Сенаторы предлагают увеличить штраф за помехи надзорным проверкам

Сейчас правонарушителям выгоднее заплатить, чем допустить контролеров на предприятие
Сотрудники контролирующих органов получат дополнительные основания для проверок всех возможных нарушений
Сотрудники контролирующих органов получат дополнительные основания для проверок всех возможных нарушений / Николай Хижняк / РИА Новости

В Госдуме рассмотрят инициативу об увеличении размера административных штрафов за воспрепятствование деятельности должностных лиц, занимающихся надзорными проверками. Проект был внесен 10 октября сенаторами Андреем Яцкиным, Андреем Клишасом, Вячеславом Тимченко и Ириной Рукавишниковой, а также депутатами Ириной Панькиной и Дмитрием Вяткиным. Авторы хотят усилить ответственность за воспрепятствование деятельности должностных лиц органов государственного контроля по проведению проверок или уклонение от них. Изменения предполагается внести в ст. 19.4.1 КоАПа. Для должностных лиц размер штрафа составит от 10 000 до 20 000 руб., для юридических лиц – от 250 000 до 500 000 руб., а за повторное совершение правонарушения – от 20 000 до 50 000 руб. и от 500 000 до 1 млн руб. соответственно.

В связи с изменением в последние годы правового регулирования контрольно-надзорной деятельности (КНД) общественная значимость каждого проводимого мероприятия существенно возрастает, обратил внимание соавтор проекта Клишас. По его словам, воспрепятствование проведению проверок не только затрудняет реализацию полномочий контрольно-надзорных органов, но также может свидетельствовать о стремлении объекта контроля скрыть иные нарушения законодательства. «В некоторых случаях контролируемым лицам выгоднее воспрепятствовать проведению контрольных мероприятий, в рамках которых могут быть выявлены административные правонарушения, чем допустить проведение таких мероприятий», – написал он в своем Telegram-канале. Кроме того, указал Клишас, такие действия влекут несвоевременное выявление нарушений, которые, в свою очередь, создают риск наступления неблагоприятных последствий: «Нанесенный ущерб и затраты на его ликвидацию могут быть несопоставимо выше штрафных санкций».

Данный законопроект представляет собой попытку усовершенствовать систему КНД и повысить ответственность бизнеса за воспрепятствование проведению контрольных мероприятий, сказал «Ведомостям» управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его мнению, это важный шаг в направлении создания единой и согласованной системы регулирования КНД. Наиболее заметным аспектом, обратил внимание Жарский, является расширение сферы применения административной ответственности. «Теперь она будет распространяться не только на воспрепятствование проведению проверок, но и на препятствия при проведении мероприятий и осуществлении специальных режимов государственного контроля», – указал эксперт. Это позволит более полно охватить все формы взаимодействия контролирующих органов с подконтрольными субъектами, убежден юрист.

Адвокат Андрей Тузов, в свою очередь, заметил, что замечание правительства относительно использования термина «иные формы контроля (надзора)», которое могло вести к расширительному толкованию диспозиции административного правонарушения, в представленном пакете уже устранено. При этом, говорит собеседник «Ведомостей», в пояснительной записке ничего не сказано про обоснование предлагаемого размера штрафа (до 1 млн руб. плюс дисквалификация до года для должностных лиц). В целом, резюмировал Тузов, наблюдается общая тенденция последних месяцев на ужесточение ответственности за воспрепятствование деятельности контрольно-надзорных органов. В августе 2024 г. уже приняты изменения в КоАП, устанавливающие ответственность за воспрепятствование проверок органами ФАС.

С 2020 г. в России в той или иной форме действует мораторий на проверки бизнеса, напомнил руководитель практики интеллектуальной собственности, IT и защиты информации Savina Legal Артем Евсеев. Для сравнения, рассказал эксперт, в ходе выездной проверки Роскомнадзора может быть выявлено нарушение требования о локализации персональных данных россиян на российских серверах, что влечет штраф до 6 млн руб., а при повторном нарушении – до 18 млн руб. «В такой ситуации для бизнеса рациональнее и «выгоднее» заплатить 50 000 руб. штрафа за срыв проверки, чем рисковать многомиллионными санкциями», – пояснил он.

Сейчас государство стремится снизить административную нагрузку на бизнес, в связи с чем как плановые, так и внеплановые проверочные мероприятия проводятся в исключительных случаях и только в общественно значимых областях, соглашается юрист Enforce Law Company Юлия Барышева. Основной массив практики привлечения по ст. 19.4.1 КоАПа связан с непредставлением организациями документов по запросам органов, необеспечением и непредоставлением доступа к помещениям, оборудованию, а также с неявкой представителя организации по вызовам сотрудников государственных и муниципальных органов в рамках проведения проверки, уточнила адвокат АК «Аснис и партнеры» Мария Юндина. Чаще всего привлекают управляющие компании, а также иные организации в ходе налоговых проверок, говорит она.

Судебная практика показывает, что штрафы, назначаемые по этой статье, чаще всего налагаются на юридических лиц и значительно реже – на должностных лиц, рассказал «Ведомостям» руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Lex Кирилл Никитин. По словам Никитина, обычно решения судов исходят из факта выявленных нарушений с акцентом на важность устранения препятствий для работы надзорных органов. В целом юрист считает, что повышение штрафов в текущих условиях, когда речь идет о деятельности на высокорисковых объектах, выглядит обоснованным. «Штрафы, предлагаемые законопроектом, соразмерны потенциальной опасности нарушений», – сказал он. При этом, по его мнению, для небольших компаний после отмены моратория повышение штрафов может оказаться более ощутимым и привести к увеличению административной нагрузки, что потребует более тщательной подготовки к проверкам.

Если законопроект будет принят, остается открытым вопрос о том, любое ли невыполнение законных требований может привести к штрафу, отметила адвокат, партнер АБ BGMP Евгения Пешкова. Необходима тщательная оценка общественно опасных последствий невыполнения законных требований контролирующего органа, чтобы обеспечить соразмерность наказания и избежать избыточного административного давления на бизнес, добавила она.