Общественники жалуются на сокращение учебных часов по обществознанию
Количество часов в предметной области не изменитсяВходящие в профсоюз «Учитель» преподаватели готовят петицию на имя главы Минпросвещения Сергея Кравцова, так как ведомство хочет убрать обществознание из школьный программы 6–8-х классов. Об этом рассказал «Ведомостям» сопредседатель профсоюза Всеволод Луховицкий. Организация представляет интересы учителей из 24 регионов, включая Москву, Московскую, Вологодскую, Свердловскую области и Санкт-Петербург.
Обращение, по словам Луховицкого, скорее всего, будет опубликовано в течение недели. Сопредседатель профсоюза считает, что петицию также поддержат родители, заинтересованные в сохранении качества обществоведческого образования.
Сейчас обществознание преподается в 6–11-х классах. Согласно проекту приказа Минпросвещения, опубликованному 22 февраля на портале нормативных правовых актов, предлагается сохранить урок только в 9–11-х классах, но с сокращением отведенного на него времени. В частности, из 136 часов, отводимых на обществознание в 6–9-х классах, оставить 34 часа лишь в 9-м классе. В 10-м классе на предмет будет отводиться по 1 часу еженедельно вместо двух. Программу 11-го класса, которая предусматривает два урока в неделю, корректировки не затронут.
За счет этих изменений, как уточнил представитель Минпросвещения, ведомство предлагает увеличить в школьной программе количество уроков истории – с 340 до 476 часов.
Больше истории
За счет сокращения часов по обществознанию Минпросвещения предлагает увеличить количество уроков истории в 5–8-х классах с двух до трех в неделю. В 5–7-х классах появится модуль «История нашего края», следует из проекта приказа. В 5-х классах на него предлагается отводить 34 часа, а в 6–7-х – по 17 часов. В 8-м классе планируется увеличить число часов, отведенных на изучение всеобщей истории, с 23 до 34, истории России – с 45 до 68. Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что из-за этого возрастет нагрузка на учителей: они должны будут разрабатывать программу и план уроков по регионоведению в составе истории.
ОГЭ по истории сдают около 8% девятиклассников, в то время как по обществознанию – больше половины, сказал «Ведомостям» старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии Борис Илюхин. В последние два года обществознание стало самым выбираемым предметом для сдачи ОГЭ, следует из данных Рособрнадзора. Например, в 2023 г. его собирались сдавать более 836 000 школьников примерно из 1,5 млн зарегистрировавшихся на ОГЭ, в 2022 г. – 776 000. По мнению Илюхина, увеличение часов по истории за счет обществоведческих уроков может существенно сказаться на знаниях школьников.
Представитель Минпросвещения, впрочем, заверил, что у школьников не возникнет трудностей со сдачей ОГЭ по обществознанию в 9-м классе: экзамен будет адаптирован под обновленный курс. Из демонстрационного варианта ЕГЭ по обществознанию 2024 г., например, уже убрали темы «Демократия», «Гражданское общество и государство», «Международное право» и «Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба», говорится в документе, опубликованном на сайте Федерального института педагогических измерений.
Обществознание состоит сразу из нескольких наук, включая философию, политологию, социологию и культурологию, сказал Луховицкий. Именно 7–8-е классы – это время, когда дети открыты разным идеям и формируют свое представление о мире, отметил он. После сокращения часов обществознание станет скорее обзорным курсом, считает заведующий кафедрой социальных наук школы «Новый взгляд» Даниил Перхулов. Например, экономические темы сузили до основ финансовой грамотности, привел пример он. При предлагаемом количестве уроков на одну тему максимально можно выделить 14 минут, что противоречит трендам развития современного общества, когда наличие финансовой и правовой грамотности – это базовые требования к выпускнику школы и гражданину, резюмировал Перхулов.
Каждый россиянин, согласно ст. 43 Конституции, должен получить основное общее образование (9 классов) с расчетом на то, что потом он может пойти в колледж или техникум, напомнила профессор кафедры методики преподавания истории, обществознания и права Института гуманитарных наук МГПУ Анастасия Половникова. При этом в предложенной министерством программе не уделяется время для изучения права, продолжила она. Это может привести к тому, что дети до 16 лет вообще ничего не будут знать о правовых механизмах и юридической ответственности.
Представитель Минпросвещения сообщил «Ведомостям», что содержание предмета обществознание сохранится, включая изучение правовых основ и основ государства, а также гражданского общества. Обществоведческие часы перераспределят внутри предметной области «Общественно-научных дисциплин» (обществознание, история и др.), так что сокращения объема получаемых знаний не произойдет, не вырастет и нагрузка на школьников, заключил он.
«В условиях усиления суверенности российской системы образования решение этой задачи возможно только через изучение взаимосвязей между текущим этапом развития общества и событиями того или иного исторического периода, – заявили в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». – С этим связано увеличение количества учебных часов на изучение истории и уменьшение количества учебных часов на изучение обществознания».