Прокуроры подали более 100 исков об увольнении чиновников по утрате доверия

Увольнение по собственному желанию от проверки не спасло
Генеральный прокурор Игорь Краснов поделился опытом борьбы с коррупционерами со своими зарубежными коллегами/ Генеральная прокуратура России

Органы прокуратуры более 100 раз обратились в суд с исками об изменении оснований увольнения чиновников за первое полугодие 2024 г. Речь идет о тех государственных служащих, которые уходили со службы по собственному желанию, хотя фактически были вынуждены это сделать в связи с допущенными коррупционными правонарушениями, рассказал генеральный прокурор Игорь Краснов, выступая с докладом на заседании Межгосударственного совета по противодействию коррупции (МСПК) в Душанбе. При удовлетворении судом требований прокурора у провинившихся чиновников появляется в трудовых документах запись об увольнении в связи с утратой доверия. Они включаются в соответствующий публичный реестр, буквально заносятся на «доску позора», поделился Краснов.

По ходу заседания совета генпрокурор также провел несколько двусторонних встреч, посвященных антикоррупционным мерам и объединению усилий для сотрудничества между странами. На встрече со своим коллегой из Таджикистана Рахмоном Юсуфом Ахмадзодом кроме коррупционной темы были затронуты вопросы взаимодействия в сфере борьбы с терроризмом: «Важно углублять межгосударственное взаимодействие, особенно в части совместных действий по недопущению вовлечения в ряды радикалов нашей молодежи». А способствовать этому будет, по мнению Краснова, реализация новой программа сотрудничества, подписанная 19 сентября. В частности, она предусматривает проведение в 2025 г. консультаций по вопросам защиты прав социально уязвимых категорий граждан и проведение круглого стола на тему «Противодействие терроризму и экстремизму» с участием Ирана.

С директором Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Таджикистана Сулаймоном Султонзодой российская сторона также подписала соглашение. Оно подразумевает взаимодействие между ведомствами по вопросам возврата активов для возмещения ущерба от коррупционных преступлений, взыскания штрафов и имущества, подлежащего конфискации. Практика обращения в доход государства коррупционно нажитых доходов для российской прокуратуры не новая: механизм взыскания в пользу государства законодательно был закреплен в 2012 г. «Если в первый год действия соответствующей нормы в суды направлены иски о взыскании в пользу государства неподтвержденных доходов на сумму более 90 млн руб., то за шесть месяцев текущего года эта сумма уже превысила 420 млн руб.», – отметил Краснов.

Что такое МСПК

В состав совета кроме России и Таджикистана входят представители Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии (Узбекистан принял участие в качестве наблюдателя впервые). Совет с 2013 г. обеспечивает международное сотрудничество и принятие мер в сфере борьбы с коррупцией. В ходе встреч участники ставят приоритетные направления сотрудничества, оценивают выполнение антикоррупционных обязательств государств и помогают друг другу в координации программ технического содействия по борьбе с коррупцией. Председательство в совете осуществляется поочередно – в прошлом году принимающей стороной была Россия. Собрание членов совета провели в Екатеринбурге. Следующее заседание запланировано под председательством Армении.

Но с учетом стремительного роста криминального оборота информационных технологий противодействие коррупции требует «непрерывной донастройки архитектуры национальной и глобальной безопасности», указал прокурор. В этих целях ведомством была создана система межведомственного электронного взаимодействия. Она обеспечивает круглосуточный доступ более чем к 100 видам государственных баз данных и стала одним из самых востребованных инструментов у сотрудников российской прокуратуры (подробнее – в публикации «Ведомостей» от 19 сентября).

Впервые к формату МСПК для участия в заседании был привлечен директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин, который рассказал о том, что Великобритания больше не является самой привлекательной юрисдикцией для вывода и легализации незаконно полученных активов, а центром притяжения становятся другие финансовые центры, «комфортные для преступного мира», не назвав их. Чиханчин признался, что приостановление членства Росфинмониторинга в группе «Эгмонт» (объединяет подразделения финансовой разведки 170 стран) осложнило проведение международных финансовых расследований, но благодаря развитию собственного канала обмена информацией в рамках СНГ только в этом году удалось провести более 200 международных финансовых разведок. И к этой системе активно подключились страны Центральной Азии, Африки и даже Латинской Америки, добавил он.