Роскомнадзор рекомендовал СМИ использовать российские сайты вместо YouTube
Телеканалы рассматривают такую возможность как дополнение, а не альтернативу, говорят их представителиРоскомнадзор порекомендовал российским СМИ использовать платформы отечественных интернет-компаний, а не YouTube для размещения своих видеоматериалов из-за участившихся случаев блокировки контента американским хостингом. Сообщение об этом размещено на сайте ведомства.
«Для сохранения возможности надежного и быстрого доступа к контенту рекомендуем российским СМИ и информационным ресурсам размещать видеоматериалы на платформах российских интернет-компаний, обладающих развитыми распределенными сетями доставки контента (CDN)»,— сказано в заявлении Роскомнадзора.
В ведомстве отметили, что сейчас администрация YouTube все чаще блокирует, как-либо маркирует или накладывает иные ограничения на контент, создаваемый журналистами из России. В ведомстве подобные действия считают «целенаправленной политикой влияния зарубежных платформ на доступ россиян к объективной информации», следует из сообщения.
12 ноября YouTube пометил документальный фильм телеканала RT о протестах в США как «неприемлемый и оскорбительный». Об этом сообщило само СМИ в своем аккаунте в Twitter. В связи с этим Роскомнадзор обратился к Google LLC с требованием снять ограничения, писал «Интерфакс». Сейчас в начале просмотра ленты RT на YouTube предупреждения не появляются.
YouTube универсально применяет свою политику ко всем пользователям, все видеоролики должны соответствовать правилам хостинга, заявили «Ведомостям» в пресс-офисе Google. «Мы применяем эти политики универсально, чтобы наши системы были не предвзяты и последовательны в отношении контента, принадлежащего различным лицам или группам, вне зависимости от их политических взглядов или других признаков», — сообщили в Google, подчеркнув, что политика компании направлена на защиту пользователей. «Мы настаиваем, чтобы все видеоролики следовали нашим правилам, в том числе в отношении демонстрации сцен насилия», — добавили в корпорации.
«Ведомости» попросили «Первый канал», холдинги ВГТРК, «Национальную медиа группу» и «Газпром-медиа» прокомментировать рекомендации Роскомнадзора.
В «Газпром-медиа» уточнили, что в рамках стратегии цифровой трансформации холдинг сфокусирован на развитии своих цифровых ресурсов и создании большого количества инновационных сервисов, в том числе и в области аудио и видео. «Как крупнейшая фабрика по производству контента в стране, при продвижении таких сервисов мы будем в значительной степени опираться на собственный контент в видео и иных форматах, созданный телеканалами, радиостанциями и производственными студиями холдинга», — сообщили в пресс-службе.
ВГТРК в начале ноября запустил видеосервис «Смотрим». Основной приоритет холдинга — обеспечить максимально широкий и надёжный доступ ко всему нашему контенту, сообщил заместитель генерального директора ВГТРК по цифровому развитию Андрей Класс. «Мы предпочитаем действовать не ограничительным путем, а предлагать привлекательную альтернативу, – сказал он. – Будем действовать в интересах пользователей, чтобы обеспечить комфортный доступ к наиболее качественному отечественному контенту». По его словам, главная задача ВГТРК сегодня — развитие медиаплатформы «Смотрим» и дальнейшее привлечение пользователей к её ресурсам. На «Смотрим» ВГТРК собрала весь свой контент и вещание теле- («Россия 1», «Россия 24» и », «Россия Культура») и радиоканалов, а также прямой эфир 12 телеканалов, не связанных с холдингом (в том числе «Звезды», ТВЦ, «Спаса» и каналов «Национальной медиа группы» – РЕН ТВ, «Пятого канала» и СТС).
На «Первом канале» и в Национальной медиагруппе инициативу Роскомнадзора пока не прокомментировали.
По данным Mediascope, в сентябре 2020 г. Youtube лидировал среди интернет-площадок по тематике «Видеоресурсы, ТВ» (все россияне в возрасте 12 лет и старше, desktop) с охватом 29% и 35,4 млн человек. Второе и третье место занимали «Яндекс.Видео» и «Яндекс.Эфир» с охватами 18,3% (22,3 млн) и 8,9% (10,8). На четвертой и пятой строчках онлайн-кинотеатр ivi.ru с 4,5% (5,45 млн) и Mail.ru/Кино с 3,7% (4,54 млн).
Полноценной альтернативы YouTube в России сейчас нет, отмечают собеседники «Ведомостей» в крупных российских медиакомпаниях. Пока инициатива Роскомнадзора носит рекомендательный характер частные медиахолдинги вряд ли будут отказываться сотрудничать с видеоплатформой, предполагают они. Официальных писем от Роскомнадзора медиакомпаниям пока не поступало, уточнили собеседники «Ведомостей».
Переход на российские интернет-платформы рассматривают вне зависимости от рекомендаций Роскомнадзора и сами телеканалы, но не в качестве альтернативы, а как дополнение, говорит топ-менеджер федерального канала и подтверждают два его коллеги из других медиакомпаний.
В случае с российскими сервисами есть существенная проблема — непрозрачная система монетизации, поясняет собеседник «Ведомостей». «На YouTube мы хорошо зарабатываем, хочется сравнимых условий», — добавил он.
12-15% видеоинвентаря YouTube приходится сегодня на продукцию российских медиахолдингов и студий, производящих телеконтент, знает топ-менеджер рекламной группы. Годовая выручка YouTube от продажи видеорекламы в России составляет около 6-7 млрд руб., оценивают участники рынка видеорекламы, входящие в экспертную группу отраслевых ассоциаций Interactive Advertising Bureau (IAB) и Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). При этом видеопортал также размещает баннерную и контекстную рекламу, а также монетизирует контент по подписной модели. Годовая выручка Youtube в России может превышать 10 млрд рублей, оценивает эксперт, участвующий в работе группы.
На YouTube приходится около 40% всего объема рекламы, демонстрируемой в видеоконтенте (in-stream) на российском рынке, говорит управляющий директор по операционной деятельности и развитию интернет-бизнесов Dentsu Russia Андрей Молев. По его словам, конкуренцию YouTube составляют другие крупные российские игроки, в первую очередь площадки «Яндекса», Mail.Ru Group, а также ресурсы, входящие в сеть селлеров IMHO и GPMD (сайты телеканалов и онлайн-кинотеатров), но по отдельности они не могут обеспечить сравнимый охват и лояльность аудитории.
В мире существует не так много альтернатив YouTube, и в России за исключением ресурсов «Яндекса» и Mail.ru Group сложно вспомнить какие-либо видеохостинги, которые позволяли бы загружать пользовательские видео и обладали схожим функционалом, говорит главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
«Создание видеохостинга — дорогое удовольствие. И с точки зрения затрат на хранение данных, и необходимости модерации контента в рамках борьбы с пиратством. Зачастую для YouTube действительно нет альтернативы в полном смысле этого слова», — резюмирует Казарян.
Представители «Яндекса» и Mail.ru Group отказались от комментариев.