Анзор Музаев: «Дети должны уметь применять знания в жизни»

Руководитель Рособрнадзора о помощи школам Донбасса и проведении ЕГЭ в 2022 году
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев / Андрей Гордеев / Ведомости

В этом году ЕГЭ пройдет в 60 странах мира, но число желающих его сдать за границей удвоилось по сравнению с 2021 г. – до 3875 человек, рассказал в интервью «Ведомостям» руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. Он объяснил это проблемами с передвижением, возникшими из-за западных санкций, – ранее выпускники предпочитали для сдачи ЕГЭ приезжать в Россию. Более того, Рособрнадзор в этом году открыл 19 пунктов сдачи ЕГЭ в Донбассе, но приграничные российские регионы в случае необходимости готовы принять у себя этих выпускников, если возникнет опасность для сдачи на местах.

Музаев пока не берется оценить уровень знаний школьников из ДНР и ЛНР. Но он полагает, что в среднем балл на ЕГЭ у выпускников 2022 г. будет ниже, чем прежде, из-за внедрения практико-ориентированных заданий. При этом руководитель Рособрнадзора призвал родителей не беспокоиться за шансы своих детей на поступление в «вузы мечты» – учебные заведения готовы понизить требования к абитуриентам в зависимости от результатов ЕГЭ.

«Принимать отсюда решения – это как минимум преступно»

– По данным на конец апреля, 649 000 выпускников школ планировали сдавать ЕГЭ. К ним должны присоединиться 88 000 выпускников прошлых лет. Цифры могут поменяться?

– Сейчас на участие в ЕГЭ зарегистрировано порядка 740 000 человек. Выпускники были обязаны зарегистрироваться до 1 февраля. Но есть те, кому по объективным причинам не удалось это сделать в установленный срок. Они могли болеть или иметь иную объективную причину. И, предъявив соответствующие документы в региональные экзаменационные комиссии, такие школьники будут допущены к ЕГЭ. Но здесь речь идет о десятках-сотнях человек.

Цифры могут поменяться также за счет ребят, которые вынуждены были прервать свое обучение в ЛНР, ДНР и на Украине и были зачислены в школы на территории России. Они размещены в разных субъектах РФ и сдавать будут с общим потоком.

Но окончательно количество участников мы будем знать после обработки результатов экзаменов. Есть и те, кто просто не приходит на экзамены. Обычно это выпускники прошлых лет – их традиционно заявляется в два раза больше, чем сдает. И есть процент ребят, которые несколько дополнительных предметов выбрали, но сдавать все же не пошли.

Анзор Музаев

руководитель Рособрнадзора
Родился 8 октября 1974 г. в Гудермесе (ЧИАССР) в 1996 г. Окончил индустриальный факультет Чеченского государственного педагогического института
2002
преподавал в Грозненском государственном нефтяном институте
2004
зампред комитета правительства Чечни по делам молодежи
2006
ректор Чеченского государственного университета, затем министр образования республики
2013
стал замруководителя Рособрнадзора, с 2020 г. – глава ведомства
– В этом году Рособрнадзор существенно увеличил число пунктов сдачи ЕГЭ в Донбассе, эти планы были еще до начала спецоперации. Сейчас что-то поменялось?

– Мы утвердили пункты проведения экзаменов еще в ноябре. У нас есть договоренность с республиками: несмотря на то, что произошло, мы откроем пункты сдачи ЕГЭ. В ДНР в этом году количество таких пунктов увеличено с четырех до 14, в ЛНР в этом году впервые откроются пять пунктов. От ДНР было больше инициативы и в прошлые годы, а в ЛНР обычно ориентировали ребят на сдачу в России, в приграничных населенных пунктах.

– Вы оценивали, насколько в этом году безопасно проводить ЕГЭ в Донбассе?

– Это трудно предугадать, но для нас самое важное – жизни и здоровье детей. Принимать решения будут на местах по обстановке. Там ситуация лучше известна, чем нам в Москве, а принимать отсюда решения – это как минимум преступно.

Согласно постановлению правительства РФ эти выпускники могут поступить в российские вузы без результатов ЕГЭ по вступительным испытаниям вуза. С нашей стороны созданы все условия, чтобы желающие сдать ЕГЭ смогли это сделать. Возможно, выпускникам школ придется выезжать в Россию, чтобы сдавать экзамен. Но, если дети приедут на экзамен, мы им все условия организуем, и во главе угла будет в первую очередь стоять их безопасность.

– Насколько приграничные территории России готовы принять детей из ЛНР и ДНР на ЕГЭ?

– У нас с Донбассом долгий опыт взаимодействия – с 2014 г. Дети оттуда уже приезжали сдавать экзамены в Ростовскую область, Белгородскую, Воронежскую, Курскую. И в этом году мы готовы предоставить возможность выпускникам ЛНР и ДНР сдать ЕГЭ на [всей] территории Российской Федерации.

– Рособрнадзор проверял качество образования в школах Донбасса?

– Многие учебные заведения всех уровней проходили нашу аккредитацию. Но они проходили в старом формате, а старый формат больше был ориентирован на документы, так скажем.

– Были ли курсы по подготовке к ЕГЭ для приехавших в Россию беженцев?

– Для участия в экзамене есть процедура допуска – это решение педсовета школы. Если его члены видят, что ребенок не готов, они не допускают такого участника к ЕГЭ. Соответственно, они же ведут также и подготовительную работу. Но я не думаю, что в столь короткие сроки наши учителя могли бы сотворить чудо и заполнить серьезный дефицит знаний, если он есть. То, чему учат 11 лет, за два месяца до экзамена исправить сложно.

Как проходит ЕГЭ в 2022 г.

Основная волна проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2022 г. проходит с 26 мая по 21 июня. Резервные дни сдачи ЕГЭ – с 23 июня по 20 сентября. В резервные дни смогут сдать ЕГЭ выпускники этого года, пропустившие экзамены в основной период из-за болезни или по иным уважительным причинам, а также выпускники прошлых лет. Обязательными предметами ЕГЭ являются русский язык и математика (на выбор базового или профильного уровня). Также выпускники сдают два предмета по выбору: литературу, историю, обществознание, географию, биологию, химию, физику и др.

Но Рособрнадзор сделал все в нормативном плане, чтобы выпускникам Донбасса было комфортно, чтобы год не прошел мимо и они могли поступить в вуз своей мечты. Не важно, сдавали они ЕГЭ или не сдавали, – у них есть возможность поступить и в российские вузы, и в вузы, которые находятся в Донецке и Луганске. К слову, почти все вузы Донбасса у нас прошли аккредитацию. Как правило, выпускники предпочитают остаться в своем регионе, если они могут продолжить учиться у себя.

«Мариуполь и Херсонская область могут к нам обратиться»

– То есть все вузы [на подконтрольных территориях] Донбасса уже имеют российскую аккредитацию. А что с вузами территорий СВО?

– Мы вели работу только с ЛНР и ДНР. С других территорий к нам пока не обращались. Мы работаем в заявительном порядке, поэтому Мариуполь и Херсонская область могут к нам обратиться, чтобы открыть пункты проведения ЕГЭ или аккредитовать вузы.

Аккредитоваться у нас может любой вуз мира. Он должен заявиться для этого. И если будет желание у вузов Украины, Германии, Франции, то такая возможность законом предусмотрена. Например, в Минске есть два филиала отечественных вузов и один совместный университет. Они имеют российскую аккредитацию и выдают дипломы российского образца. У нас есть аккредитованные вузы в Средней Азии, в частности в Узбекистане и Киргизии.

– Как правило, аккредитуются вузы стран бывшего СССР и из СНГ?

– Диапазоны расширяются, предложений много. Есть филиалы наших вузов в Дубае, Турции, Китае. И география будет постепенно расширяться, здесь не должно быть никаких сомнений. Самое важное, чтобы в этих учреждениях уровень и качество образования соответствовали потребностям этих стран и мировым стандартам.

– В этом году в скольких странах пройдет ЕГЭ?

– ЕГЭ, кроме России, будет проходить в 59 странах мира. Много пунктов проведения экзаменов в европейских странах. Новые пункты открыты на базе Россотрудничества в Анкаре (Турция) и Нур-Султане (Казахстан). И пока у нас нет ни одного отказа в связи с обстановкой, все заявленные ранее пункты будут работать, количество стран не сократилось.

– Количество заявившихся на ЕГЭ в других странах не сократилось?

– В этом году за границей заявилось 3875 человек, что в 2 раза больше, чем в 2021 г. И это как раз, видимо, связано с нынешней ситуацией. Если раньше люди возвращались в Россию, чтобы сдать экзамен, то сейчас передвигаться между странами достаточно трудно. Вероятно, выпускники решили сдавать там, где они находятся.

«Мы выстроили систему контроля»

– На какие регионы РФ вы обращаете больше внимания во время проведения ЕГЭ из-за потенциальных махинаций?

– Мы мониторим проведение ЕГЭ во всех субъектах Российской Федерации. Ежегодно усиливаем наблюдение за ходом экзаменов в онлайн-режиме. Направляем наших сотрудников, федеральных экспертов и наблюдателей. По итогам экзаменов проводим анализ качества проведения ЕГЭ: организационные и технологические вопросы, а также нарушения. Соответственно, на следующий год в зону особого контроля берем те регионы, где выявлено наибольшее количество нарушений и проблем – примерно 15 субъектов.

Мы выстроили систему контроля: видеонаблюдение, контроль прохода, анализ почерков, обучение организаторов, порядок проведения, процесс сканирования, процесс распечатки контрольных измерительных материалов (КИМ). Но экзамен настолько технологичен, что все труднее и труднее вообще определить субъект особого контроля. Так что в последние два-три года мы контролируем где-то на всякий случай, чтобы на местах не расслаблялись, а где-то проводим выборочные проверки. 

– Сами регионы знают, что их берут на контроль?

– Регионы знают. К ним выезжает корпус федеральных общественных наблюдателей. Конечно, больше всего он представлен в Северо-Кавказском федеральном округе и в ряде других субъектов, где ранее были случаи ЕГЭ-туризма.

Во всех 85 субъектах есть местные общественные наблюдатели. Также везде работает Российский союз молодежи, это студенты, которые прошли обучение и могут работать наблюдателями. Их у нас стабильно около 4000 по всем 85 субъектам.

– В ДНР и ЛНР поедут наблюдатели?

– В ДНР мы в прошлые годы не выезжали. Как я уже сказал, у нас есть методы статистического анализа, видеонаблюдение, правда, там оно было офлайн. Мы делали выборки, брали видео и просматривали. Но когда мы дали ДНР и ЛНР право проводить ЕГЭ, важным вопросом было, чтобы экзамен проходил объективно, чтобы не появился ЕГЭ-туризм и количество сдающих в ЛНР и ДНР не увеличилось за счет приезжих из других мест. И, к чести наших коллег, за два прошедших года там не было аномальных результатов или большого количества высокобалльников, ни один наш маркер не показал всплески. Поэтому необходимости отправлять общественных наблюдателей туда нет. Коллеги сами хорошо справлялись с этим.

В целом результаты ЕГЭ не такие высокие, как средние баллы из Санкт-Петербурга и Москвы, но сравнимы с результатами из соседних субъектов РФ, того же Крыма. Это говорит о том, что, несмотря на тяжелейшие условия, коллеги выполняли свой учительский долг на очень высоком уровне.

– Регионы организуют пункты проведения экзаменов за собственные средства. Сколько это стоит?

– Здесь много компонентов. Во-первых, столы и так используются в школе на занятиях. Видеонаблюдение было разовой закупкой – на 5–10 лет, и в пандемию эти камеры использовались для обучения. Остается расходная часть: бумага, картриджи, ручки, питьевая вода, оплата работы экспертов, проверяющих работы. Но регионы разные, и сметы там разные. До 2013 г. вся процедура ЕГЭ-ОГЭ на субъект в среднем составляла около 20 млн руб. Но тогда не было технологий печати и сканирования, а задания печатались и отправлялись на машинах. На сопутствующие расходы тратилось много средств, сейчас же эта часть сильно сокращена.

– Но в этом году существенно выросли цены на бумагу.

– Да, и на бумагу, и на картриджи для печати. Но картриджи в основном и так были китайские, а Китай нам никаких эмбарго не объявлял. По бумаге острая фаза, которая была в марте, пройдена, предприятия начали работать, цена на бумагу начала падать. Все 85 субъектов РФ отчитались за подписью министров, что у всех для организации экзаменов бумага и картриджи есть.

– Сейчас мы живем по тем правилам, которые были до пандемии и локдаунов, но проведение проверочных работ все равно перенесено на осень. Насколько это обоснованно?

– Мы не могли не реагировать на сигналы от Роспотребнадзора о возможном росте заболеваемости, поэтому и приняли решение о переносе, и его поддержало правительство. Но в отличие от прошлого года мы перенесли проведение ВПР не на сентябрь, что в том году вызвало раздражение учителей, а раздвинули сроки. ВПР будут проводиться с середины сентября до конца октября. То есть после начала учебного года будет время подготовиться, и морально-психологическое состояние учителей и детей будет совсем иное, чем в марте, и они спокойно эти работы напишут. Да и бумаги хватит – а это тоже вопрос острый, потому что на ВПР бумаги не меньше надо, чем на ЕГЭ.

На нашу горячую линию этой весной позвонило много директоров школ с просьбой разрешить им провести ВПР. Но мы не могли разрешить – правила едины для всех. Но те школы, где ВПР уже были проведены на 80%, могли его завершить. И были школы, которые, когда мы объявили о переносе, уже провели ВПР. Они загрузили все данные в систему и осенью не будут проводить эти контрольные.

«Средний балл в этом году может немного снизиться»

– Вы анализировали, как повлиял перенос ВПР в прошлом году на результаты школьников?

– Из-за переноса результаты ни ВПР, ни ЕГЭ, ни ОГЭ ниже не были, а по ряду предметов результаты даже оказались выше. Я ожидал именно такого результата. На дистанте дети гуляли меньше из-за ограничительных мер, родительского контроля было больше, в результате дети занимались.

– КИМы сильно изменились в этом году?

– Те ребята, которые выпускаются сейчас, 11 лет назад начали учиться по новым стандартам и методикам. Они направлены на то, чтобы дети могли применять свои школьные знания на практике. Сейчас мы видим первый выпуск, который всегда учился по этому стандарту. Соответственно, на экзамене мы спрашиваем то, чему учили, что было в учебниках, и все КИМы заточены под это.

Сразу хочу подчеркнуть: революции в КИМах нет, костяк заданий остался – квадратные уравнения в математике никакой стандарт не изменит. Изменились подходы, связанные с практическим применением знаний. Все эти годы наши действия были направлены на то, чтобы невозможно было зазубрить, натаскаться, а у ребенка были знания, которые он мог бы применить и при решении задач, и в жизни. Это основное изменение экзаменов этого года.

В прошлом году эти задания уже вызвали проблемы и недовольство. Например, было бурное обсуждение задачи, которую в народе назвали «задачей о шинах» (о ширине и диаметре шин, а также зависимости от этого скорости автомобиля). Та же судьба постигла задачу про садовый участок – про определение площади, расстояния и расхода плитки, чтобы замостить дорожки. Это все практико-ориентированные задания, и процент не решивших был очень высоким. Но это не значит, что в школах не учили, как решать такие задания, более того, они два года висели в демоверсиях. Но почему-то дети и учителя считали, что это задание внесено не будет, и не готовились к нему. А оно построено как раз так, чтобы порассуждать и подумать. К сожалению, это общая для образования проблема в целом.

– Новое содержание КИМов этого года скажется на среднем балле?

– Из-за смены содержания и структуры заданий средний балл в этом году может немного снизиться. Но хотел бы успокоить всех: каждый родитель должен понимать, что, если средний балл снизится по стране, значит, все напишут немного хуже и шансы на поступление не уменьшатся. Здесь история будет связана не с тем, что в целом все КИМы в содержательном плане поменялись. И вузы тоже смотрят средние баллы и понимают, что конкурс поступления на бюджет будет по баллам и планка будет ниже. И я уверен, что, например, учителя математики в этом году в своих классах активно давали задания практико-ориентированного формата. Мы посмотрим через месяц, что же произошло, на сколько процент решивших это задание увеличился. А он увеличится, я не сомневаюсь.

– Получается, что у школьников проблема с заданиями на логику?

– Проблема в том, что дети должны уметь применять знания в жизни. И это не только проблема РФ, а проблема всего мира в целом. Образ жизни меняется, и если прошлые поколения всю жизнь проводили, гуляя на улице, то сейчас родители заставляют детей выйти на свежий воздух. Мир технологически меняется. Это поколение не считает нужным держать все в голове, потому что доступ к информации существенно упростился: не надо идти в библиотеку, искать книгу, а потом в ней искать ответ на вопрос – можно открыть Google или «Яндекс» или спросить «Алису».

– Исключение сочинения из ЕГЭ по истории в этом году и изменение сочинения по литературе не помешают проверить, как школьники рассуждают?

– Мы исключили только шаблонную часть. В интернете сейчас масса банков типовых заданий, в числе которых есть и эссе по истории, и сочинения по литературе. И школьники пытались зазубривать какие-то участки и блоки и выдавать их за свои мысли. Это как раз неприемлемо, и мы идем к тому, чтобы логически, аргументированно показать, что, как и где.

Кроме того, на экзамене по литературе в этом году мы будем отдельно смотреть на грамотность. Когда-то сочинение оценивалось двумя оценками – одна за содержание, вторая за грамотность. Сейчас мы фактически вернулись к этому формату.

«В этих исследованиях российские школьники – лидеры»

– В конце марта ОЭСР приостановила участие России в исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) по оценке грамотности школьников. Тогда же Рособрнадзор уведомил российские регионы, что вместо PISA в октябре 2022 г. будет проведена «общероссийская оценка по модели PISA». Какой смысл проводить подобное исследование, если его результаты не будут учитываться в международных итогах?

– Исследование PISA как раз нацелено на проверку решения практико-ориентированных заданий и функциональной грамотности. Кроме исследования PISA мы еще участвуем в ряде международных исследований, это TIMMS (естественно-научные предметы) и PIRLS (начальная школа). И в этих двух исследованиях российские школьники лидеры. А PISA сначала была совершенно новой и непонятной для нас сущностью. Мы серьезно за это взялись в течение последних пяти-шести лет и добились очень хорошей динамики. Совместно с Министерством просвещения у нас второй год открыт и действует банк заданий по функциональной грамотности, вышло много методических пособий, почти половина субъектов РФ уже поучаствовала в этой оценке.

ОЭСР прекратила с РФ сотрудничество по всем направлениям, а одним из направлений было исследование PISA. Но если коллеги хлопнули дверью, ничего трагического не произошло – у нас есть банк заданий, опыт, эксперты, которые здесь организовывали это исследование. Это не труд одного человека, а коллективная большая работа, где мы были составной частью.

Правительство РФ приняло решение, что мы остаемся в том формате, в котором проводили исследование, до 2024 г. И мы будем своими измерителями по формату PISA проводить исследование осенью в 14 регионах РФ, будет отдельная общероссийская выборка.

– Какие еще последствия ухода из России PISA вы видите?

– Это повлияет на один из показателей в нацпроекте «Образование» – он был рассчитан по результатам TIMMS, PIRLS и PISA. Но помимо достижения показателей за эти годы мы собрали серьезный банк информации для научной работы учреждений, которые занимаются проблематикой школьного образования. Еще год назад этот банк не пользовался сильной популярностью, но сейчас он стал очень популярен – мы видим статистику по школам.

– Вы планируете сравнить результаты осеннего исследования с международными результатами?

– Результаты PISA будут опубликованы в открытом доступе примерно через год, так как долго обрабатываются, и мы сможем сравнить их с нашими и примерно рассчитать с учетом новых реалий, какое бы мы место занимали по итогам PISA.

– То есть не получится, что мы окажемся в некой изоляции в образовательной сфере?

– Мы точно не будем изолированы – в современном мире это невозможно. Это исследование до сих пор вызывает очень много дискуссий во всем мире. Мы обсуждали этот вопрос и со специалистами в КНР, и с рядом европейских государств. Нет такой огульной истории, что все восхищены его уровнем и качеством, но оно интересно, поэтому и участвуют. И из этих соображений и мы участвовали, наработав большой опыт и методики.

– Какие международные исследования остаются в России?

– Мы продолжаем сотрудничество с Ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA) – это как раз исследования TIMMS и PIRLS. Это оценка классических предметных знаний. IEA провела отдельное заседание совета, который решил, что они вне политики, они не отказываются. Их штаб-квартира, кстати, в Гамбурге, в Германии. Они приняли решение, проголосовали, и ни о каком расторжении сотрудничества речи нет.