Выпускникам российских вузов не хватает soft-skills на первом месте работы

Преподаватели признают, что в вузе уделяется немного внимания на их развитие
Freepik
Freepik

В начале трудовой карьеры выпускники практически в равной мере испытывают нехватку как hard-skills (непосредственно профессиональные навыки) и soft-skills (личные качества, необходимые для работы). Об этом говорится в исследовании Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, с которым ознакомились «Ведомости». Эксперты анализировали данные статистического выборочного наблюдения трудоустройства выпускников 2016–2020 гг. от Росстата. Они опросили 9694 работающих выпускника с высшим образованием.

Респондентов просили выбрать из заранее приготовленного списка, каких знаний и умений им больше всего не хватало для выполнения основных обязанностей на первой работе. Список состоял из 18 навыков – восьми hard-skills и 10 soft-skills, из которых нужно было выбрать не более семи.

Среди hard-skills были перечислены профессиональные или технические навыки, использование профессиональной документации, технологическая грамотность (навыки работы с технологиями и оборудованием), базовые и продвинутые компьютерные навыки и др. В качестве soft-skills опрашиваемым предложили, в частности, стрессоустойчивость, умение брать на себя ответственность, принимать решения, способность работать в режиме многозадачности, навыки коммуникации, ведения переговоров, разрешения конфликтов и др.

Чаще всего респонденты выбирали профессиональные или технические навыки – так ответило 26% опрошенных. В первую тройку по популярности также вошли стрессоустойчивость – 22% и навыки использования профессиональной документации – 21%. На первом месте работы выпускникам также не хватало умения брать на себя ответственность – 17%, способности работать в режиме многозадачности – 17%, коммуникативных навыков – 14%, а также навыков поиска новых идей – 13%.

Респонденты в целом выбирали 2–3 навыка (42%). Выпускники из сфер здравоохранения, педагогических наук, экономики и управления, сельского хозяйства, инженерного дела, юриспруденции, естественных и гуманитарных наук выбирали больше двух навыков.

Вузы делают акцент на развитие у студентов soft-skills в ходе реализации своей воспитательной функции, отметила доцент базовой кафедры цифровой экономики института развития информационного общества РЭУ им. Г. В. Плеханова Наталья Мамедова. Это проявляется во введении в учебные планы таких дисциплин, как лидерство и командообразование. При этом перенасыщать учебный план дисциплинами, которые явно не ориентированы на приращение профессиональных компетенций, вузы не стремятся, добавила она.

«Нельзя сказать, что после пандемии коронавируса внимание к развитию soft-skills студентов активизировалось, но своего рода переоценка приоритетов, безусловно, произошла. Soft-skills приобретают сквозной характер, их выделяют как самостоятельную часть профессиограммы», – пояснила Мамедова. Работодатель хочет видеть демонстрацию soft-skills через развитые профессиональные навыки выпускника вуза, заключила эксперт.

Во время пандемии выявилось, что у студентов наблюдается нехватка владения коммуникативными навыками для общения в виртуальной среде, отметила директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии Татьяна Клячко. Вузы стали уделять этому больше внимания, чтобы студенты могли эффективно учиться и работать дистанционно. Клячко указывает, что преподаватели также стали обращать внимание на навыки командной работы. «Это не должно быть ситуативным реагированием, меры должны быть очень хорошо обдуманы. Важно понимать, что такое современное образование, чему оно служит в долгосрочной перспективе, и сочетание каких знаний, умений и навыков важно вырабатывать у современной молодежи», – подчеркнула она.

Традиционно сложилось, что в образовании концентрируются на том, что подвергается контролю, а мягкие навыки к данной категории не относятся, считает директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Президентской академии Владимир Блинов. Именно поэтому владение такими навыками не оценивается на экзаменах. «О возрастающей роли мягких навыков сегодня много говорят и работодатели. Практически все универсальные компетенции можно отнести к инструментам саморазвития работника, что в ситуации ускоренного развития и изменения квалификаций начинает играть особую роль», – указал он.