Президент поручил оптимизировать учебный процесс в школах
Он предложил сократить домашнее задание и убрать лишние контрольные работы
Президент Владимир Путин по итогам послания Федеральному собранию поручил правительству усовершенствовать школьную программу, в том числе за счет сокращения объемов домашних заданий и контрольных работ. По мнению Путина, нужно сформировать «гармоничную, сбалансированную и результативную учебную и воспитательную нагрузку» на обучающихся. Сделать это предлагается за счет сокращения времени на выполнение домашних заданий и контрольных работ, усиления межпредметных связей и улучшения соответствия между образовательными программами и материалами выпускных экзаменов.
«Ведомости» направили запрос в Рособрнадзор и Минпросвещения.
В 2023 г. депутаты Госдумы из оппозиционных фракций неоднократно предлагали сократить или отменить домашние задания в школах. 2 июня вице-спикер Вячеслав Даванков («Новые люди») заявил, что пришло время разработать закон об отмене домашних заданий для школьников – с такой просьбой к нему обратился сын. За сокращение количества домашней работы для учеников выступала и первый зампред думского комитета по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия»). Из-за большого объема домашней работы, указала она, дети не успевают заниматься спортом и общаться с друзьями. Зачастую из-за высокой сложности заданий им приходится ходить к репетиторам, говорила она: «[Идею] полностью отменить домашние задания я бы не поддержала, а вот сделать их адекватными, сократить объем, считаю, что, безусловно, нужно».
Больше автобусов и школ
По мнению Лантратовой, нужно минимизировать типовые, примитивные задания, которые легко выполнить с помощью готовых домашних заданий или нейросетей. «Чтобы вместо монотонного переписывания ребята действительно напрягали свой разум, решали какие-то нестандартные задачи», – добавила она.
Научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС (Президентская академия) Борис Илюхин считает, что сокращение домашних заданий – это не тот вопрос, который можно быстро решить, запретив преподавателям их давать. Запрос на уменьшение домашних заданий есть со стороны родителей, но он вызван не только перегрузкой и сложной программой, но и отсутствием навыков самостоятельности у детей: «В классе родитель за ребенка учиться не будет, значит, ему нужно уделять время дома».
Илюхин также считает, что сейчас большинство уроков в школах строятся на подготовке к различным экзаменам и контрольным работам – ЕГЭ, ОГЭ или всероссийским проверочным работам (ВПР). Процесс обучения заменяется «натаскиванием и запоминанием», что неизбежно приводит к снижению качества знаний, заключил он.
Заведующий кафедрой социальных наук школы «Новый взгляд» Даниил Перхулов считает, что учителя не синхронизируют работу между собой. Начиная с пятого класса увеличивается количество дисциплин, которые ведут разные учителя, а за объемом домашних заданий и контрольных по всем предметам сложно уследить. «Существует проблема формальных и часто малоэффективных домашних заданий, которые даются для накопляемости отметок. К таким относятся, например, «перескажи параграф», «нарисуй контурную карту», – указал он.
На домашние задания школьники нередко тратят не два часа (максимум, который считается нормой), а три-четыре часа, отмечает профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. «У нас очень большая перегрузка детей – это, в свою очередь, влияет на проблемы со здоровьем, в том числе осанку, желудочно-кишечный тракт, зрение. Это происходит из-за плохого чередования деятельности, длительного сидения за партами и отсутствия активного отдыха», – указала она.