Турция планирует снимать карантин и принимать туристов
В конце Рамадана власти обещают устроить двойной праздник«Мы с радостью констатируем, что эпидемия идет на спад», – заявил 26 апреля министр здравоохранения Турции Фахреттин Коджа. Турция 3 мая перешла с 7-го на 8-е место в мире по количеству выявленных случаев заражения, ее место заняла Россия (126 045 и 134 687 заболевших соответственно).
Двойной праздник в конце Рамадана
Полторы недели назад президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обозначил сроки, когда могут быть сняты карантинные меры, действующие с 16 марта: «Мы надеемся, что в конце Рамадана [который заканчивается 24 мая] будем отмечать двойной праздник. Количество заболевших с каждым днем уменьшается. Количество вылечившихся достигло переломной точки».
Турция надеется в этом году провести туристический сезон. Первыми откроются гостиницы и туристические зоны, получившие сертификат об отсутствии коронавируса. Это значит, что среди их постояльцев и персонала не было заболевших, а на территории действуют меры безопасности. На пляже стало меньше шезлонгов, столы в ресторанах расставлены подальше друг от друга, гостей заселят только в половину номеров. Одно из условий – отмена столь популярного у туристов шведского стола. Скорее всего, вместо него будет комплексное меню.
С середины мая в стране начнет расти внутренний туризм, ожидает министерство культуры и туризма Турции. А к концу мая чиновники рассчитывают на наплыв иностранцев. «Внутренние путешественники должны начать отдыхать, чтобы показать иностранным туристам, что Турция – безопасное и гигиеничное место отдыха», – призвала Ассоциация профессиональных менеджеров отелей Турции. Между тем аналитическое агенство Tourism Economics прогнозирует восстановление международного туризма только в июле. Количество международных поездок упадет в этом году минимум на 10,5%, а в пессимистическом сценарии – на 17,9%.
Для Турции очень важно сохранить туристический бизнес, доходы от которого приближаются к 4% ВВП (в 2018 г. – 3,8%). По данным министерства туризма, туристическая отрасль принесла в 2018 г. $29,5 млрд, а прошлом году уже $34,5 млрд.
Турецкие курорты – излюбленное место отдыха наших соотечественников. Больше всего туристов в Турцию приезжает именно из России: в прошлом году – 7 млн человек (из занимающей второе место Германии – 5 млн).
Как развивалась эпидемия
11 марта Турция объявила об обнаружении первого зараженного коронавирусом – он вернулся из поездки в Европу. Турция стала последней крупной экономикой, признавшей, что вирус проник на ее территорию. Германия с примерно таким же, как в Турции, населением (и там и там – более 83 млн человек), 11 марта отчиталась уже о 1884 больных. Возможно, в Турцию вирус попал поздно. Но более вероятно, что в отсутствие тестирования чиновники не знали, что зараза уже распространяется среди населения, пишет газета The Arab Weekly.
Двоих журналистов, попытавшихся писать о подозрительных заболевших в местной больнице, задержала полиция, уверяет газета The Jerusalem Post, – скорее всего, власти пытались спасти туристический сектор: «Цензура <...> привела к тому, что турецкий народ не принял всерьез угрозу коронавируса, что в конечном итоге привело к его экспоненциальному распространению».
За день до заявления Коджи в Турции было сделано 38 308 тестов. Диагноз подтвердился у 2861 нового пациента, а выздоровело 3845 человек. И первое, и второе стало рекордом: с 4 апреля количество заражений не падало ниже 3000 в день и никогда столько не выздоравливало. С тех пор количество заболевших держится ниже 2500, а выздоровевших – около 5000 в сутки.
28 апреля карантин сняли в 177 районах страны, а в 162 районах его оставили (районы в Турции входят в 81 провинцию). По данным газеты Hürriyet, в конце мая власти надеются открыть парикмахерские, рынки и отели при условии, что там будут соблюдаться меры социального дистанцирования. Но школы будут закрыты минимум до конца мая (учебный год в этом году до 19 июня).
А 29 апреля Коджа возвестил, что пик эпидемии пройден и ежедневное число вылечившихся пациентов уже вдвое превысило количество инфицирований. Несмотря на весь оптимизм президента и министра, власти до сих пор присматривают за медиасферой. В марте 410 человек было арестовано за «необоснованный и провокационный» контент в соцсетях. В апреле было проверено 6362 учетных записи, идентифицировано 855 авторов подозрительных постов и 402 из них арестовано – такую новость опубликовало 27 апреля МВД в своем Twitter. На карандаш можно попасть за посты, что количество погибших от коронавируса не соответствует официальным данным или что правительство продлит действие комендантского часа.
Как Фахреттин Коджа стал министром
55-летний Коджа по специальности педиатр. Окончив Стамбульский университет, он работал по специальности, не забывая про административную карьеру, должность директора клиники была лишь ступенькой. Он занялся общественной деятельностью, был председателем комитета здравоохранения Союза экспортеров услуг, вице-президентом по медицине делового совета при Совете по внешнеэкономическим связям (DEİK), в 2009 г. стал одним из основателей и президентом научно-исследовательского и образовательного медицинского фонда TESA, основанного его альма-матер. А в 2018 г. добрался до пика карьеры – кресла министра здравоохранения.
Карантин по-турецки
Турция не спешила прибегать к радикальным шагам. Вместо этого Коджа призвал сограждан «самим объявить для себя режим чрезвычайного положения», посидеть две-три недели добровольно дома и соблюдать правила гигиены. 16 марта Турция все-таки закрыла школы и вузы, сохранив для учителей с почасовой оплатой выплаты в прежнем размере. Власти стали приостанавливать полеты в одну страну за другой, а к концу марта полностью закрыли международное авиасообщение.
Когда к 21 марта число заболевших стало приближаться к 1000, а погибших превысило два десятка, власти закрыли рестораны и ввели ограничение для выхода на улицу для людей старше 65 лет или с хроническим заболеванием. В пятницу, 3 апреля, запрет распространили на людей младше 20 лет: как выяснилось, многие из них считают, что молодежь не может заразиться. Но уже в воскресенье Эрдоган смягчил ограничение: люди старше 18 лет могут ездить на работу.
Запрещены массовые богослужения, прогулки в парках, занятия на спортплощадках, бег трусцой и даже рыбалка. Благодаря запрету на рыбную ловлю и тому, что по Босфору ходит меньше судов, в проливе часто стали замечать дельфинов.
Был закрыт въезд и выезд в 30 городах по стране и всей провинции Зонгулдак. «В рабочий день около 1,1 млн человек [из 15-миллионного населения Стамбула] пользуется общественным транспортом, на улице много машин», – заявил ВВС мэр города, оппозиционер Экрем Имамоглу. Он просил правительство закрыть Стамбул и в конце концов своего добился. К середине апреля была закрыта уже 31 провинция из 81.
Турок обязали носить маски в местах скопления людей и одновременно запретили их продажу. Любой гражданин мог раз в неделю бесплатно получить пять масок, заказав их через сайт госуслуг E-devlet или в пунктах выдачи. Сейчас маски выдают в аптеках по удостоверению личности.
Какой штраф установлен в Турции
Турция показала всему миру, как не следует вводить комендантский час. Впервые он был установлен в 31 провинции, включая Анкару, Стамбул и Анталию, на выходных 11–12 апреля. Объявили о нем за два часа до введения поздно вечером в пятницу. Толпы народа ринулись в магазины. Власти быстро спохватились и заверили, что пекарни продолжат работать без ограничений. Но это не помогло разогнать многочасовые очереди, в которых не раз возникали потасовки. В те выходные пришлось буквально варить «суп из топора», вспоминает один из российских экспатов. Правда, по улицам ездили торговцы хлебом, к которым люди, озираясь, выбегали из дома.
Министр внутренних дел Сулейман Сойлу извинился в Twitter перед руководством и народом и подал в отставку. Эрдоган ее не принял. Урок был усвоен, и о следующем комендантском часе народ предупредил сам Эрдоган загодя – за пять дней. С тех пор комендантский час устанавливается на каждые выходные и даже больше. Например, он длился с 23 по 26 апреля, так как 23 апреля – праздник, День независимости, а на следующий день начался месяц Рамадан. Пекарням, аптекам, больницам и компаниям, производящим медицинские товары, разрешена работа. Рынки и продуктовые магазины работали 23–24 апреля с 9 утра до 14 часов, в субботу и воскресенье были закрыты. По домам большинство турок сидят и с пятницы 1 мая (Праздник труда) по воскресенье 3 мая.
23–26 апреля были составлены протоколы на 35 422 нарушителей. Но до первого комендантского часа на людей старше 65 лет приходилось 35% случаев новых заболевших, а теперь эта цифра снизилась до 18%, заявил Коджа. «Мы планируем продолжить вводить комендантский час по выходным до окончания Рамадана», – предупредил нацию Эрдоган.
Первый «коронавирусный» штраф выписан в Турции 22 марта. Пара экспатов вернулась из Германии в Конье и периодически выходила на улицу, несмотря на обязательную двухнедельную самоизоляцию. Бдительные соседи позвонили в полицию, и каждый из супругов был оштрафован на 3150 турецких лир ($480). Такой же штраф положен и за остальные нарушения. Рецидивистам грозит тюремное заключение до года.
Как власти поддерживают бизнес
Многие компании вынуждены были из-за карантина закрыться или переключиться на удаленную работу. Металлургии, текстильной, горнодобывающей промышленности и строительным компаниям разрешили работать, невзирая на карантин и комендантский час.
18 марта Эрдоган объявил о стимулирующем пакете в размере 100 млрд лир (около $15 млрд). Три месяца правительство готово компенсировать компаниям до 60% заработной платы работников (не менее 1752 и не более 4381 турецких лир, т. е. $250–630). К концу апреля эти деньги получило около 3 млн человек. Лишившимся работы ежедневно платят 39,24 лиры (около $5,6) на протяжении до трех месяцев. Но человек должен проработать не менее 600 дней в течение последних трех лет (для Анкары – 450 дней).
Около 7,8 млн турок с минимальной зарплатой будут получать целый год доплату в 75 лир (около $11) в месяц. 4,4 млн нуждающихся семей получат по 1000 лир ($144). Семьям с ежемесячным доходом до 5000 лир ($718) обещаны кредиты по низким ставкам. Минимальная пенсия увеличена с 1258 лир ($180) до 1500 лир ($216).
Государство гарантировало бесплатное лечение всем гражданам, которым поставлен диагноз коронавирус, независимо от того, есть ли у них медицинская страховка.
Что касается бизнеса, то отдельным отраслям – например, пищевой промышленности и металлургии, отложили на полгода уплату некоторых налогов за апрель – май – июнь. Эрдоган сообщил, что банки отсрочат выплаты по корпоративным кредитам, а малому и среднему бизнесу будет облегчен доступ к кредитованию. 2%-ный налог на проживание в отелях, который должен был вступить в силу с 1 апреля этого года, не будет браться до ноября. Для внутренних авиаперевозок ставка НДС снижена с 18 до 1% на три месяца. Фирмам, которые в апреле – июне объявят о банкротстве, будет сделана пометка в кредитной истории о форс-мажоре, пообещал президент.
Министр финансов Берат Албайрак 25 апреля оценил уже оказанные меры поддержки в гораздо большую сумму, чем Эрдоган в марте. По его оценкам, объем помощи достиг 200 млрд лир (почти $29 млрд), из которых 107,4 млрд лир (почти $15,5 млрд) пришлось на долю 120 000 компаний, почти все малого и среднего бизнеса, и 16,8 млрд лир ($2,4 млрд) ушло на поддержку мелких торговцев.
Для сравнения – в утвержденном в декабре парламентом госбюджете на этот год были заложены расходы в 1,095 млрд лир (около $190 млрд по тому курсу и $160 млрд по нынешнему) и доходы в 956,6 млрд лир ($162 млрд и $137 млрд соответственно).
Турки на Кипре
Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК) неожиданно обнаружила, что ее многолетняя изоляция обернулась плюсом. В 1974 г. Кипр был разделен на две части, ТРСК признана сейчас только Турцией. Первый случай заболевания на острове был зафиксирован 10 марта. С тех пор заболели 108 человек, 40 из которых иностранцы. Погибли четверо, включая двух граждан Германии, 99 выздоровели, и пятеро продолжают лечение. В последние 10 дней не было зарегистрировано ни одного нового заболевшего, сообщило 28 апреля правительство.
Зачем Турция помогает миру
Коджи уверяет, что с каждым днем ситуация в Турции улучшается, а летальность от коронавирусной инфекции одна из самых низких в мире (сейчас – 2,6%): «Последние данные показывают, что пандемия находится под контролем». В Турции, по его словам, сейчас используется только треть коечного фонда вместо 70% в начале эпидемии, загруженность ИВЛ снизилась с 80 до 60%: «В Европе пустых коек нет, там даже заразившихся размещают на стадионах. А мы в больницах размещаем не только заразившихся, но и тех, кто был с ними в контакте. Большая разница налицо» (цитата по «РИА Новости»). По данным на 25 апреля, в реанимациях в критическом состоянии находилось 1782 пациента, из них около 900 подключены к ИВЛ. Власти уверяют, что к концу мая смогут нарастить производство отечественных аппаратов ИВЛ до 5000.
«Сильная инфраструктура общественного здравоохранения, местные технологии и быстрые упреждающие действия помогли турецким чиновникам избежать сценария, копирующего другие страны», – заявляет государственный турецкий телеканал TRT World. Бывший топ-менеджер одной из больниц провинции Стамбул Мехмет Йилдирим вспоминает, как еще в начале 2019 г. получил от минздрава инструкции по подготовке к эпидемии.
Не все так оптимистичны. «Больницы в городе не были подготовлены должным образом за те два с половиной месяца с тех пор, как этот смертельный вирус впервые оказался в центре внимания», – говорилось в заявлении Стамбульской палаты врачей в начале апреля. Врачам не хватало масок и перчаток, неорганизованность приема пациентов с коронавирусом привела к заражению многих врачей, сетует она.
Представители оппозиции добавляют, что эпидемия не мешает политическим интригам.
Эскишехир – один из крупных городов, где к власти в ходе последних выборов пришла оппозиция. Местные чиновники начали раздавать еду бедняками и студентам, но правительство запретило это делать. Когда их коллеги открыли сбор средств для нуждающихся и потерявших работу, банковский счет заблокировало МВД, сославшись на то, что такую кампанию должен разрешить губернатор провинции.
Не все довольны и тем, что Турция рассылает гуманитарную помощь по всему миру. Первая партия масок, защитных комбинезонов, дезинфицирующих средств местного производства и т. д. ушла еще 31 января в Китай. Затем грузы отправлялись в Болгарию, Иран, Ливан, страны Африки и Европы. «На данный момент мы доставили медицинское оборудование в 34 страны», – заявил в середине апреля Эрдоган. С тех пор число адресатов приблизилось к 60.
Интернет-издание The Conversation даже опубликовало статью с заголовком «Турция сталкивается с собственным кризисом коронавируса – так почему она отправляет медикаменты в Великобританию?». В ней давалось несколько объяснений. От попытки стимулировать собственную экономику до исправления имиджа на международной арене.
«Однако два главных союзника Турции, США и Россия, получили помощь косвенно, – еще неделю назад писала турецкая газета Daily Sabah. – Когда ни одна страна не продавала медицинские товары, Турция разрешила своим частным фирмам экспортировать в эти государства. Благодаря этой привилегии и США, и Россия получили десятки тысяч диагностических наборов и масок». Но 27 апреля Эрдоган заявил, что отправляет в США военно-транспортные самолеты с медицинской помощью. На момент публикации статьи информации о подобной акции в отношении России не было.