Законопроект о лишении статуса уехавших из России адвокатов Госдума примет 20 февраля
Основанием для его разработки стала «деятельность, направленная на подрыв доверия к институту адвокатуры»В Госдуме предложили лишать статуса уехавших за границу (на срок более года) или получивших ПМЖ защитников по решению совета адвокатской палаты региона. «Ведомости» ознакомились с пакетом поправок, которые комитет Госдумы по госстроительству одобрил 12 февраля, рассматривая изменения в закон об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Выезжать на длительный срок после корректировки ст. 17 закона об адвокатуре без лишения статуса можно будет для лечения или обучения, а также сопровождения членов семьи, которые едут за границу для исполнения трудовых или иных обязанностей «и по иным уважительным причинам». Список этих «иных уважительных причин» не приводится.
Совет адвокатской палаты региона не может отменить решение о лишении статуса. Уполномочена это сделать Федеральная палата адвокатов (ФПА), направив в территориальный орган юстиции уведомление для внесения сведений в Единый государственный реестр адвокатов.
Комитет по госстроительству поддержал поправки, сказал «Ведомостям» его первый зампред Даниил Бессарабов («Единая Россия»), ведь инициатива связана с «наведением порядка в этой сфере». По его словам, «адвокат не свободный художник»: «У него есть отношения с палатой, коллегией. У него есть обязанности иногда осуществлять бесплатную юридическую помощь, т. е. быть адвокатом по назначению. И когда адвокат теряет связь со своей палатой и не выполняет свои обязанности, то может быть поставлен вопрос о лишении его статуса».
Инициатива, корректирующая закон об адвокатуре, была внесена в Госдуму 22 февраля 2023 г. В первом чтении законопроект был принят 12 апреля 2023 г.
С тех пор он лежал без движения. Изначально инициатива ужесточала требования к тем, кто претендует на адвокатский статус, и вводила Единый госреестр адвокатов.
ФПА принимала участие в подготовке поправок, но не была инициатором этой поправки ко второму чтению, «скорее наоборот», оговаривается вице-президент ФПА Олег Баулин. «Если говорить о причинах нововведения, то, наверное, политические цели принятия поправки подразумеваются», – отметил он.
По словам Баулина, в заключении правкомиссии по законопроектной деятельности к поправкам речь идет не просто об адвокатах, которые уехали из России, а в качестве отдельной позиции подчеркивается, что эти адвокаты осуществляют деятельность, направленную «на подрыв доверия к институту адвокатуры».
Баулин так описывает механизм применения нормы: квалификационная комиссия (в нее входят адвокаты, представители законодательного органа субъекта, органа юстиции и судов) будет выносить заключение, а дальше совет адвокатской палаты региона примет решение. «Совет может согласиться с комиссией или нет. Будут учитываться уважительные причины», – говорит он.
Причем Баулин подчеркивает, что норма не будет распространяться на тех, кто ведет дела на территории другого государства по поручению доверителей, защищая гражданина России, или если государство собрало группу адвокатов для защиты чьих-либо интересов.
«То есть запрета на занятие профессиональной деятельностью применение этой поправки не влечет. Чтобы норма начала действовать, адвокат должен, по сути, бросить российскую адвокатуру – он должен утратить связь со своей адвокатской палатой, не соблюдать российское законодательство и Кодекс профессиональной этики, перестать быть налоговым резидентом России и др.», – уверен Баулин.
Статистики по уехавшим адвокатам нет, но, скорее всего, их несколько сотен, полагает Баулин.
Точное число уехавших из России адвокатов не известно, никаких специальных реестров или обязательств уведомлять власти России не существует, подтверждает адвокат Евгений Смирнов, который сам работает из-за рубежа. «Поэтому практики массового лишения уехавших адвокатов статуса не будет. Норма будет использоваться в отношении конкретных представителей профессии после персонального сбора в отношении них информации», – считает он. Под угрозой могут оказаться не только те, кто покинул страну по политическим основаниям, но и пул адвокатов, оказывающих услуги бизнесу, полагает Смирнов.
В случае если закон будет принят, то в качестве последствий можно ожидать лишения статуса адвоката граждан, уехавших жить за границу на срок более года, отмечает партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. «Но вряд ли это затронет большое количество адвокатов, поскольку чаще всего адвокаты предпочитают работать в России, не говоря уже о том, что статус российского адвоката за рубежом не столь же высокой ценности с точки зрения ведения профессиональной деятельности в стране пребывания», – указывает он.
Сам по себе законопроект выглядит очень своеобразно, подчеркивает Клеточкин: «У нас в стране Конституцией гарантировано право граждан на свободу перемещения, в том числе за границу. Почему возможность сохранения статуса адвоката связывается с длительностью поездки, совершенно непонятно. Лишать адвоката статуса надо за конкретные действия, а не за сам факт нахождения за границей».
Второе чтение запланировано на 20 февраля.