После теракта в «Крокусе» политики стали обсуждать меры против мигрантов

Такая риторика может привести к росту ксенофобских настроений, опасаются эксперты
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

После атаки террористов на подмосковный «Крокус сити холл», где должен был состояться концерт группы «Пикник», в социальных сетях распространялась информация о том, что подозреваемые в совершении теракта и скрывшиеся с места якобы имеют российское гражданство. Позже официальный представитель МВД (отвечает за вопросы миграции) Ирина Волк опровергла эти сообщения и сообщила, что задержанные предполагаемые террористы являются иностранцами. Обладателями каких паспортов они являются, правоохранители не уточняли, но вечером 24 марта в суде было установлено, что они граждане Таджикистана.

Путин в своем обращении к гражданам 23 марта заявил, что у террористов «нет и не может быть национальности». Их ждет «одна незавидная участь – возмездие и забвение», а «будущего у них нет», подчеркнул президент. Заказчики теракта рассчитывают на взрыв межнациональной розни, сказал журналистам первый замглавы комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. Тему «Разговоров о важном» в школах 25 марта уже изменили в связи с терактом. Вместо внеурочного занятия, посвященного теме «Россия – здоровая держава», школьникам расскажут о «Единстве народов России».

Несмотря на такой настрой, отдельные политики стали выступать с инициативами по ужесточению антимигрантского законодательства. Депутат Госдумы от Крыма Михаил Шеремет («Единая Россия») предложил ограничить въезд в Россию на время проведения специальной военной операции. Иностранцы «автоматически становятся объектом интереса западных спецслужб», сказал он журналистам.

Вице-спикер Госдумы от «Новых людей» Владислав Даванков в своем Telegram-канале предложил депортировать мигрантов на «малейшее правонарушение», а также ввести цифровой контроль за ними. Замглавы думского комитета по региональной политике и местному самоуправлению Михаил Матвеев (КПРФ) заявил, что количество мигрантов должно быть таким, чтобы его было «реально контролировать».

Но для России «самоубийственно» поддаваться на провокации касательно мигрантов, сказал «Ведомостям» первый зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин («Единая Россия»). «Есть ли среди мигрантов нежелательные элементы, преступники? Да, есть, их надо наказывать. <...> Но значит ли это, что надо на этом основании поощрять ксенофобию и подыгрывать тем, кто все это устроил?» – вопросил он.

Нужно бороться с заказчиками терактов, а не с мигрантами, согласен первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов («Единая Россия»). Закрыть въезд всем «одним щелчком» – неверно, необходимо регулировать эту сферу: например, принимать решения, связанные с незаконной миграцией, вводить жесткую ответственность для работодателей, которые их принимают, выполнять законы о знании языка, учредить один центр ответственности за мигрантами.

В случае отказа от рабочей силы в лице мигрантов ущерб для экономики России будет «тотальным, подчеркнул в беседе с «Ведомостями» проректор Финансового университета Александр Сафонов. «Без мигрантов встанут стройки, я уж не говорю о жилищно-коммунальном хозяйстве, которое также будет дико испытывать голод. Ко всему прочему у нас мигранты заняты еще и в промышленности. Логистика ими обеспечивается, общественный транспорт», – пояснил он. Реализация таких инициатив приведет к тому, что рынок труда «взорвется», заработные платы «побегут вверх», а за ними и инфляция, сказал Сафонов.

Дефицит кадров в России в 2023 г. составил почти 4,8 млн человек, говорится в исследовании Института экономики РАН. В середине 2023 г. численность работников, которых требовалось принять на вакантные рабочие места, по данным Росстата, составила 6,8% от списочной численности (годом ранее – 5,8%).

По словам эксперта по миграции, бывшего заместителя директора ФМС России (упразднена в 2016 г.) Вячеслава Поставнина, предложенные политиками инициативы носят популистский характер, поскольку сейчас есть более серьезные проблемы, требующие регулирования: например, создание информационной базы по мигрантам, формирование рабочей системы по адаптации и интеграции мигрантов. Он напомнил, что во время пандемии ковида при ограничении въезда мигрантов в страну пострадал и средний бизнес, и трудовые мигранты. По его словам, во время активной деятельности ИГИЛ (признано террористическим, деятельность запрещена на территории РФ), рекрутеры чаще всего вербовали мигрантов именно из России, а не из Саудовской Аравии например.

Риторика политиков и их предложения могут только усугубить ксенофобские настроения в обществе, сказал «Ведомостям» главный научный сотрудник Института социологии РАН Владимир Мукомель. Он напомнил, что еще даже неизвестно, что нападавшие были мигрантами. «Общество готово принять любые ограничительные меры. Никто не разбирается, мигрант ли это или российский гражданин, – важна этническая принадлежность. Выглядящие иными, отличающиеся от основного населения страны люди – рассматриваются как чужие», – пояснил Мукомель.

Согласно опросу ВЦИОМа 2023 г., почти половина россиян (47%) считают трудовую миграцию положительным явлением. Это более чем вдвое выше показателей опроса 2006 г. (21%).