Дума рассмотрит инициативу о запрете иноагентам вести общественный контроль

Это ограничение является одной из инициатив по изменению законодательства об Общественной палате
Андрей Гордеев / Ведомости

В Госдуму внесен законопроект об изменениях в закон об Общественной палате (ОП) РФ, палатах субъектов и общественном контроле. Они, в частности, предполагают запрет на участие в этой деятельности иностранных агентов, а также на членство в указанных организациях граждан и подданных других государств. Документ опубликован в думской электронной базе.

Законопроект был внесен группой парламентариев по инициативе депутата Госдумы Ольги Занко («Единая Россия»). Документ разработан совместно с ОП РФ. Авторы поясняют, что целью новых поправок является совершенствование деятельности общественников таким образом, чтобы обеспечить сохранение и популяризацию «традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

«В целях ограничения иностранного влияния и обеспечения суверенитета российского гражданского общества положения законопроекта предусматривают ограничение возможности быть членом Общественной палаты РФ и региональных общественных палат для иностранных агентов и лиц, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства», – говорится в пояснительной записке.

В случае принятия проекта организации-иноагенты также больше не смогут выдвигать кандидатов в Общественные палаты.

Председатель ассоциации «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская отметила, что ограничение на участие иноагентов в работе общественных палат и ведение общественного контроля вытекает из тех запретов, что были установлены ранее. Законопроект является достаточно рядовым и есть все шансы на его принятие, полагает эксперт.

«Думаю, в Общественных палатах страны сейчас нет ни одного иноагента и эта мера [принятие законопроекта] является превентивной. <…> Просто законодатель хочет избежать даже попыток организаций, которые включены в реестр иностранных агентов, поучаствовать в формировании Общественных палат», – пояснила Милославская.

Профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и президент Академии политической науки Олег Шабров сообщил «Ведомостям», что практика запрета на участие иноагентов в общественном контроле является распространенной и в других странах, а в США к гражданам с таким статусом требования еще жестче. В целом, отмечает эксперт, это является нормальным способом ограничить доступ тем, кто получает финансирование из-за рубежа, к возможности высказывания с трибуны ОП РФ, в особенности в условиях военных действий. По мнению профессора, поправка в части запрета для иноагентов скорее всего будет принята.

«Другой вопрос, что в информационном пространстве Общественная палата практически отсутствует <…> Наверное, какое-то влияние она в какой-то аудитории имеет, но, мне кажется, очень слабое», – сказал Шабров.

Законодательство, касающееся иноагентов, после его появления в России 12 лет назад, неоднократно расширялось и углублялось, отмечает кандидат политических наук Станислав Бышок. Поэтому нельзя сказать, что существуют какие-то пределы, за которые оно не может зайти – как в плане персоналий, так и в плане новых запретов на ту или иную деятельность.

«Это связано как с внутренней природой самого этого законодательства, где отсутствуют прозрачность и четкие критерии включения-исключения, так и общеполитической обстановкой внутри и вне государства», – полагает эксперт.

Еще одно нововведение внесенного сегодня законопроекта – увеличение числа членов ОП РФ со 172 до 178 человек. При этом срок полномочий общественника от палаты субъекта будет ограничен сроком его полномочий в соответствующей регпалате.

Кроме того, теперь при формировании ОП РФ конкурс будет объявляться по 15 направлениям (ранее по 14), в каждом из которых будут определены три кандидата. Таким образом, в Общественной палате станет больше представителей от некоммерческих организаций. За ОП РФ также закрепляется утверждение типового Кодекса этики члена Общественного совета и типового положения о его деятельности.

«Наша задача – построить систему институтов общественного контроля, отвечающих современным реалиям и устремлениям нашего государства», – прокомментировала Занко в своем Telegram-канале.

Заместитель секретаря ОП РФ Владислав Гриб заявил, что «в тексте отображены давно назревшие изменения, касающиеся деятельности Общественных палат и общественных советов», передает пресс-служба палаты.

ОП РФ была сформирована в 2005 г. Это консультативно-совещательный орган, который обеспечивает согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, НКО, органов госвласти и местного самоуправления России. Сейчас она состоит из 172 членов, представляющих три равнозначные группы: это 40 граждан, утвержденных в прошлом году указом президента РФ Владимира Путина, 89 представителей региональных общественных палат и 43 представителя общероссийских общественных объединений.

Милославская пояснила, что ОП РФ по некоторым вопросам может прислушаться к некоммерческим организациям и отразить их проблемы на уровне предложений для законодателей или разговора с исполнительными органами власти.

«Я бы не сказала, что это такой крупный актор на сцене нынешней общественной жизни, но я бы и не умаляла достоинства той части ОП РФ, которая занимается вопросами, мне близкими, в решении небольших, но важных проблем некоммерческого сектора», – заключила эксперт.

Идея Общественной палаты изначально была вполне привлекательной, поскольку предполагалось, что она станет новым местом для дискуссий, где нет общего согласия по всем вопросам, указывает Бышок. Но на практике этого не случилось, считает эксперт.

«Сама структура формирования ОП РФ предполагала, что представители общественности будут вручную выбираться исполнительной властью по ее, власти, усмотрению. В итоге со временем всякие несогласные были по мере ротаций оттуда исключены», – говорит политолог. По его мнению, сейчас политический или общественный вес ОП РФ вряд ли можно переоценить.