Президент поручил оптимизировать учебный процесс в школах

Он предложил сократить домашнее задание и убрать лишние контрольные работы
Самая большая проблема домашних заданий в их формальности, например необходимости пересказывать параграфы учебников
Самая большая проблема домашних заданий в их формальности, например необходимости пересказывать параграфы учебников / Андрей Гордеев / Ведомости

Президент Владимир Путин по итогам послания Федеральному собранию поручил правительству усовершенствовать школьную программу, в том числе за счет сокращения объемов домашних заданий и контрольных работ. По мнению Путина, нужно сформировать «гармоничную, сбалансированную и результативную учебную и воспитательную нагрузку» на обучающихся. Сделать это предлагается за счет сокращения времени на выполнение домашних заданий и контрольных работ, усиления межпредметных связей и улучшения соответствия между образовательными программами и материалами выпускных экзаменов.

«Ведомости» направили запрос в Рособрнадзор и Минпросвещения.

В 2023 г. депутаты Госдумы из оппозиционных фракций неоднократно предлагали сократить или отменить домашние задания в школах. 2 июня вице-спикер Вячеслав Даванков («Новые люди») заявил, что пришло время разработать закон об отмене домашних заданий для школьников – с такой просьбой к нему обратился сын. За сокращение количества домашней работы для учеников выступала и первый зампред думского комитета по просвещению Яна Лантратова («Справедливая Россия»). Из-за большого объема домашней работы, указала она, дети не успевают заниматься спортом и общаться с друзьями. Зачастую из-за высокой сложности заданий им приходится ходить к репетиторам, говорила она: «[Идею] полностью отменить домашние задания я бы не поддержала, а вот сделать их адекватными, сократить объем, считаю, что, безусловно, нужно».

Больше автобусов и школ

В сфере школьного образования Путин также поручил обновить парк автобусов в 2025–2030 гг. Кабмину необходимо закупить не менее 3000 новых школьных автобусов отечественного производства «с высокой степенью локализации» для малых городов и сельской местности. Власти выделят на это не менее 66 млрд руб. Помимо этого правительству также предстоит создать не менее 12 передовых школ во всех округах страны. До 2030 г. на это дополнительно будет выделено не менее 38 млрд руб.

По мнению Лантратовой, нужно минимизировать типовые, примитивные задания, которые легко выполнить с помощью готовых домашних заданий или нейросетей. «Чтобы вместо монотонного переписывания ребята действительно напрягали свой разум, решали какие-то нестандартные задачи», – добавила она.

Научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС (Президентская академия) Борис Илюхин считает, что сокращение домашних заданий – это не тот вопрос, который можно быстро решить, запретив преподавателям их давать. Запрос на уменьшение домашних заданий есть со стороны родителей, но он вызван не только перегрузкой и сложной программой, но и отсутствием навыков самостоятельности у детей: «В классе родитель за ребенка учиться не будет, значит, ему нужно уделять время дома».

Илюхин также считает, что сейчас большинство уроков в школах строятся на подготовке к различным экзаменам и контрольным работам – ЕГЭ, ОГЭ или всероссийским проверочным работам (ВПР). Процесс обучения заменяется «натаскиванием и запоминанием», что неизбежно приводит к снижению качества знаний, заключил он.

Заведующий кафедрой социальных наук школы «Новый взгляд» Даниил Перхулов считает, что учителя не синхронизируют работу между собой. Начиная с пятого класса увеличивается количество дисциплин, которые ведут разные учителя, а за объемом домашних заданий и контрольных по всем предметам сложно уследить. «Существует проблема формальных и часто малоэффективных домашних заданий, которые даются для накопляемости отметок. К таким относятся, например, «перескажи параграф», «нарисуй контурную карту», – указал он.

На домашние задания школьники нередко тратят не два часа (максимум, который считается нормой), а три-четыре часа, отмечает профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. «У нас очень большая перегрузка детей – это, в свою очередь, влияет на проблемы со здоровьем, в том числе осанку, желудочно-кишечный тракт, зрение. Это происходит из-за плохого чередования деятельности, длительного сидения за партами и отсутствия активного отдыха», – указала она.