В Госдуме подготовили концепцию поправок к законопроекту о Байкале
Одна из главных новелл – отказ от широкого использования понятия «сплошные рубки»После почти годового перерыва в обсуждении резонансного законопроекта, предлагающего разрешить рубки лесов в центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкальской природной территории, экспертный совет думского комитета по экологии и межфракционная рабочая группа «Байкал» подготовили концепцию поправок ко второму чтению. Их общественное обсуждение пройдет после 10 июня на заседании экспертного совета и рабочей группы. Об этом сообщил «Ведомостям» собеседник, близкий к комитету Госдумы по экологии, и подтвердили четыре источника: один из этого комитета, трое – знакомые с ходом обсуждения законопроекта. «Ведомости» ознакомились с текстом концепции поправок ко второму чтению законопроекта.
Одна из новелл – отказ от широкого использования понятия «сплошные рубки», говорится в концепции. В редакции для второго чтения конкретизируется, что сплошные рубки запрещены на землях лесного фонда и на землях особо охраняемых природных территорий. Если в редакции законопроекта первого чтения допускалась возможность сплошной рубки во всей ЦЭЗ Байкала для строительства конкретных объектов (дороги, селезащитные и очистные сооружения). То, согласно концепции, чтобы получить право вырубить лес под такие объекты (они будут перечислены в законе), надо будет перевести землю в соответствующую категорию. Это значит подготовить проектную документацию, пройти государственную экологическую и строительную экспертизу. Затем правительство должно будет выпустить постановление о переводе земельного участка из земель лесного фонда в, например, земли транспорта, говорит собеседник «Ведомостей». То есть «злоупотребление в такой конструкции невозможно», утверждает один из собеседников «Ведомостей».
Что входит в байкальскую ЦЭЗ
Центральная экологическая зона – это сам Байкал и территории непосредственно вокруг озера. Общая площадь ЦЭЗ – 8,9 млн га. В состав ЦЭЗ входят в том числе особо охраняемые природные территории (ООПТ): заповедники, национальные парки, заказники, а также обычные территории лесного фонда, не относящиеся к ООПТ. В территорию ЦЭЗ также входят все прибайкальские населенные пункты со стороны Иркутской области и со стороны Бурятии. Всего 160 населенных пунктов с населением порядка 140 000 человек.
В концепции также говорится, что только погибшие лесные насаждения можно ликвидировать через рубку, причем на основании утвержденных правительством и Минприроды подзаконных актов. Введение строгих процедур может потенциально смягчить негативные воздействия на природу, но, с другой стороны, сам факт разрешения рубок в уникальной экосистеме вызывает обоснованные опасения, сказал «Ведомостям» научный эксперт Российского экологического движения Илья Рыбальченко. Но законопроектом в такой редакции будет определен круг первоочередных вопросов, которые будут урегулированы и найдены оптимальные формулировки, нивелирующие даже гипотетические риски, сказал «Ведомостям» член экспертного совета комитета по экологии Игорь Семеновский.
В законопроект, судя по концепции, хотят добавить поправку о том, что внутри границ населенного пункта в ЦЭЗ Байкала муниципалитет может предоставить землю в собственность многодетным семьям, участникам спецоперации и тем гражданам, которые не успели ее оформить до вступления в силу нового Земельного кодекса и арендуют участки. Сложность для Бурятии – невозможность в прибрежных населенных пунктах, находящихся в ЦЭЗ Байкала, делать противопожарные разрывы, предоставлять муниципальную землю в собственность людям, в том числе представителям льготных категорий, пояснил «Ведомостям» глава республики Алексей Цыденов через представителя. Также сейчас запрещено рубить деревья даже внутри поселков для строительства водозаборов, водопроводов, дорог, линий электропередачи и даже на собственном участке для строительства дома, добавил он.
Предложенная версия законопроекта – это то, что требуют жители ЦЭЗ Байкала, сказал «Ведомостям» замминистра природы Республики Бурятия Антон Будунов. Столь долгие сроки обсуждения законопроекта обусловлены тем, что он затрагивает множество аспектов (земельные, лесные, водные отношения, имущественные вопросы), а также сложные природоохранные и социальные факторы, которые необходимо учитывать в работе, сказал «Ведомостям» Сергей Тен, один из авторов законопроекта и первый зампредседателя комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям (комитет-соисполнитель для этого законопроекта). Редакция второго чтения должна ответить на все вопросы тех лиц, которые изначально выражали сомнение в законопроекте, убежден он. «Законопроект, который мы хотим предложить во втором чтении, стал лучше», – заверил он.
«Ведомости» направили запрос в Минприроды.