Олимпиада без гостей: Токио-2020 потеряет миллионы долларов

    Из-за отказа от иностранных болельщиков всплеска экономики Японии не будет
    KIM KYUNG HOON / EPA / ТАСС
    KIM KYUNG HOON / EPA / ТАСС

    За четыре месяца до старта летней Олимпиады в Токио стало ясно: Игры пройдут без иностранных болельщиков. Оргкомитет и местные власти объясняют решение заботой о здоровье и безопасности в условиях пандемии – Международный олимпийский комитет (МОК) был вынужден просто согласиться, иначе Игры не состоялись бы вовсе. Теперь организаторы вынуждены вернуть сотни тысяч уже проданных билетов на соревнования, а кроме того, отсутствие зарубежных зрителей заметно снизит экономический эффект от проведения Игр.

    Бюджеты и билеты

    Билетная программа была вторым по объему источником дохода в финансовом плане Олимпиады-2020 – на продаже билетов собирались заработать $800 млн. Cтолько же составит вклад МОКа. Больше принесут только местные спонсоры ($3,3 млрд).

    В декабре 2020 г. оргкомитет публиковал пятую версию официального бюджета Игр, которая уже учитывала все дополнительные расходы, связанные с переносом Олимпиады и Паралимпиады на год, а также с обеспечением дополнительных мер безопасности. Расходы на ковид-протоколы составили $900 млн – эти деньги выделили власти Токио и правительство Японии (так как по их решению Игры перенесли).

    Общий бюджет Игр вырос до $15,4 млрд – суммарно перенос Олимпиады и Паралимпиады на год стоит Японии и оргкомитету $2,8 млрд. Изначально, когда Токио только выиграл право проведения, уложиться собирались в $7,5 млрд, перед пандемией официальный бюджет составлял $12,6 млрд.

    $6,7 млрд из общей суммы – бюджет организационного комитета Игр, составленный из привлеченных спонсорских денег, средств МОКа и других источников. Остальное – деньги Токио и японского правительства.

    До запрета на посещение иностранцами планировалось, что благодаря дополнительной работе оргкомитет заработает на $700 млн больше ориентировочных цифр и таким образом почти компенсирует затраты на обеспечение антиковидных мер. Обновленный бюджет пока не обнародовали.

    Авторизованные билетные операторы со всего мира (в каждой стране своего назначает национальный олимпийский комитет, в России это компания Match Hospitality) до последнего боролись за иностранных болельщиков – они обращались лично к главе оргкомитета Сейко Хасимото и президенту МОКа Томасу Баху. Но на итоговое решение это не повлияло.

    В большей степени реселлеры беспокоятся не за билеты на соревнования, деньги за них организаторы точно вернут, а за оплаченные авиабилеты и отели – по их данным, только около 30% гостиничных броней можно будет отменить без потерь, в то время как некоторые гостиницы вообще не планируют идти навстречу. Так как за предоставление услуги отвечает компания-оператор, ей придется возместить все клиентам и подвергнуть себя риску банкротства.

    По данным оргкомитета, к концу 2019 г. около 4,5 млн билетов было продано жителям Японии, которые в итоге смогут посетить соревнования, около 1 млн билетов были реализованы за рубежом. После запрета на въезд иностранцев генсек Токио-2020 Тосиро Муто называл другие цифры: 600 000 проданных билетов на Олимпиаду и 30 000 – на Паралимпиаду. Возможно, расхождение появилось из-за того, что часть болельщиков уже вернули билеты после переноса Игр.

    Олимпийский комитет России сообщал, что в Токио должны были поехать около 3000 россиян.

    Риски и потери

    Кроме гарантированного ущерба от возврата билетов, отмены брони в отелях и общего снижения оборота, который могли бы обеспечить туристы, Японии только предстоит оценить долгосрочные потери от решения не пускать иностранцев.

    Японский аналитик Bloomberg Юки Масуджима оценивает актуальные потери в $2,3 млрд, а суммарные с учетом утраченного шанса повысить туристический интерес к Японии – в $5,5 млрд. Это одна из самых пессимистичных оценок, другие исследователи считают, что Япония потеряет от $1,76 млрд (цифра экономиста Такахиде Киучи из исследовательского Института Номуры) до $1,47 млрд (мнение Шуджи Тоноучи из финансовой группы Mitsubishi UFJ).

    По изначальному прогнозу, если бы пандемия вообще не вмешивалась в проведение Игр и они прошли при полных трибунах летом 2020 г., участники и зрители потратили бы в Японии более $1,8 млрд.

    Без иностранцев траты, согласно ожиданиям, уменьшатся примерно до $1,3 млрд. Эти выводы сделаны на основе средних чеков туристов, посещавших страну до пандемии.

    Американский экономист, профессор Эндрю Цимбалист, специалист в области экономики спорта и автор книги Circus Maximus о финансовой подоплеке проведения Олимпиад и чемпионатов мира по футболу, в разговоре с «Ведомости. Спортом» подтвердил, что запрет приезда иностранных болельщиков лишит организаторов как минимум сотен миллионов долларов дохода.

    По его оценке, выручка от проведения Игр не превысит $5 млрд, в то время как суммарные траты с учетом тех, которые не включены в официальный бюджет, но так или иначе связаны с проведением Олимпиады, перевалят за $30 млрд.

    Упущенный эффект

    Финансовый эффект от проведения Олимпиады – одна из любимых тем МОКа, представители МОКа и местных организаторов регулярно отчитываются о положительном влиянии Игр на локальную экономику. Например, через год после проведения Олимпиады в Рио бразильское министерство туризма заявило о рекордных показателях туристического притока в 2016 г., достигнутых благодаря Олимпиаде: тогда страну посетило 6,6 млн туристов (+4,8% к предыдущему году), а суммарную выручку увеличили на $380 млн (+6,2%) до $6,2 млрд.

    По данным исследования, которое провел научно-исследовательский Фонд Жетулиу Варгаса, за период подготовки и проведения Игр-2016 доходы беднейших 5% населения Рио выросли почти на 30%, а доходы богатейших 5% – на 20%.

    После Олимпиады-2012 в Лондоне британские власти делали особый акцент на том, как проведение Игр помогло местному бизнесу: согласно исследованию правительства, опубликованному в 2013 г., благодаря событию было заключено сделок на 9,9 млрд фунтов. А приехавшие на Олимпиаду иностранные туристы принесли английской экономике 600 млн фунтов – и это без учета дохода от продажи билетов.

    Спортивный директор Олимпиады-2016, а ныне исполнительный директор Олимпийского комитета Бразилии Агберто Гимараэш уточнил в интервью «Ведомости. Спорту», что иностранные болельщики были для оргкомитета бразильских Игр одним из центральных элементов реализованного финансового плана.

    «Если бы мы по какой-либо причине лишились иностранных гостей, нам пришлось бы бросить все силы на взаимодействие с местной аудиторией, – рассказал Гимараэш. – Если бы что-то подобное [как сейчас случилось с Токио-2020] произошло у нас, мы бы наверняка полностью поменяли стратегию продаж билетов, чтобы реализовать все среди бразильцев».

    По словам Гимараэша, в такой гипотетической ситуации стоило бы сделать ставку на то, что бразильский народ очень любит развлечения и большие скопления людей, где можно весело и эмоционально провести время. Темперамент японцев и ковидные ограничения, которые точно будут действовать во время будущей летней Олимпиады, существенно ограничивают реализацию подобного плана в Токио.