Путин анонсировал высокоскоростную магистраль до Донецка и Луганска

Об этом глава государства заявил на пленарном заседании IV Железнодорожного съезда
Андрей Гордеев / Ведомости

Президент России Владимир Путин выступил на пленарном заседании IV Железнодорожного съезда и высоко оценил труд российских отраслевых специалистов. Глава государства анонсировал проекты по модернизации и улучшению доступности железнодорожных перевозок в стране в ближайшие годы, включая строительство высокоскоростных магистралей до новых регионов.

О логистике и пассажиропотоке

Открывая свое выступление, президент отметил, что железные дороги России надежно обеспечивают военные перевозки, поставки сырья и комплектующих на оборонные предприятия.

«Именно компания РЖД и другие отечественные перевозчики в кратчайшие сроки смогли перестроить логистику, направить дополнительные потоки на Дальний Восток, на севере и юге страны <...>  внесли огромный вклад в отражение санкционных атак против нашей страны, обеспечили условия для восстановления и роста экономики, для выхода нашей продукции на перспективные глобальные рынки», – объяснил президент.

Президент отметил, что железные дороги России обеспечивают 87% грузооборота страны и примерно треть пассажиропотока, перевозя ежегодно более миллиарда человек.

О высокоскоростных магистралях

Путин также отметил уверенный рост железнодорожного пассажиропотока в Крым, налаживание сообщения с регионами Донбасса и Новороссии. Он отметил, что в грядущем десятилетии России предстоит «большая стройка», в том числе на железной дороге.

Президент напомнил, что мост в Крым задумывал еще Сталин, но реализовали только сейчас и «с блеском». Также Путин отметил мужество железнодорожников в ситуациях с атаками на Крымский мост.

Путин объяснил, что, согласно планам, высокоскоростные магистрали (ВСМ) пройдут по территориям, где живут более 111 млн россиян – 80% населения страны. По словам главы государства, такие магистрали дойдут, в том числе, до Донецка и Луганска.

«Особо подчеркну: в перспективе, безусловно, будем строить их [ВСМ] до Луганска и Донецка», –  заявил глава государства.

О новых маршрутах

Президент заявил, что кроме европейской части России будет расширяться международный коридор «Север – Юг». Он должен связать российские порты на Балтике и Мурманский транспортный узел с портами на побережье Персидского залива и Индийского океана.

«На всем маршруте – от Мурманска до иранского Бендер-Аббаса – будет обеспечено бесшовное железнодорожное сообщение по широкой колее стандарта 1520. Доставка грузов из Мурманска в Мумбаи займет около 15 суток. По сравнению с традиционными маршрутами время в пути сократится в четыре раза», – сказал российский лидер.

Он также сообщил о развитии транспортного меридиана с севера на юг, который пройдет через Урал и Сибирь. На этом маршруте будет модернизирован центральный участок Транссиба, включая Западно-Сибирскую железную дорогу, на территории Омской, Новосибирской, Кемеровской и Томской областей, Алтайского края.

«Это строительство Северного широтного хода с перспективным выходом к портам Ямала, Таймыра и севера Красноярского края, а также создание новой Северо-Сибирской железнодорожной магистрали – от Ханты-Мансийского автономного округа до ее стыковки с Транссибом и БАМом», – добавил Путин.

Как отметил глава государства, Россия уже работает с зарубежными партнерами над формированием железнодорожных маршрутов из Центральной Сибири в южном направлении – в сторону Китая, Монголии, портов Индийского и Тихого океанов.

Еще один коридор от Арктики на юг будет построен на Дальнем Востоке. На его базе запущена железнодорожная ветка от БАМа в Якутию, мосты через Лену и Амур, Тихоокеанская железная дорога.

О строительстве и обновлении вагонов

Российский лидер отметил, что РЖД стала одним из главных заказчиков для отечественного машиностроения, промышленности, строительного комплекса и системы профобразования.

«За последние 20 лет компания закупила свыше 9000 российских локомотивов. На маршруты вышли более 700 новейших магистральных тепловозов. Сегодня по железным дорогам курсирует свыше 1,3 млн грузовых вагонов – больше, чем когда-либо за всю нашу историю», – сказал Путин.

Он добавил, что вагонный парк России один из самых молодых в мире. Его средний возраст – 13 лет.

О высоких технологиях

Отдельное внимание Путин уделил развитию высоких технологий в этой сфере. Отечественные разработки и программное обеспечение, по его словам, позволили фактически забыть об очередях возле железнодорожных касс. Около 75% билетов сегодня оформляются в онлайн-системе, на интернет-сайте или с помощью мобильных приложений.

Также Путин рассказал о работе над созданием магистральной квантовой сети, которая позволит обеспечить качество, безопасность и высокую скорость передачи данных на железных дорогах.

«По итогам текущего года протяженность квантовой сети превысит 3200 км. Она объединит Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Казань и другие крупные города России», – сказал Путин.

О социальной сфере

Помимо перевозок президент выделил роль железнодорожников в развитии социальной инфраструктуры. Он подчеркнул, что забота о своих сотрудниках, об условиях их жизни напрямую влияет на будущее отрасли, подобные меры «повышают ее конкурентоспособность, привлекательность для новых кадров, для молодых людей».

«В 2020 г. корпоративный университет «РЖД» был признан лучшим в мире <...> Компания выстраивает полноценный образовательный путь – от школьной скамьи до современного рабочего места <...> Этим занимаются профессиональные центры при школах и лицеях. Действуют 26 детских железных дорог, на базе которых открыты шесть «Кванториумов», их специализация – IT и робототехника», – сообщил Путин.