Обсуждение списка стратегически значимых лекарств разделило рынок на два лагеря
В него могут не попасть уже локализованные в России по полному циклу препараты
Минпромторг рассматривает возможность в ряде случаев не включать в перечень стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС) уже локализованные в России препараты. Об этом «Ведомостям» сообщили пять источников, участвующих в обсуждениях по поводу формирования данного перечня.
Если доля локализованных в РФ препаратов по полному циклу составляет более 50%, то предлагается не вносить их в перечень СЗЛС, объяснили суть предлагаемого Минпромторгом подхода три собеседника «Ведомостей». Расчет производится для международного непатентованного наименования, уточнил один из них. Доля рынка будет измеряться в денежном выражении за прошлый календарный год, известно второму источнику. Предложенный министерством принцип, вероятно, планируют использовать и для регулярного пересмотра списка СЗЛС, т. е. для включения новых позиций и исключения тех, что уже не подпадают под описанный выше критерий, пояснил третий собеседник. Кроме этого, регуляторами обсуждается вариант создания весьма короткого перечня, рассказал «Ведомостям» источник в одной из фармкомпаний.
В Минпромторге на просьбу «Ведомостей» прокомментировать эту информацию не ответили по существу. Но, по словам сотрудника пресс-службы министерства, критерии включения лекарств в список СЗЛС еще обсуждаются, а срок разработки соответствующего нормативного правового акта запланирован на май 2025 г. В этой работе еще участвуют Минздрав и Федеральная антимонопольная служба, в которых не ответили на запрос «Ведомостей».
СЗЛС – это препараты, обеспечивающие приоритетные потребности здравоохранения для профилактики и лечения заболеваний, которые выпускаются в РФ. Для перечня СЗЛС постановлением правительства РФ № 1875 предусмотрен механизм предоставления преференций в формате «второй лишний» (см. врез).
По словам собеседника «Ведомостей» в фармотрасли, инициатива Минпромторга направлена на то, чтобы избежать монополии в тех направлениях, где рынок уже обеспечен препаратами. Ассоциация «Инфарма» обращалась к замминистра промышленности и торговли Екатерине Приезжевой с предложением включать в перечень лишь лекарства, еще не локализованные в РФ по полному циклу, рассказал исполнительный директор «Инфармы» Вадим Кукава. В противном случае применение правила «второй лишний» может создать риски монополизации рынка, пояснил он. Такой же позиции придерживается «Р-фарм», отстаивавший невключение в список СЗЛС уже локализованных препаратов с самого начала обсуждения принципов формирования списка, сказал директор по экономике здравоохранения «Р-фарма» Александр Быков. Как мера стимулирования отрасли к локализации производства в РФ новых лекарств и предупреждения монополизации рынков такой критерий выглядит оправданным, говорит директор по доступу препаратов на рынок ГК «Промомед» Алексей Михеев. Но назвать его справедливым по отношению к инвесторам, уже вложившим значительные средства в производство полного цикла для обеспечения лекарственной безопасности страны, затруднительно, добавил он. Гендиректор «Герофарма» Петр Родионов считает, что правило «второй лишний» должно применяться к востребованным и социально значимым препаратам, которые выпускаются по полному циклу. Компании, начавшие первыми развивать локальное производство, без поддержки не смогут создавать инновационные препараты, развивать экспорт и достичь целей, заложенных в стратегии развития отрасли «Фарма-2030», добавил он.
Как работает правило «второй лишний»
По мнению директора по развитию аналитической компании RNC Pharma Николая Беспалова, в первую очередь обсуждаемая инициатива затронет инсулины, тем самым полностью нарушив стимулирующую логику. В случае принятия такого критерия очевидно выиграют компании, выпускающие в РФ препараты из иностранного сырья, конкурируя при этом с производителями полного цикла (производят фармсубстанцию сами. – «Ведомости») в самых разных направлениях – средствах вакцинопрофилактики, моноклональных антителах и многих других группах, сказал он. Их нужно разделять по набору преференций, иначе нет смысла производить свою субстанцию, если можно привезти ее из Китая и Индии, заключил эксперт.
У российских компаний полного цикла исчезнет инвестстимул строить новые производства, согласился президент компании «Активный компонент» Александр Семенов. В случае принятия такого критерия компании, в течение трех лет инвестировавшие совокупно сотни миллиардов рублей в науку и современные R&D-центры, в создание производств полного цикла и активных фармсубстанций, сейчас останутся ни с чем – «у разбитого корыта», говорит он. Идея же сокращения списка СЗЛС может быть реализована в интересах иностранных фармкомпаний, желающих оставаться в позиции мажоритарных поставщиков в сегменте госзакупок, считает он.
Нахождение препаратов в перечне СЗЛС, как инструмент стимулирования локализации производства, включая субстанции, которые еще не выпускаются в РФ, должно быть временным, считает руководитель направления по работе с госорганами AstraZeneca, Россия и Евразия, Олжас Сатыбалдин. Это даст возможность производителям вернуть вложенные в локализацию инвестиции и не допустить «условий для долгосрочной монополизации рынка и нарушения принципа бюджетной эффективности государственных закупок», резюмировал он.