+150 000 пользователей за бой Федора Емельяненко: почему спортивного контента становится больше
Онлайн-платформы готовы вкладываться в хорошее кино про спорт«Нужно просто хорошее кино»
В начале 2023 г. на российских экранах уже состоялось несколько премьер документальных фильмов на тему спорта, самая заметная из них – новое кино про советского хоккеиста Валерия Харламова, погибшего в 33 года. Фильм показали на «Матч ТВ» в день 75-летия Харламова, 14 января, а на следующий день он был в эфире «Первого канала».
Это не самый типичный случай для российского рынка спортивного контента. В последние два-три года ключевым драйвером производства кино о спорте – документального и игрового, основанного на сюжетах из реальной жизни, стали онлайн-платформы. Они, как относительно новые игроки на рынке, своим запросом стимулировали рост производства.
Спрос на спортивный контент всегда есть, и он по большей части определяется значимостью персоны, команды или события, о которых рассказывает, говорит в интервью «Ведомости. Спорту» генеральный директор «Okko Спорта» Олег Манжа. И подчеркивает, что правила рынка в этом случае работают точно так же, как и в отношении другого тематического контента.
«Документальный фильм о мадридском «Реале» или лента о Мухаммеде Али, снятая режиссером с большим именем, привлекут внимание большой аудитории, – продолжает Манжа. – Нишевый контент тоже может замечательно сработать, но вовлеченная аудитория будет меньше. Здесь все подчиняется общим законам контента. Okko важнее всего оригинальный контент. Мы идем в производство проектов, в которые верим. Цели снимать проходные фильмы и сериалы просто для того, чтобы была забита витрина, нет».
Онлайн-кинотеатр Okko c 2019 г. активно развивает спортивное направление в формате трансляций. Сервис стартовал с показа Английской премьер-лиги (контракт был рассчитан на три сезона, но по ходу третьего из-за ситуации на Украине его прервали. – «Ведомости. Спорт»), затем инвестировал в права на крупные турниры по смешанным единоборствам, теннису и другим видам спорта.
Олег Манжа в интервью «Ведомости. Спорту» вспоминает, что высокий результат на платформе показал проект, подготовленный в привязке к большому событию, которое Okko эксклюзивно показывал в прямом эфире, – бой Федора Емельяненко в Москве в октябре 2021 г.
«Перед последним боем Емельяненко в Москве мы сняли документальный сериал о бойце и его команде, – рассказывает Манжа. – Люди очень активно смотрели его, а после оплачивали подписку, открывающую доступ и к бою. Турнир набрал более 5,6 млн просмотров, а в сервис пришли рекордные 150 000 новых пользователей. Конечно, это не заслуга документального сериала самого по себе, но он сыграл свою роль в увеличении интереса к событию».
При этом, утверждает Манжа, невозможно выделить конкретный формат или жанр, который сейчас больше других востребован в спортивном кинопроизводстве: история успеха, драма с реальными прототипами или, например, биографические документальные фильмы о легендах прошлого.
«Нужно просто хорошее кино, а не какой-то конкретный жанр, – говорит он. – В случае с документальными лентами жанр мало определяет потенциал, как и с любым другим кино. Важнее, о чем или о ком фильм. Драма про Марадону, его история успеха или сухой байопик имеют примерно одинаковый потенциал, но, вероятнее всего, хорошая лента будет содержать в себе все элементы».
Ключевые премьеры 2022 г., подготовленные по заказу Okko, сервис оценивает как очень успешные: речь о документальных фильмах про московский футбольный клуб «Асмарал» из начала 1990-х, первый частный в России, и «Карпин Валера. Любовь, надежда и вера!» – про главного тренера сборной России. Он вышел на платформе 17 ноября, дата премьеры была очевидно привязана к старту ЧМ-2022 (20 ноября), но сборная России там не выступила.
Тем не менее, отмечает генеральный директор «Okko Спорта» в разговоре с «Ведомости. Спортом», на премьерных показах фильмов были полные залы, а по объемам просмотров они занимают первые места среди документального кино.
«Оба фильма привлекли свою аудиторию, – резюмирует Манжа. – Их посмотрели и хардкорные любители спорта, помнящие золотую эру российского футбола, и более молодая аудитория, интересующаяся спортом, и просто ценители фестивального кино».
«Импульсом стал Last Dance»
Затраты на документальный фильм, где съемки происходят только в реальном времени – например, чтобы показать локальный сюжет по ходу сезона, как это делал «Краснодар» о своем дебюте в Лиге чемпионов в 2020 г., – основатель фестиваля документального кино BeatFilm Festival Кирилл Сорокин оценивал год назад для «Ведомости. Спорта» в 6 млн руб., а мини-сериал на шесть-семь эпизодов подобного формата – примерно в 20 млн руб.
На создание исторической документалки, когда приходится работать с архивными материалами и организовывать съемки нескольких героев в разных местах, требуются более серьезные вложения. Их объем сильно зависит от специфики проекта и уникальности разработки.
Как правило, онлайн-площадки, заинтересованные в оригинальных проектах, работают со входящими заявками от продюсеров и продакшн-команд, чтобы выбрать из них наиболее перспективные по соотношению цена/качество.
При этом документальные проекты о спорте пока рано называть драйверами роста для крупных площадок в целом, отметили для «Ведомости. Спорта» в пресс-службе сервиса Premier.
Там подчеркнули, что стремятся экспериментировать с производством кино, связанного со спортом, но не считают это направление ключевым – добавляя, что в 2023 г. увеличат количество подобных релизов. В пример приводят сериал о хоккейной суперсерии-1972 СССР – Канада (для него осенью 2022 г. объявляли сбор историй от очевидцев событий), проект о детстве спортсменов «Где рождаются чемпионы», трилогию фильмов о спорте на Камчатке и др.
Интерес к оригинальным проектам в целом растет очень быстро, добавили представители Premier в ответ на запрос «Ведомости. Спорта». И пояснили: платящая аудитория сервиса в 2022 г. выросла на 45% и именно созданные специально для платформы продукты стали главной причиной этого роста. Отличительной особенностью спортивных документалок в Premier называют высокую цитируемость – эксклюзивные интервью с героями, звучащие в фильмах, представляют интерес для медиа.
По части игрового кино в России уже давно есть яркие достижения: например, большие проекты «Легенда № 17», «Движение вверх», а документальный спортивный жанр только недавно обратил на себя внимание широкой публики, считает Ангелина Ашман, ведущий продюсер документального кино онлайн-кинотеатра Kion.
«На мой взгляд, мощным импульсом для развития этого направления и в мире, и в России стал выход в 2020 г. мини-сериала The Last Dance, – говорит Ашман в интервью «Ведомости. Спорту». – Проект, посвященный суперзвездам баскетбола [последнему сезону Майкла Джордана в «Чикаго Буллз», выходил на ESPN и Netflix], был настолько успешен, что стал частью культуры. После этого все участники рынка стали активнее создавать и приобретать такой контент».
Продюсер Kion добавляет, что сервис готовит масштабную премьеру в феврале – не раскрывает названия, но уточняет, что это кино о большой личности и истории становления великой команды, в которой человеческая линия соседствует со спортивными достижениями.
В пресс-службе сервиса «Ведомости. Спорту» уточнили, что удачным собственным проектом стал вышедший в апреле 2022 г. фильм «Мы – «Спартак», приуроченный к 100-летию клуба и построенный на историях болельщиков: фильм конкурировал по просмотрам с игровыми сериалами.
Среди наиболее успешных лицензионных документальных проектов на Kion назвали фильмы про Диего Марадону и документалку «Великий «Юнайтед» об английском футбольном клубе с участием Дэвида Бэкхема. Кроме того, хороший отклик получил остросоциальный проект «Бой» про сборную России по футболу для незрячих.
Жанровая принадлежность спортивного кино не имеет большого значения, считают в Kion. Проект может быть реализован и как чистая драма, и как драмеди, и как детектив. Исходя из опыта продюсеров сервиса, количество предложений по производству спортивного кино такое же, как и н а другие темы.
«Не должно быть ностальгии по прошлому»
Ценность документальных фильмов о героях спорта из прошлого за последнее время сильно выросла, потому что в обществе все больше запроса на истории преодолений, уверен президент продюсерского центра «Динамо» Михаил Тюркин.
Мультимедийный центр, основанный при одноименном спортивном обществе, видит своей основной целью создание фильмов и издание книг об успешных спортсменах, истории которых еще не рассказаны, – представителей «Динамо» и не только.
Тюркин приводит в пример героев разных эпох: от трехкратного олимпийского чемпиона по хоккею (одного из шести в истории страны) Виталия Давыдова, игравшего в 1960-е и 1970-е, до победителей относительно недавних Олимпиад – конькобежки Светланы Журовой, выигравшей в Турине-2006, или синхронистки Светланы Ромашиной, семикратной чемпионки Игр (2008, 2012, 2016 и 2020).
«Такие фильмы ни в коем случае не должны быть только ностальгией по прошлому, – продолжает Тюркин. – Мы не собираемся ничего навязывать молодому поколению. Первый критерий на старте работы: контент должен быть востребованным. Да, многое о героях – из далекого прошлого, но это кино для молодежи. Поэтому мы применяем технологии, приглашаем актеров, ставим игровые сцены».
В ближайших планах продюсерского центра масштабный документальный проект про Всеволода Боброва – уникального капитана сборной СССР и на летней Олимпиаде-1952 в футбольном турнире, и на зимних Играх-1956 в хоккейном, где он привел команду к золотым медалям. Кроме того, в разработке идея фильма о «Кровавом матче» – игре ватерполистов СССР и Венгрии на Олимпиаде-1956 спустя месяц после подавления венгерского восстания советскими войсками.
Руководитель центра «Динамо» отмечает: все фильмы их производства – патриотические, но в них принципиально не используют откровенные лозунги и прямолинейные высказывания. По словам Тюркина, увлекать молодую аудиторию, привыкшую за долгие годы к американской стилистике, нужно иначе.
28 фильмов, созданных в центре «Динамо», уже показали на каналах семейства «Матч ТВ» более 200 раз. Например, в конце января состоялась премьера кино «Король ринга» про боксера Николая Королева. Но и телевидению, и онлайн-платформам все равно приходится с трудом доказывать, что каждый новый проект достоин места в эфире, отмечает Тюркин.
«Долгое время показывать своих героев было непопулярно, немодно, – резюмирует он. – А вообще-то не мы должны бегать и уговаривать каналы показать наши фильмы. Нужно, чтобы работало наоборот, чтобы с той стороны приходил запрос. В преддверии ЧМ-2018 мы сняли фильм про Льва Яшина, а его показали накануне открытия чемпионата мира на «России 1» только в 2.30 ночи – в программе стоял на полночь, но сильно затянулось шоу Владимира Соловьева. И кто этот фильм в такое время увидел? Часто слышу, что «Первый» и «Россия 1» – коммерческие каналы. В итоге даже бесплатно они не очень-то хотят показывать спортивное документальное кино. Но мы делаем все, чтобы наши фильмы не лежали на полках, а постоянно были на виду».