Собянин объявил о новых ограничениях из-за коронавируса

Они коснулись массовых мероприятий и правил посещения ресторанов
ТАСС

Мэр Москвы Сергей Собянин объявил о введении новых ограничительных мер из-за коронавируса. В частности, с 22 июня вводится временный запрет на проведение концертных, зрелищных, развлекательных и спортивных мероприятий с одновременным присутствием более 500 человек, а с 28 июня заведения общественного питания смогут посещать люди либо с пройденной вакцинацией, либо переболевшие в течение полугода, либо с наличием отрицательного ПЦР-теста, действительного в течение трех дней.

«Последние дни мы совместно с представителями общепита провели эксперимент по созданию точек, “свободных от ковида”. Сегодня я подписал указ, в соответствии с которым использование этой технологии будет обязательным для всех ресторанов и кафе, которые хотят продолжить работу в обычном режиме», – написал Собянин.

Ситуация с коронавирусом в Москве

По данным оперативного штаба на 22 июня, в Москве за последние сутки выявили 6555 новых случаев коронавируса, 3458 человек выздоровели, 86 — умерли. Это максимум смертей с начала пандемии. Всего в городе зарегистрировано более 1,3 млн случаев заражения и свыше 21 тыс. летальных исходов. По суточному приросту и общему числу случаев коронавируса Москва занимает первое место среди регионов России.

Мэр отметил, что наличие «защиты от коронавируса» будет подтверждаться специальным QR-кодом, который можно будет получить с использованием электронной медицинской карты, портала mos.ru, ресурса ЕМИАС.ИНФО, портала госуслуг, а также в регистратуре городской поликлиники. «Никакие бумажные справки или сертификаты приниматься не будут», – подчеркнул Собянин. Кафе и рестораны обязаны создать систему проверки наличия QR-кодов. Предприятия общепита, не выполняющие эти требования, смогут работать только навынос и доставку. Фудкорты будут открыты только после проверки системы контроля, препятствующей проходу в зону посадочных мест посетителей, не имеющих QR-кодов, рассказал Собянин.

Запрет на проведение массовых мероприятий касается концертных, зрелищных, развлекательных и спортивных программ с одновременным присутствием более 500 человек. Ограничения касаются как мероприятий, которые проходят в зданиях, так и мероприятий, проходящих на открытом воздухе. «Фан-зоны и танцполы должны быть закрыты независимо от количества участников мероприятия», — говорится в личном блоге Собянина. В то же время эти ограничения будут отменены, если организаторы мероприятий создадут зону «свободную от ковида», и «будут допускать на мероприятие только участников, имеющих QR-коды». Новые ограничения не затрагивают концерты, спектакли, киносеансы, другие зрелищные, развлекательные и спортивные мероприятия с числом участников менее 500 человек, говорится в сообщении.

Сейчас в Москве действует требование об обязательном использовании средств индивидуальной защиты в общественных местах. В начале июня столичные власти усилили контроль за соблюдением этого требования в связи с ростом заболеваемости COVID-19. 16 июня была объявлена обязательная вакцинация людей, занятых в сферах торговли и услуг. Работодатели должны привить 60% сотрудников к 15 августа. Кроме того, власти Москвы разрешили рестораторам отстранять от работы непривившихся от коронавируса сотрудников без выплат.

Реакция рынка

Выполнить новые требования «технически нереально», считает общественный омбудсмен в сфере малого и среднего предпринимательства, основательница сети семейных кафе и кондитерских «Андерсон» Анастасия Татулова. По ее словам, для контроля потребуется выделить специальных сотрудников, в то время как организации общественного питания до сих пор до конца не оправились после локдауна прошлого года и испытывают нехватку кадров.

«Кроме этого, я не готова подставлять своих сотрудников под шквал негатива который будут высказывать те, кто просто пришёл в кафе с ребёнком. Детей вообще не прививают. Мне их без родителей пускать?», — возмущается Татулова. Она затруднилась оценить, на сколько сократятся продажи компании, заявив, что «Андерсон» уже «терпит убытки из-за ограничений работы детских комнат».

В Москве привиты 20% жителей, большинство из которых уехали в отпуска, поэтому ресторанам будет проще закрыться, чем работать на такое количество посетителей, считает Татулова. По ее мнению, городу выгодно, чтобы рестораны приняли это решение сами, и «тогда властям не нужно будет нести ответственность за отсутствие финансовой помощи». От новых ограничений выиграют сервисы доставки, спрос на услуги которых резко возрастёт, при этом мигрантов до сих пор не прививают, сказала Татулова.

Весь рынок общепита столкнется со снижением выручки, так как доля вакцинированных невелика, к тому же каждый раз оплачивать ПЦР-тест для похода в ресторан не все смогут себе позволить, говорит управляющий партнер и генеральный директор Ginza Project Moscow Максим Ползиков. Он согласен с тем, что в результате введения ограничений увеличится спрос на доставку. «Я надеюсь, что использование нашей индустрии для того, чтобы мотивировать москвичей вакцинироваться, может дать нужный результат», — заявил Ползиков.

Подобные меры негативно отразятся на трафике гостей в ресторанах, соглашается директор по развитию компании-владельца бренда «Якитория» Александр Муратов. «Но мы понимаем, что это временные ограничения. Прогнозируемо на 5-10% увеличится спрос на доставку, это позволит немного снизить потери рестораторов, в особенности в условиях традиционно “низкого” сезона», — сказал он.

Новые ограничения принесут отрасли убытки, заявил «Ведомостям» гендиректор «Шоколадницы» Олег Подгорный. «Мы ничего не думаем (по поводу новых ограничений — прим. ред.), потому что ничего не знаем. Как читать коды, не знаем. Пытаемся все понять, но вводные поступают слишком быстро. Убытки гарантированы, так как привитых очень мало, а порядок получения кода переболевшими вообще не понятен», — сказал он.

В сервисе доставки еды «Яндекс.Еда» сообщили «Ведомостям» о подготовке к увеличению спроса на свои услуги. «Мы готовы к потенциальному росту заказов и вместе с партнерами увеличиваем число курьеров на линии», — сообщил представитель сервиса. Он отметил, что компания не ожидает такого же резкого роста, как во время локдауна в прошлом году, так как после снятия ограничений в прошлом году спрос на доставку практически не снизился. Рестораны могут временно переквалифицировать часть сотрудников в курьеров, получив выплаты от «Яндекс.Еды», говорит представитель сервиса.

Рестораторы, которые будут выполнять все предписания, «понесут серьезные убытки» из-за сокращения трафика и дополнительных расходов на выполнение мер, сказал «Ведомостям» гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он отметил, что пока остается нерешенным вопрос с иностранными гостями: будут ли приниматься подтверждения о получении зарубежной вакцины. По словам Бурмистрова, ограничения дадут дополнительный импульс не только доставке еды из ресторанов, но и сегменту готовой кулинарии у ритейлеров.