Какие нарушения в сфере образования, науки и инноваций выявила Счетная палата

Контрольный орган рекомендовал повысить эффективность работы в этой сфере
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Счетная палата (СП) выявила ряд нарушений в сфере образования, науки и инноваций на 4,9 млрд руб., говорится в отчете контрольного органа об итогах работы за 2023 г. «Ведомости» ознакомились с его содержанием, подлинность документа подтвердил источник в нижней палате.

Анализ показал, что в целом по итогам 2019–2022 гг. достигнуты показатели, установленные федеральным проектом «Современная школа»: в эксплуатацию введено 853 объекта, рассчитанных на 501 158 мест, а также ликвидирована третья смена обучения в школах. Правда, объемы и темпы строительства общеобразовательных организаций не в полной мере обеспечивают потребности регионов в новых местах, отметили в СП.

Аудиторы также проанализировали мероприятия по созданию новых мест в школах путем сравнения суммы по заключенным Минпросвещения соглашениям и их кассовым исполнением. В 2020 г. по соглашениям было исполнено 45,9 млрд из 56,8 млрд руб., в 2021 г. – 61,7 млрд из 75,7 млрд руб., 2022 г. – 119,8 млрд из 123,8 млрд руб. Оценка за 2023 г. дана по состоянию на 1 октября: 82,3 млрд из 119,3 млрд руб.

СП рекомендовала внести в правила предоставления и распределения субсидий изменения (в том числе при расчете прогнозируемой потребности регионов в создании новых мест в школах), а также предложила иной подход к прогнозированию потребности в новых местах. Это необходимо, потому что существующие нормы не позволяют точно определять коэффициент потребности для допуска региона к отбору получателей субсидии.

15 января на встрече с президентом министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что программа строительства школ позволила ликвидировать третью смену. «На сегодняшний день порядка 15% – вторая смена», – указал он, добавив, что ежегодно капитально ремонтируют около 1500 школ. До конца 2024 г. 1300 школ планируется оснастить новым оборудованием.

Что такое НТИ

Национальная технологическая инициатива (НТИ) – это объединение представителей бизнеса и экспертных сообществ для развития в России перспективных технологических рынков и отраслей, которые могут стать основой мировой экономики в ближайшие 15–20 лет. Впервые об НТИ в России заговорили в 2013 г. К тому моменту в стране наметилось отставание по целому ряду важных направлений – от энергетики, робототехники и машиностроения до 3D-печати.
НТИ со временем обзавелась экспертным советом, фокусными рабочими группами, проектным офисом, Платформой НТИ, Олимпиадой и «Университетом 20.35». Процесс синхронизации инноваций и науки сконцентрирован в так называемых Центрах компетенций НТИ. Их задача – найти перспективный проект и обеспечить его воплощение на всех этапах. Сейчас действует 16 таких центров на базе российских вузов и научных организаций. Среди них МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, МИЭТ, СПбПУ, «Сколтех», ИТМО, «Иннополис», ДВФУ, ИБХ РАН, ИПХФ РАН.

Строительство новых школ напрямую зависит от целей, которые ставят перед собой регионы, будь то ликвидация третьей смены или сокращение второй, пояснила профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Третья смена была характерна для республик Северного Кавказа, где высокая рождаемость и активная урбанизация. По словам Абанкиной, ситуация со школами отличается не только по регионам, но и в сельской и городской местности. «В городских районах, особенно где жилье приобретается молодыми семьями в ипотеку, школ, как правило, не хватает», – указала она. В старых же районах с пятиэтажной застройкой, где остались в основном пенсионеры, а молодежь уехала, есть школы на 300–500 мест, которые недоукомплектованы.

В сфере аудита инновационного развития СП проверяла результативность использования средств федерального бюджета и оценивала результаты реализации в 2016–2022 гг. мероприятий Национальной технологической инициативы (НТИ).

Аудиторы пришли к выводу, что меры господдержки НТИ позволили создать объединения представителей бизнеса и экспертного сообщества для развития высокотехнологичных рынков. Всего было создано более 7600 новых или модернизированных продуктов, привлечено более 23 млрд руб. внебюджетного финансирования.

При этом СП выделила ряд проблем, которые могут сдерживать развитие высокотехнологичных рынков НТИ. Среди них отсутствие официальной статистики по объему рынков НТИ и механизма мониторинга дорожных карт рынков НТИ, недостижение показателей результативности мер поддержки в отдельные отчетные периоды. Аудиторы указали на недостаточное привлечение внебюджетного финансирования, несвоевременное выполнение мероприятий по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в этой сфере.

Директор Центра экономической географии и регионалистики Президентской академии Степан Земцов отмечает, что в стране в целом не налажен долгосрочный мониторинг финансирования НТИ-проектов. Из-за этого возникают вопросы к программам поддержки НИОКР и стартапов. «Подобные программы все равно нужны, без них не будет первого опыта, не будет будущих предпринимателей и молодых ученых», – добавил он.

«Ведомости» направили запросы в Минпросвещения и в Минобрнауки.