Правительство одобрило проект об обязательной геномной регистрации военных
Собранные данные будут храниться до достижения лицом возраста 100 лет
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 19 января одобрила инициативу о расширении круга лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, рассказали «Ведомостям» два источника: один – в Белом доме, второй – близкий к комиссии. Предполагается, что сдавать свою ДНК будут контрактники, добровольцы, военнослужащие Росгвардии, служащие и работники органов, объединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил РФ, а также других войск, воинских формирований и органов.
Как ранее писали «Ведомости», обязательный сбор биоматериала предполагает работу госорганов по получению, учету, хранению, использованию, передаче, обработке и уничтожению геномной информации, говорится в ст. 1 закона о государственной геномной регистрации. Сейчас такой процедуре подлежат только осужденные и отбывающие наказание, подвергнутые аресту, неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, близкие родственники лица, пропавшего без вести, а также неопознанные трупы.
Предложенные Минобороны поправки расширяют применение геномной регистрации, вводя ее для новых категорий лиц, связанных с выполнением задач в условиях боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций, рассказал «Ведомостям» председатель правления Ассоциации юристов России (АЮР) Владимир Груздев. По его словам, проведение регистрации будет осуществляться непосредственно структурами, где указанные лица проходят службу или к которым приписаны, – подразделениями вооруженных сил, Росгвардии и органов внутренних дел, – действующими совместно со своими профильными экспертно-криминалистическими подразделениями. Груздев также уточнил, что одновременно с этим законопроект устанавливает единый и продолжительный срок хранения полученных геномных данных: до достижения лицом возраста 100 лет, а в случае гибели – до момента установления личности.
Кроме того, подчеркнул председатель АЮР, в изменениях есть важная гарантия защиты частной жизни: при увольнении со службы или выходе из добровольческого формирования у человека появляется право потребовать уничтожения своей геномной информации.
В финансовом обосновании к проекту говорится, что на реализацию потребуется дополнительное выделение из федерального бюджета в 2026–2028 гг. МВД России средств в сумме 2,856 млрд руб., в том числе на 2026 г. – 1,2 млрд, 2027 г. – 780 млн, 2028 г. – 799 млн руб. Потребность МВД России в дополнительных средствах на реализацию законопроекта может быть рассмотрена в ходе исполнения федерального бюджета на соответствующий финансовый год, в том числе за счет перераспределения предусмотренных МВД России средств с учетом данных о фактических расходах на данное направление деятельности и о поэтапном создании новых лабораторий, отмечается в документах.
Предложенные поправки – это необходимость в реалиях специальной военной операции, говорит адвокат Дмитрий Вигурский. По его мнению, главный плюс в том, что упростится идентификация личности в боевых условиях. Но есть и минусы, замечает эксперт. Например, очевидно, что согласия или несогласия на предоставление геномной информации у людей не спросят, а также возможны проблемы с организацией конфиденциального хранения полученных данных и риски утечки геномной информации.
«Никаких сомнений в том, что этот проект должен быть принят, нет», – сказала «Ведомостям» член Совета по правам человека Ева Меркачева. В этих поправках есть важный момент, обращает внимание она, – в случае когда человек уже не является добровольцем или покинул ряды военнослужащих, то он имеет право потребовать, чтобы его геномные данные были удалены.
Это снизит «эмоциональную и физическую» нагрузку на родственников военнослужащего – например, семья не должна будет тратить свое время и эмоциональные ресурсы на сдачу и транспортировку ДНК, ранее отмечала руководитель «Комитета семей воинов Отечества» Юлия Белехова, комментируя инициативу.
