Почти половина россиян удовлетворительно оценивают состояние соцобеспечения
Контролем за работой учреждений соцзащиты должны заниматься НКО, считают опрошенные гражданеТреть опрошенных россиян (35%) называют плохим состояние сферы социального обеспечения населения – помощи малоимущим, престарелым, домам инвалидов и приютам, еще 43% оценили его как удовлетворительное. Об этом говорится в результатах всероссийского опроса населения Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ (есть у «Ведомостей»). Опрос проводился методом личного интервью в 2023 г., в нем приняло участие 2002 человека старше 18 лет, проживающих в городах и селах.
Положительную оценку отечественной сфере соцобеспечения дали лишь 15% опрошенных. Оставшиеся 7% респондентов затруднились ответить на вопрос. В 2022 г. доля россиян, дававших позитивные оценки работе этой сферы, составляла 13%, в 2021 г. – 9%, говорится в исследовании.
Правительство совместно с регионами ведет работу по совершенствованию социальных услуг и процедур предоставления мер социальной поддержки, заявил «Ведомостям» представитель Минтруда. «Эта работа ведется с учетом мнения получателей услуг, экспертов, представителей общественных организаций», – сообщил он.
Большинство респондентов (86%) считают, что некоммерческие организации (НКО) способны помочь улучшить ситуацию в сфере соцобеспечения, 5% в это не верят, а 9% затруднились ответить.
У граждан и руководителей НКО расходятся оценки их роли. Граждане чаще видят роль НКО в контроле работы учреждений соцзащиты (43%, респонденты могли выбрать до трех вариантов ответов). Чуть реже (38%) опрошенные считают, что НКО должны выявлять реальные нужды социально незащищенных слоев населения и доводить их до властей.
В то же время почти три четверти руководителей НКО называют для себя эту задачу ключевой (73%), тогда как контроль для них находится на последнем месте по значимости (30%), следует из результатов онлайн-опроса представителей глав 975 российских НКО, проведенного центром в октябре – декабре 2023 г. Более востребованным и реалистичным направлением деятельности они видят привлечение волонтеров (62%).
НКО, выполняющие функции соцподдержки и защиты граждан, относятся к социально ориентированным НКО (СОНКО), если они имеют определенные организационно-правовые формы (фонд, общественная организация, автономная некоммерческая организация и др.) и учитываются в реестре СОНКО Минэкономразвития. Сейчас их в нем 51 317. Представитель пресс-службы ведомства сообщил «Ведомостям», что разделить их по видам деятельности и уточнить число организаций, задействованных в сфере соцподдержки, «не представляется возможным».
«Руководители некоммерческих организаций значительно реже, чем обычные граждане, готовы назвать состояние социального обеспечения плохим (23%), но и хорошим они его называют ненамного чаще (16%), больше склоняясь к удовлетворительным оценкам», – говорит директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.
Учреждения соцзащиты контролируют региональные органы исполнительной власти в области социального обслуживания населения: например, в столице это департамент труда и социальной защиты, департамент здравоохранения, сказала «Ведомостям» юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова. Если в Москве, где на эти цели выделяется достаточное финансирование, люди получают услуги высокого качества, то в некоторых регионах граждане сталкиваются со сложностями в получении положенных выплат и специализированной помощи, продолжила она. Нередко это происходит еще и из-за громоздких бюрократических процедур, необходимости соблюдать множество разных требований, пояснила Волкова.
Директор центра помощи бездомным и людям в трудной ситуации «Дом друзей» Лана Журкина считает, что самая большая проблема в работе государственных соцучреждений – это их закрытость. При этом, по ее мнению, НКО не должны контролировать деятельность этих организаций. Она считает, что главная цель некоммерческого сектора – увидеть проблему и понять механизмы ее решения. «НКО – это глаза и руки государства в тех сферах, куда оно еще не дошло либо пока слабо понимает, что с этим делать», – сказала она «Ведомостям». У НКО также получается выявлять граждан в трудной жизненной ситуации лучше, чем у госструктур. Помимо этого люди доверяют НКО, добавил президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр Айгистов. Он также отметил, что именно с инициатив НКО начались многие изменения в жизни россиян. Например, по его словам, в НКО были придуманы многофункциональные центры, начали отменять роуминг. «Даже доктрину информационной безопасности России писали представители НКО», – сказал он «Ведомостям».