19 000 иностранных абитуриентов ежегодно хотят изучать медицину в России

У вузов пока не хватает материально-технических возможностей, чтобы принять всех желающих
Евгений Леонов / ТАСС
Евгений Леонов / ТАСС

По линии Россотрудничества на 2023/24 учебный год поступило 19 430 заявок от иностранцев на обучение по медицинским специальностям в России, рассказал «Ведомостям» представитель пресс-службы агентства. На 2024/25 учебный год таких заявок уже 19 414. При этом ежегодно Россотрудничество выдает около 3000 направлений на учебу.

31 января замглавы Россотрудничества Павел Шевцов заявил журналистам, что для иностранных студентов в топе приоритетов обучение по медицинским специальностям в России. «К сожалению, мы вынуждены ограничивать это направление подготовки, так как есть сложности с точки зрения материального оснащения. Если бы мы могли, взяли бы всех, но не имеем возможности», – добавил он.

Представитель пресс-службы Минздрава сообщил «Ведомостям», что всего в 2023 г. на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в подведомственные медицинские вузы поступило более 16 000 иностранных граждан из 107 государств.

Проректор РУДН по международной деятельности Лариса Ефремова рассказала «Ведомостям», что в 2023 г. вуз принял на обучение по медицинским специальностям около 1300 иностранных граждан. Большинство из поступивших иностранцев – из Ирана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии, Сирии, Ливана, Узбекистана и Нигерии.

В 2023 г. в РНИМУ им. Н. И. Пирогова приняли 337 иностранцев, хотя поступило 822 заявления на разные формы обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура, ординатура), рассказал представитель пресс-службы вуза. Среди лидеров тут также Иран (зачислили 334 человека из 670 подавших заявления), 20 человек из Белоруссии (зачислен один) и 19 – из Киргизии (зачислили двоих). На направление «лечебное дело» в НИЯУ МИФИ в 2023 г. поступили 29 иностранных студентов из Турции, Индии, Ганы, рассказал «Ведомостям» представитель пресс-службы вуза. Обучение ведется на английском языке, уточнили в вузе. Представитель пресс-службы Рязанского медуниверситета рассказал, что в 2023 г. к ним поступили 467 иностранных студентов из Индии, Марокко, Египта и Туркмении, в 2022 г. – 221.

Евгений Леонов / ТАСС

Для каждого абитуриента в соответствии с требованиями Минздрава нужна материально-техническая база: симуляционные центры, пособия для обучения, а также специальные приборы, напомнила директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. «Обучение медиков обходится очень дорого – у них должна быть практика, доступ к клиническим базам, симуляционные центры. Это помимо общежития и языковых курсов для иностранцев», – добавила она.

Большинство иностранных студентов-медиков после завершения обучения возвращаются в свои страны, отмечает экс-министр здравоохранения Нижегородской области ​​Давид Мелик-Гусейнов. За обучение чаще всего платит либо государство, либо работодатели, которые ждут выпускников обратно. «Есть студенты, которые в период обучения обзаводятся семьями, обязательствами в России. Около 15% остаются у нас, в Нижегородской области есть такие студенты даже в районных центрах», – указал он. По словам Мелик-Гусейнова, за время его работы в министерстве он не видел жалоб в адрес врачей-иностранцев, наоборот, граждане обычно поддерживают их.

В Иране большой конкурс на поступление в медвузы и мало бюджетных мест, пояснил младший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Станислав Лазовский. Россия в глазах иранских студентов воспринимается как часть Европы, поэтому они едут сюда получать образование для повышения своей привлекательности на рынке труда: бывает, что, вернувшись в Иран после обучения, студенты сразу открывают стоматологические кабинеты и клиники. В России есть квоты для иностранных студентов, а также стипендии и возможность получить бесплатное общежитие. «Влияет и политическое сближение стран сейчас, поэтому число студентов из стран Ближнего Востока будет только увеличиваться», – уточнил он.

Образование в странах постсоветского пространства идеально и для индийцев по соотношению «цена – качество», напоминает руководитель Центра Индотихоокеанского региона ИМЭМО РАН Алексей Куприянов. По его словам, для них продолжает действовать «позитивный флер» советских времен. «Медицинское образование в России в восприятии индийцев чуть менее статусное, чем на Западе, но оно гораздо дешевле. При этом в целом особой разницы между российской и западной медициной они не видят», – говорит эксперт.