В РПЦ запустили школу блогеров для священников
Интернет-миссионеров призвали оставаться в русле официальной позиции ЦерквиСинодальный миссионерский отдел Русской православной церкви (РПЦ) запустил пилотный образовательный курс для священников – блогеров и миссионеров, рассказал «Ведомостям» председатель отдела, член Высшего церковного совета епископ Луховицкий Евфимий (Дмитрий Моисеев). «В планах отдела – сделать курсы для православных блогеров регулярными на базе одного из православных университетов или высших духовных учебных заведений», – сообщил он.
Первый набор из 10 человек прошел обучение с 29 января по 8 февраля, уточнила «Ведомостям» заведующая сектором образовательных программ Синодального миссионерского отдела Елена Фуфаева.
По словам епископа, обучение направлено в том числе на то, чтобы священники в своих блогах не теряли из виду главную цель своей деятельности в блогосфере – проповедь о Христе и тем самым смогли бы избежать излишнего погружения в нецерковную повестку. В целом же взгляды священника, которые он выражает в интернете, не должны противоречить официальной позиции РПЦ, считает Евфимий. «Он [блогер-миссионер] все-таки должен находиться в русле, скажем так, церковной позиции по тому или иному вопросу. Особенно если это вопросы, вызывающие большой резонанс в обществе», – сказал епископ.
Ключевой тезис, который был донесен до слушателей курса, – если блогер-миссионер хочет оставаться в каноническом поле, то он должен соотносить свои высказывания с позицией правящего архиерея (как с главным лицом, представляющим Церковь в соответствующем регионе) или как минимум поинтересоваться, что по этому поводу думает он или авторитетные священнослужители этой епархии, пояснил епископ. Сейчас, по его словам, в интернете распространено такое явление, как «нецерковные священники»: они выступают как священнослужители – в рясе, с крестом, но при этом нередко заявляют нецерковную позицию по целому ряду вопросов, очень часто не имея благословения своих правящих архиереев не только на соответствующие высказывания, но и на саму деятельность в блогосфере.
В случае Москвы, где правящим архиереем является патриарх и согласовывать те или иные позиции лично с ним очень затруднительно, через публичные выступления предстоятеля РПЦ понять его позицию несложно, считает епископ. Кроме этого в Церкви существуют структуры, которые отвечают практически за каждое направление церковно-общественного диалога.
В таких сообществах на профессиональном уровне обсуждаются темы, касающиеся в том числе вопросов взаимодействия Церкви и государства, войны или биоэтики, пояснил он.
Председатель Синодального миссионерского отдела также отметил, что в случае освещения дискуссионных вопросов, по которым в церковной среде наблюдаются разногласия, блогеры-миссионеры должны предоставлять своим зрителям или читателям аргументацию каждой из сторон. «Кто такой блогер? Это свободный журналист. А любой журналист должен донести адекватную информацию до своей аудитории. И если он видит, что по теме существует разброс мнений, значит, так и надо об этом сказать: вот есть люди, придерживающиеся разных взглядов по данному вопросу. Между ними идет острая дискуссия, полемика», – пояснил епископ.
Православных блогеров также учили техническим деталям: как настраивать свет для видео, записывать качественный звук, продвигать свои публикации в интернете, рассказала Фуфаева. Лекторами курсов были руководитель информационной службы московской городской епархии иерей Александр (Волков), ведущий телеканала «Спас» Андрей Афанасьев, исполнительный директор фонда «Фома-центр» Алексей Соколов, главный редактор портала «Приходы» Евгения Жуковская и др., перечислила она.
По мнению епископа, в случае заключения договора с партнерским вузом курсы православных блогеров могут быть запущены на регулярной основе уже в 2024 г. Сейчас этому не обучают в семинариях, православных университетах или академиях, отметил он. «Например, я подумал о кафедре теологии Московского государственного лингвистического университета [МГЛУ] <...> эти курсы можно было бы дополнить какими-то лекциями по культуре и, допустим, по риторике, элементарно по русскому языку», – сказал он. Духовные учебные заведения и православные университеты также могут проявить интерес к подобной образовательной программе, считает председатель Синодального миссионерского отдела. При этом епископ не исключает того, что вузы будут проводить курсы на коммерческой основе, для того чтобы оплатить труд преподавателей.
«Ведомости» направили запросы в МГЛУ, Российский православный университет и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Всплеск активности православных блогеров начался в пандемийный период конца 2021 – начала 2022 г., рассказал «Ведомостям» представитель Ассоциации блогеров и агентств (АБА). «Аудитория, которой интересны блогеры такого типа, в интернете была всегда. Но теперь для нее начали более активно производить контент», – пояснил он, отметив, что данный тренд будет продолжаться. Помимо этого православным блогерам стало легче найти свою аудиторию (см. инфографику), добавил представитель АБА. Православные телеканалы и блоги дали верующим возможность в период действия коронавирусных ограничений взаимодействовать с религией дистанционно. Это, по мнению епископа, в конечном счете отрицательно сказалось на уровне посещаемости богослужений: число прихожан в православных храмах пока еще не достигло допандемийного уровня.
В целом же обсуждать тему присутствия Церкви в новых медиа начали еще в 2016 г., напомнил руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. Более семи лет назад патриарх Кирилл призывал духовенство следить за стилем и содержанием своих речей в социальных сетях на VII Международном фестивале «Вера и слово».
В августе 2018 г. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ разработал рекомендации для священников-видеоблогеров, документ опубликован на сайте отдела, сказал «Ведомостям» его представитель. В нем, в частности, авторы советуют использовать актуальную новостную повестку для проповеди на видеоканале, а также инициировать собственный христианский дискурс. Также батюшкам предлагается разговаривать с целевой аудиторией «на одном языке», избегая при этом ненормативной лексики. При использовании трендовых тем и мемов в блоге следует ориентироваться на нормы пастырской этики и эстетики. Современные подходы, как следует из документа, могут стать культурным мостом и привести людей из виртуального мира в реальную приходскую жизнь.
«Ведомости» направили запрос в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ о том, планируется ли обновлять рекомендации 2018 г.
Лункин предполагает, что блогерские курсы созданы в том числе для того, чтобы осветить и популяризировать деятельность Синодального миссионерского отдела РПЦ. При этом Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ уже имеет свою развитую сеть Telegram-каналов, добавляет ученый. В своих блогах сотрудники социального отдела Церкви освещают деятельность добровольческих организаций и сестринств в епархиях, социальные проекты для бездомных, кризисные центры для матерей с детьми и наркозависимых, а также благотворительную деятельность в новых регионах, перечисляет Лункин.
«Прекрасно, что попблогерство растет и число священников, которые через интернет несут слово Божье, тоже растет», – сказал «Ведомостям» председатель комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете Москвы, директор школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе РПЦ протоиерей Игорь Фомин. При этом, по его словам, Церковь должна позаботиться о мирянах, предоставив им инструмент распознавания тех батюшек-блогеров, которых она рекомендует. Самих же священников нужно проверять на их соответствие догматическому учению Церкви, говорит он: «Это и священникам будет полезно, и мирян обезопасит от догматических фантазий».
«Очевидно, что священник должен действовать по благословению правящего архиерея, находиться с ним в контакте», – сказал «Ведомостям» настоятель Георгиевского храма в Нахабине Московской области иерей Павел (Островский). При этом священник может вести разные блоги, отметил он: высказываться как на богословские темы, так и на житейские: например, про воспитание детей. «Здесь возникает вопрос, должен ли священник [высказываясь на темы, не связанные с богословием] тоже спрашивать мнение архиерея», – сказал Островский.