Сергей Кравцов: «С точки зрения федерального уровня мы приняли все решения для защиты наших детей»

Министр просвещения – о достигнутых успехах и намеченных планах в деле формирования нового поколения россиян
Министр просвещения Сергей Кравцов/ Максим Стулов / Ведомости

В мае указом президента России Владимира Путина министром просвещения Российской Федерации во втором правительстве Михаила Мишустина назначен Сергей Кравцов. В интервью «Ведомостям» Кравцов рассказал, что удалось сделать во время работы в составе прошлого правительства и какие задачи сейчас стоят перед Минпросвещения.

– Вас назначили на должность министра во второй раз. Какие задачи сейчас стоят перед Минпросвещения?

– Сегодня мы выстраиваем суверенную систему образования, формируем единое образовательное пространство. Мы хорошо понимаем, какие вызовы стоят перед нами. Насколько важным является воспитание – как инструмент развития и защиты детей от различного рода провокаций и информационных атак. Безусловно, главный ориентир в нашей работе – это программное послание президента Федеральному собранию и указ о национальных целях развития. У нас сейчас много точек роста – кадровый вопрос, зарплаты педагогов, подготовка государственных учебников по всем предметам, включение педагогических колледжей в программу «Профессионалитет» и др. Поэтапно будем эти вопросы решать.

– Кажется, что сейчас школу нельзя отделить от государства и патриотического воспитания. Почему вы считаете, что патриотизм должна воспитывать школа, а не семья?

– Я считаю, что в деле воспитания школа и семья должны быть единомышленниками. Не должно быть такого, что в школе ребенку транслируют одни вещи, рассказывают про одни ценности, а в семье совершенно другое. В школах воспитательную работу курируют советники директоров. На сегодняшний день советники по воспитанию функционируют более чем в 28 000 общеобразовательных организаций и порядка 3000 образовательных организаций системы среднего профессионального образования (СПО).

– Они приходят, как правило, из текущих кадров? Или отбираются из новых?

– Здесь такого единого подхода нет. Мы обычно объявляем конкурс на советника по воспитанию. В конкурсе могут участвовать учителя, заместители директора, преподаватели дополнительного образования. Победители конкурса входят в кадровый резерв в регионах. Это в основном молодые люди, до 35 лет. Конкурс где-то пять человек на место. Мы их вначале тестируем, заочно оцениваем, а далее проводим собеседование по видеосвязи. Тех, кто успешно прошел отбор, мы отправляем на очное обучение, в том числе в «Артек».

«На работу в школы вышло почти 50 000 молодых педагогов»

– Сейчас поступают разные предложения о том, как повысить зарплату учителя, например ввести единую федеральную ставку или обозначить, чтобы она была на уровне не ниже 2,5 МРОТ. Как вы относитесь к этому?

– Я думаю, что формирование заработной платы напрямую зависит от экономики региона. Право образовательных организаций самостоятельно устанавливать системы оплаты труда привело к многообразию используемых моделей, сложностям расчетов и отсутствию единых подходов в определении размеров заработной платы.

Сергей Кравцов

министр просвещения
Родился
17 марта 1974 г. в Москве. Окончил Московский государственный открытый педагогический университет по специальности «учитель математики и информатики» и МГИМО МИД РФ по специальности «государственное и муниципальное управление со знанием иностранного языка»
1994
учитель математики в школе № 176 города Москвы
2004
помощник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
2008
директор федерального государственного учреждения «Федеральный центр тестирования»
2011
директор департамента регионального развития Министерства образования и науки РФ
2013
руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
2020
министр просвещения

Конечно, необходимо совершенствовать механизмы оплаты труда педагогов, в том числе, как отметил президент, увеличивать доходы учителей в тех регионах, где сейчас они существенно ниже, чем в среднем по стране. Мы со стороны министерства проводим комплекс мероприятий, направленных на совершенствование региональных систем оплаты труда и их подготовку к внедрению единых требований. Один из механизмов, который это предполагает, связан с наведением порядка в перечнях стимулирующих и компенсационных выплат. Базовые выплаты – это оплата труда по ставке, стимулирующие – выплаты за высокие показатели успеваемости учеников, за инновационные методики обучения, за активное участие во внеклассной работе и т. д.

Несмотря на то что регионы самостоятельно регулируют вопросы оплаты труда педагогических работников, на федеральном уровне в соответствии с посланием и поручениями президента идет разработка пилотного проекта по внедрению новых систем оплаты труда работников сферы образования, готовятся предложения по снижению дифференциации уровня оплаты труда, ведется мониторинг достижения целевых показателей уровня заработной платы. Классное руководство, организация школьного театра, спортивной секции – за все это учителям полагаются доплаты на федеральном уровне. При этом из 1,3 млн педагогических работников у нас где-то около 750 000 классных руководителей.

– Сколько не связанных непосредственно с преподавательской деятельностью функций в среднем выполняет учитель? Как вы планируете снижать бюрократическую нагрузку на педагогов, возможно ли это выполнить при появлении дополнительных обязанностей? Решена ли проблема нехватки кадров в школах?

– Конкретные должностные обязанности каждого педагогического работника определяются его трудовым договором и должностной инструкцией.

В качестве основы для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный функционал работника, применяются квалификационные характеристики должностей работников образования Единого квалификационного справочника.

Следует отметить, что выполнение работ, не связанных с образовательным процессом, не входит в рабочее время учителей и носит добровольный характер либо осуществляется посредством совмещения профессий (должностей). При этом выполнение дополнительной работы может быть поручено педагогу с его письменного согласия и за дополнительную оплату.

В отношении документационной нагрузки, как вы знаете, в 2022 г. вступил в силу приказ о перечне базовых документов учителя. Их количество было ограничено до пяти (характеристика на обучающегося, план воспитательной работы, журналы внеурочной деятельности и учета успеваемости, рабочая программа учебного предмета). Сейчас законодательство не допускает возможности возложения в одностороннем порядке на учителей школ работы, связанной с подготовкой документов, не включенных в перечень, утвержденный приказом министерства. Кроме того, в настоящее время подготовлен законопроект, предусматривающий наделение Минпросвещения России правом утверждать перечни документации педагогических работников организаций СПО и дошкольного образования.

Кадровый вопрос также важен для нас. Мы планируем создать единый информационный портал с актуальной информацией о предложениях по трудоустройству для педагогов. В режиме реального времени можно будет отслеживать по каждой школе и каждому колледжу, какие есть потребности.

Мы сейчас наблюдаем позитивную динамику: число незакрытых учительских вакансий в школах в 2023/24 учебном году снизилось на 19%. В этом учебном году на работу в школы вышло почти 50 000 молодых педагогов, включая студентов старших курсов педагогических вузов. Объем бюджетных мест для подготовки учителей в вузах ежегодно увеличивается – так, с 2019 г. количество бюджетных мест выросло на 21%.

– Хватает ли учителей в новых регионах?

– На конец учебного года в школах новых регионов работает почти 36 000 учителей. Наибольшая потребность в учителях русского языка и литературы, физики, математики, иностранных языков, в ряде районов и городов – в учителях начальных классов.

За два прошедших года бесплатные программы повышения квалификации, адаптированные специально под новые регионы, прошли более 50 000 педагогических работников и управленцев в сфере образования. При этом обучение мы сделали во всех возможных вариациях и формах – как в дистанционном формате, так и на выезде в «исторических» регионах, в том числе в Москве, Подмосковье, Ростове-на-Дону, Крыму и других регионах. Более того, сейчас мы запускаем новый проект. Летом этого года мы начинаем обучение руководителей школ новых регионов образовательным практикам на базе Центра знаний «Машук». Можно сказать, что «Машук» – это своего рода корпоративный университет для системы образования и воспитания нашей страны. 500 человек пройдут обучение в этом году, первый поток стартовал 8 июня.

– Каково влияние на систему образование пандемии COVID-19? Какие новшества удалось адаптировать и оставить в школах после окончания пандемии?

– Пандемия коронавируса действительно стала серьезным вызовом для системы образования. При этом в пандемию произошло значительное развитие информационных технологий в школах. Один из удачных примеров – государственная информационная система «Моя школа». Это библиотека верифицированного цифрового образовательного контента и цифровые сервисы, которые помогают педагогам, ученикам и родителям. Сейчас в системе «Моя школа» зарегистрировались 98% образовательных организаций и 65% педагогических работников.

Сервис ни в коем случае не заменяет живого общения педагога с учениками. Он дает дополнительные возможности для того, чтобы сделать процесс более интересным. Педагогам созданы условия для качественной подготовки к урокам, возможность подбора верифицированных учебных материалов для проведения уроков. Ученики могут использовать размещенный в системе контент для развития своих умений и навыков.

«Моя школа» предоставляет возможность педагогам общаться с учениками через платформу «Сферум»: можно создавать групповые чаты и видеоконференции, аудио- и видеозвонки для проведения уроков и родительских собраний. Количество пользователей «Сферума» постоянно растет и уже составляет более 13 млн человек, включая учителей, учеников и родителей. Отечественная платформа удобна в случаях, когда необходимо организовать обучение дистанционно.

«Новый курс обществознания будет одновременно более коротким и более емким»

– В конце прошлого года в интервью телеканалу «Россия 24» вы говорили, что в 2024 г. планируется подготовить единые государственные учебники по обществознанию, литературе и русскому языку. Чем они будут отличаться от тех учебников, по которым дети учатся сейчас?

– Самое главное требование к учебникам – их соответствие федеральным программам. В марте этого года, например, мы внесли серьезные изменения в федеральную программу по обществознанию. Обществознание в основной школе для ребят, которые пойдут в 5-й класс в 2025 г., будет изучаться не как раньше – в 6–9-м классах, а только в 9-м классе. При этом часы на обществознание будут перераспределены внутри предметной области – в сторону увеличения часов на изучение истории.

Новый курс обществознания будет одновременно более коротким и более емким. Новые государственные учебники по обществознанию и по другим учебным предметам в полной мере будут учитывать все изменения федеральных программ.

Сроки по разработке учебников по русскому языку и литературе несколько сдвинулись. Планируем завершить их в следующем году.

– В 2023 г. вам пришлось переиздавать учебник по истории России, который готовили Анатолий Торкунов, Владимир Мединский и Александр Чубарьян, – из-за недовольства некоторых регионов разделом о репрессированных народах. Будете ли вы в дальнейшем смотреть на реакцию регионов при подготовке учебных материалов по гуманитарным предметам?

– Прежде всего хочу сказать, что все учебники на этапе подготовки проходят многоуровневую федеральную экспертизу. Причем это касается учебников не только по гуманитарным предметам. Его содержание проверяют три независимых эксперта, еще две организации проводят научную и педагогическую экспертизы.

Ключевую роль в подготовке учебника играет процедура апробации в образовательных организациях регионов страны. Только по итогам апробации будет приниматься решение о включении учебника в федеральный перечень и о его масштабном внедрении в школы.

– Скажите, как повлияла передача авторских прав на учебники государству в 2022 г.?

– До 2022 г. авторские права на учебники принадлежали издательству. Механизм был такой: издательство приходило к нам с учебниками и просило провести экспертизу его содержания. Мы говорили – содержание хорошее, дальше они шли его продавать по той цене, которую они сами устанавливали. Это было около 1300 руб. Они также определяли и формат учебника, например мягкий переплет. Теперь права на создаваемые по новому порядку учебники принадлежат государству. Что мы сделали сейчас? Мы рукопись учебника Владимира Мединского по истории для 5–9-го классов выставили на аукцион: нужно сделать макет учебника, напечатать его и доставить во все регионы. Стартовую цену мы установили на уровне 835 руб. С помощью аукциона стоимость удалось сбить до 209 руб.

– Проводили ли вы ревизию учебников, по которым обучались школьники новых регионов: как ДНР и ЛНР, так и Херсонской с Запорожской областью?

– К анализу учебников мы привлекли педагогов, историков, работал большой коллектив. Мы хотели посмотреть те учебники, по которым учились дети, и методические пособия, по которым работали учителя на территории Украины, чтобы понять, насколько эти учебники повлияли на всю ситуацию. Мы проанализировали более 300 учебников и учебных пособий. Учебники начальной школы, основной, старшей, и увидели, что велась целенаправленная работа по искажению исторической правды. В детях воспитывали ненависть к России, пособия содержали фейки об истории Украины и «агрессии» России.

В 2022 г. при подготовке к учебному году мы изъяли такие учебники из школьных библиотек. Вместо них за счет централизованных поставок и помощи субъектов-шефов передали в школы 10 млн экземпляров российских учебников, пособий и литературы, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам. По решению президента 1,5 млн книг получили библиотеки новых регионов. Это детская литература, классическая, зарубежная, современная – все, что необходимо школьникам и педагогам для духовного и интеллектуального развития. Эта работа продолжается.

– Можно ли сказать, что строительство единой системы воспитательной работы завершилось? Включая не только государственные, но и частные учебные заведения?

– С точки зрения федерального уровня мы приняли все решения для защиты наших детей, организации воспитательного процесса и единого образовательного пространства. По сути, это процесс формирования суверенной системы образования. Наша задача на ближайшую перспективу такова: все эти решения должны реализоваться в школах, причем так, чтобы детям было интересно.

Я помню, как в 1990-е гг. все стали радостно отказываться от партийных билетов, снимать пионерские галстуки, комсомольские значки. Эйфория быстро прошла, в течение 5–8 лет, и мы фактически в начале 2000-х гг. стояли на краю пропасти. Я все это помню – распад нашей страны, остановки многих предприятий, безработица, низкие зарплаты учителей. Причина, на мой взгляд, во многом в определенном формализме, который в 1980-х гг. существовал в воспитательной работе. В воспитательной работе в пионерских организациях было много хороших практик, но этот формализм чужд растущему организму, подростку. Это его во многом угнетает, не дает самовыражаться, проявляться, особенно в период взросления. И когда такой формализм превалирует, идет определенное отторжение.

«Поддержка «Разговоров о важном» колоссальная»

– Почему важен именно неформальный подход в воспитательной работе?

– Я был пионером и был в комсомоле – помню, как эта работа выстроена. Если изучить построение пионерской организации в 1930-е гг., она была основана на идее собрать и объединить ребят. Представьте себе: беспризорность, страна после революции, сложный период, много различных правонарушений, санкции, которые вводили в отношении СССР. Сначала собирали самых лучших и активных детей, чтобы сделать их проводниками. Далее с ними работали взрослые, и уже эти лидеры объединяли вокруг себя детей. Не всех тогда в пионеры сразу брали. Ребята выражали свои идеи, им это было интересно. Неформальное общение было очень важно, особенно на первом этапе развития пионерской организации.

Сегодня «Движение первых», которое мы создали, построено на тех принципах, которые реализовывались в 1930-е гг. Дети могут предлагать свои проекты, и «Движение» позволяет их реализовывать. Вот у нас есть единая программа воспитания, надо сделать так, чтобы при ее реализации она была детям интересна. Это большой вызов сейчас для нас. Первый вызов был – построение системы воспитательной работы, которая включает в себя и поднятие флага в школах в понедельник, и исполнение гимна, и проведение «Разговоров о важном», и возвращение профориентационной работы, занятий «Россия – мои горизонты», создание школьных музеев, театров, спортивных секций.

– Есть ли какие-то сложности с выстраиванием воспитательной работы в регионах? Получаете ли вы обратную связь от регионов и преподавателей? Многие, например, считают воспитательную работу неважной по сравнению с изучением профильных предметов.

– Есть сферы, за которые отвечает государство: за детей, за их воспитание. Нет ничего плохого в том, чтобы дети поднимали флаг, знали гимн своей страны, ее историю. Многие считают, что это не так важно, главное – знание математики, физики, развитие креативных идей детей. Да, мы это знаем и понимаем. Но сейчас мы живем в условиях специальной военной операции. У школьников должно формироваться отношение к своей стране. Если мы посмотрим на те же «Разговоры о важном», то там говорят об указанных в стратегии национальной безопасности ценностях. Это уважение к старшему поколению, патриотизм, память о великих людях и событиях страны.

– Традиционно молодежь очень скептически относится к навязанным ценностям. Вы отслеживаете их реакцию на «Разговоры о важном» и другие мероприятия?

– Мы проводили закрытое исследование ВЦИОМа: поддержка «Разговоров о важном» колоссальная. Мы опрашивали родителей и детей. Для нас, конечно, важно мнение родителей и школьников по всей стране. Единственный риск в этом исследовании, который мы выявили, касается формализма при организации воспитательной работы.

– Вы сказали, что теперь задача – внедрить воспитательные элементы в регионах. Насколько сложно это сделать? Бывает так, что образование и воспитательная работа распределены в регионе между разными вице-губернаторами, например.

– Вот в этом и заключается наша ближайшая задача – чтобы все работало синхронно. На федеральном уровне все решения приняты, у нас нет каких-то разногласий с Росмолодежью. В законе мы также разграничили полномочия по тому, за что отвечают Минпросвещения, Росмолодежь и «Движение первых» в школах. В регионах также созданы координационные советы. Где-то есть понимание и четкое взаимодействие, а где-то ведомства перетягивают одеяло на себя. Сейчас идет становление системы.

Сейчас также идет формирование национальных проектов. После принятия решения по формату проектов мы летом с каждым регионом составим дорожную карту программы развития. Там мы будем обсуждать вопрос организации воспитания: с каждым министром образования мы в течение лета проведем собеседования. Возможно, с участием смежных коллег, в том числе внутриполитического блока и регионов. С каждым регионом нужно согласовать дорожную карту до 2030 г. Она будет включать в себя капитальный ремонт школ и детских садов, развитие «Профессионалитета», организацию воспитательной работы.

«Мы глобально изменили подход к подготовке кадров»

– Если углубиться в вопрос кадров для экономики, который часто звучит в последнее время, – в этом году первый выпуск по программе «Профессионалитет». Можем ли мы подвести некий итог: все ли запланированные задачи удалось решить и чем оказался проект полезен студентам и работодателям?

– В рамках «Профессионалитета» мы глобально изменили подход к подготовке кадров, переориентировались именно на отраслевой вектор. Ключевая особенность проекта – колледжи и предприятия работают как партнеры, создают полноценный отраслевой кластер. Это дает максимальное трудоустройство выпускников. Система СПО в целом гибко реагирует на социально-экономические изменения, обеспечивает подготовку кадров именно под запросы работодателей. Мы также наладили тесное партнерство с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Наши студенты приходят на производство как на практику, так и в качестве полноценных сотрудников. По итогам первого выпуска «Профессионалитета» мы ожидаем, что на рынок труда выйдут порядка 138 000 специалистов. Многие участники проекта уже сейчас получили приглашения от работодателей, поскольку они работали на предприятиях во время обучения. Нам, в принципе, удалось распределить молодых специалистов по рабочим местам именно в те отрасли, которые сегодня испытывают наибольшую потребность в профессиональных кадрах.

– Какие программы СПО наиболее востребованы в Москве и регионах?

– Есть единый тренд как для столицы, так и для других регионов. Самыми востребованными выпускниками становятся специалисты технических направлений. Такие профессионалы нужны, например, в отрасли железнодорожного транспорта, авиации, химической промышленности. По ряду направлений уровень занятости выпускников достигает 90%. Если говорить конкретно о направлениях, то это «эксплуатация беспилотных авиационных систем» (БАС), «слесарь-монтажник судовой», «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «металлургия черных и цветных металлов», «химическая технология органических» веществ и др. В социальной сфере высоко востребованы выпускники по педагогическим специальностям и здравоохранению, в этом случае доля занятых на рынке труда также составляет порядка 90%.

– Вы упомянули БАС. Предполагается, что работе с ними будут готовить и школьников в 30 пилотных регионах. Как продвигается подготовка к этому обучению?

– Сейчас более 2500 педагогов из 523 школ и 30 колледжей приступили к обучению в сфере БАС. Они в дистанционном формате прошли теорию. А во второй половине мая началась практическая подготовка в шести регионах. Педагоги школ осваивают полетную подготовку на коптерах, а преподаватели СПО еще и на беспилотниках самолетного типа, учатся собирать, ремонтировать и программировать дрон. Продолжительность программы – 268 академических часов. Обучение проводится в рамках федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем». Его проводит Институт развития профессионального образования в сотрудничестве с опытными экспертами Центра военно-спортивной подготовки «Воин» и Федерации гонок дронов России. Это одно из перспективных направлений сейчас.

– Выпускники колледжей, по статистике, обычно сразу идут работать или поступают дальше в вузы? И если поступают в вузы, то кто – представители гуманитарных специальностей?

– Когда молодой человек заканчивает колледж, то у него есть три варианта: сразу пойти работать, продолжить обучение в вузе или совмещать первые два. Сегодня мы видим, что все больше ребят предпочитают работать по полученной профессии. Их число за последние пять лет выросло на 35,7%. Большая часть выпускников идет работать, причем 55% из них уже получили стаж в период обучения. Занятость выпускников за вычетом тех, кто ушел в вуз и не работает, достигает 80%. Доля тех, кто решил продолжить обучение и не трудоустраиваться, менее 7% от выпуска.

– В школах сегодня введен профминимум – внеурочные занятия по профориентации, появились занятия «Россия – мои горизонты» для 6–11-классников. Насколько популярны эти занятия, отслеживается ли как-то реакция детей и родителей?

– Мы постоянно держим контакт с регионами и мониторим обратную связь от детей и родителей. Через региональных операторов Единой модели профориентации получаем положительные комментарии от школьников. Родители также не остаются без внимания – два раза в год они посещают всероссийские профориентационные родительские собрания. Одно из таких собраний прошло в конце марта этого года. Многие родители рассказали, что сами с большим интересом смотрят видеоролики к занятиям курса «Россия – мои горизонты». Мы продолжаем совершенствовать курс.

– Более 60% девятиклассников выбирают продолжение образования в колледжах. При этом звучат мнения, что именно рабочие специальности выбирает не так много ребят. Так ли это?

– Вообще, по техническим профессиям и специальностям в отраслях промышленности и производства обычно наибольшее число поступающих. Их доля составляет 55,3%. Например, большая доля ребят в предыдущем году выбрала направления в сфере наземного транспорта – 78 000 человек, машиностроения – 70 000 человек, строительства – 60 000 человек, информационных технологий – 58 000 человек, электро- и теплоэнергетики – 31 000 человек. Высокий процент также поступает по программам, ориентированным на сферу услуг, – 9,01%, здравоохранение – 8,81%, сельское хозяйство – 7,31%. Остальные выбирают такие направления, как образование и физическую культуру, экономику и право, искусство и культуру, рекламу, делопроизводство, социальную работу.

– Ведет ли Минпросвещения аналитику, связанную с зарплатами выпускников колледжей после выпуска? Какая средняя зарплата у выпускников колледжей? Насколько она отличается от зарплаты тех, кто пошел учиться дальше в вуз?

– Заработная плата зависит от региона трудоустройства. В среднем по стране это 42 500 руб. В Дальневосточном федеральном больше – 55 000 руб., столько же получает выпускник в Москве. Самые высокооплачиваемые – специальности в сфере горного дела, авиации. Выпускники спустя несколько лет по таким специальностям зарабатывают до 270 000 руб. в зависимости от региона. В качестве примера приведу направление «летная эксплуатация летательных аппаратов». В среднем по России специалист в этой области может рассчитывать на 190 000 руб., а в Свердловской области ему предложат 277 000 руб. Другой пример – «подземная разработка месторождений полезных ископаемых». Средний показатель зарплат по России – 114 000 руб., а в Чукотском автономном округе такая специальность может принести уже 229 000 руб. дохода, разница в 2 раза.

– Как вы работаете над расширением интереса к проекту «Профессионалитет» среди представителей бизнеса? И какие KPI ставите себе в этом плане?

– Участие предприятий и организаций в проекте изначально предполагает их большие полномочия в реализации программы. Важно, что предприятия и организации сами могут выбирать уровень взаимодействия с колледжами и техникумами. Работодатель участвует в разработке и реализации образовательных программ, закупке оборудования, программного обеспечения и расходных материалов, а также в управлении. Важно напомнить, что также есть меры поддержки бизнеса, который инвестирует в развитие технической базы колледжей. Таким предприятиям и компаниям предоставлено право уменьшить налог на прибыль. Мы также проводим встречи с представителями бизнес-сообществ, организуем дискуссионные площадки на отраслевых форумах, заключаем соглашения с ассоциациями работодателей. Если говорить про федеральный уровень, то организуем бизнес-сессии при поддержке Торгово-промышленной палаты, Минэкономразвития и других органов и ведомств. В «Профессионалитете» уже 1800 предприятий, их количество к 2030 г. возрастет до 4000.

– Колледжи «Профессионалитета» войдут в программу капремонта. Какие колледжи было решено в первую очередь включить в эту программу?

– Сейчас мы определяем порядок расширения программы капитального ремонта на систему СПО. С 2025 г. начнем ремонтировать колледжи. Приоритет будет отдан колледжам, входящим в федеральный проект «Профессионалитет». Ремонт пройдет в учебных корпусах, общежитиях и спортивных сооружениях. Это обеспечит полное обновление инфраструктуры.