – Прим. «Ведомости. Спорт»)». 

    Fanton также предлагает третий формат фэнтези – завязанный на NFT. Болельщики покупают виртуальные карточки игроков за реальные деньги и собирают из них состав. Крупнейшая площадка в этом сегменте – Sorare. Стоимость карточек варьируется в зависимости от их редкости, а также уровня реального спортсмена. Самые дешевые могут обойдутся в доллар, а наиболее дорогие – в тысячи. 

    «Появилась категория игроков, которые превратили фэнтези в профессию, – говорит Малкин. – Среди них много покеристов. Они на старте могут плохо понимать спорт, но со временем разобраться и зарабатывать хорошие деньги. Наше коммьюнити сильно пересекается с покером. Хорошие игроки могут делать на daily-фэнтези $30 000 за год. Но в 2022 г. все было намного лучше – реально было заработать и 100 000, и 200 000, если играть каждый день в разных видах спорта». Слова Малкина подтверждают цифры на сайте с результатами лиг Dfstats.net: только на платформе Fanteam 18 участников, заработавших по 100 000+ евро. Лидирует россиянин с ником TTriBL (реальное имя – Владимир). Он собирает фэнтези команды с 2016 г. и за это время выиграл 591 421 евро. Самым урожайным получилось лето 2021-го, когда во время чемпионата Европы TTriBL практически удвоил капитал. Известно, что параллельно он играет и на других площадках. 

    В NFT-фэнтези на Sorare тоже зарабатывали много. «Для этого нужно было инвестировать деньги – от 100 000 руб., чтобы покупать и продавать карточки. Сейчас рынок упал, поэтому на Sorare многие оказались в минусе», – говорит Малкин. Он подчеркивает, что зарабатывают только 10% пользователей, а по-настоящему большие деньги получает один из ста. При этом многие не ставят цель что-то выиграть, а участвуют в фэнтези только ради развлечения. «До определенного момента можно было заработать на перепродаже карточек, и кто-то даже делал миллионы, – рассказывает Герасев. – Но для этого нужно было следить за ценами на игроков каждый час. Приходит условно информация от Фабрицио Романо (итальянский журналист-инсайдер. – Прим. «Ведомости. Спорт»), что футболист может перейти в какой-то клуб, и цена карточки растет. Игрок получает травму – цена карточки падает, а его соперника по позиции из той же команды – растет». 

    Фэнтези-пирамида

    В фэнтези-спорте рискуют не только игроки, но и создатели площадок. Один из самых показательных примеров – опыт британского предпринимателя Адама Коула, который в 2015 г. запустил проект The Footie, позже переименованный в Football Index. Он предлагал инвесторам купить «акции» реальных игроков. Котировки должны были расти в зависимости от спортивных результатов. Площадка быстро стала популярной и даже договорилась о сотрудничестве с клубами – подписала спонсорские соглашения с английскими «Фулхэмом», «Ноттингем Форрест» и «Куинз Парк Рейнджерс». Также она работала с американской биржей NASDAQ. Но в 2020 г. на фоне пандемии все развалилось. Многим игрокам стало очевидно, что Football Index – это по сути финансовая пирамида. Котировки футболистов рухнули, а платформа задолжала игрокам 120 млн фунтов. 

    И все же неудача Football Index не отпугивает предпринимателей, которые хотят зарабатывать на фанатах спорта. Главный фэнтези-рынок – США. Причин для этого достаточно: спорт в Северной Америке – огромная индустрия, в которую вовлечены десятки миллионов людей. Кроме того, в Штатах популярно коллекционирование карточек – эта культура чем-то напоминает фэнтези. В-третьих, в стране действуют серьезные ограничения для букмекеров. Фэнтези же выглядит как альтернатива для самых азартных фанатов. «В США распространен драфтовый формат, когда играет группа из, скажем, 10 человек, – поясняет Малкин. – И если кто-то взял игрока в команду, то второй уже не может его взять. Эта история популярна у них очень давно». Собственно, именно в США фэнтези и появилось, еще в 1980-е гг., когда журналист Дэниэл Окрент организовал первое подобное соревнование – Rotisserie League Baseball (названа в честь нью-йоркского ресторана La Rotisserie Française, где встречались участники). Поначалу игры проходили в офлайне, а подсчет очков вели вручную. Через 15 лет аудитория фэнтези-спорта выросла до 3 млн человек. Сейчас она намного больше. По данным Ассоциации фэнтези-спорта и ставок за 2023 г., 19% американцев старше 18 лет составляют команды и соревнуются в лигах. В 2014-м их было только 14%. В основном это мужчины (64%) в возрасте от 18 до 34 лет (48%). Большинство увлекаются американским футболом (78%), далее идут баскетбол (32%) и бейсбол (22%). 

    Не отстают и в Англии, где активно продвигают FPL. На площадке зарегистрировано больше 10 млн игроков. «Там даже футболистов заставляют давать комментарии, – рассказывает Герасев. – Скажем, у Эрлинга Холанда могут спросить: «Вас сделали капитаном (этот статус приносит дополнительные очки в фэнтези. – «Ведомости. Спорт») в своих командах столько-то человек, а вы сделали хет-трик. Что вы чувствуете?». Или Бруно Фернандеш извинялся перед игроками фэнтези, что не получилось забить».