Публичный доступ к данным о блокировках сайтов будет закрыт

Проверить, почему Роскомнадзор принял то или иное решение, будет нельзя
Евгений Разумный и Андрей Гордеев / Ведомости
Евгений Разумный и Андрей Гордеев / Ведомости

Роскомнадзор (РКН) предложил закрыть доступ к публичной информации о требованиях Генпрокуратуры по блокировке сайтов в интернете. Об этом говорится в проекте приказа службы, опубликованном на портале нормативных правовых актов. Первым на него обратил внимание «Коммерсантъ».

В случае принятия проекта у пользователей пропадет возможность проверять наличие требований Генпрокуратуры о необходимости удалить запрещенный контент. Из реестровой записи о блокировке, инициируемой Генпрокуратурой, предлагается убрать номер требования, также операторы смогут не публиковать на страницах-«заглушках» основания блокировки. Поправки предлагается внести в порядок функционирования информационной системы взаимодействия, через которую операторы получают данные о заблокированных сайтах.

18 октября 2023 г. Госдума приняла законопроект о блокировке онлайн-ресурсов с призывами к финансированию вооруженных сил Украины в условиях спецоперации. Генпрокурор РФ и его заместители могут обращаться в РКН для оперативной блокировки подобных публикаций. 17 ноября того же года правительство разрешило РКН блокировать сайты с информацией о способах обхода блокировок, следует из постановления кабмина. В Единый реестр запрещенной информации теперь можно вносить сервисы, где содержатся сведения «о способах, методах обеспечения доступа к информационным ресурсам и (или) информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории РФ».

Более десятка государственных ведомств имеют право инициировать блокировку интернет-ресурсов, указал профильный эксперт Артем Козлюк. Помимо Генпрокуратуры и МВД это Росмолодежь, ФНС, ФССП и др. Козлюк отмечает, что новый проект РКН де-юре сделает то, что происходит де-факто: ведомство с 2022 г. не публикует данные о внесении ресурсов в реестр запрещенных по требованию Генпрокуратуры. Это касается, в частности, ресурсов по дискредитации вооруженных сил РФ и экстремизму.

Что блокируют чаще всего

Больше всего блокировок в 2023 г. пришлось на пронаркотический контент, писали «Ведомости» 16 января. Был ограничен доступ более чем к 104 000 «наркотических» интернет-страниц, это на 25% больше, чем в 2022 г. (78 800). Помимо того, в сети было заблокировано 51 200 материалов экстремистской направленности, говорится в статистике Роскомнадзора. Также служба ограничила доступ к 26 300 интернет-страницам, содержащим детскую порнографию, 19 300 материалам с пропагандой ЛГБТ (одноименное движение признанно экстремистским и запрещено в РФ) и 13 000 ресурсов с суицидальным контентом, следует из данных ведомства.

«РКН заменяет это пробелом – «госорган не назван». Это происходит уже 1,5 года», – поясняет эксперт. РКН и ранее не публиковал много данных, по которым можно было бы узнать причину блокировки сайтов Генпрокуратурой – указывался только номер и дата принятия решений. По номеру решения можно было только сопоставить, какие блокировки ранее проходили по этому же номеру, заключил он.

Управляющий партнер АБ «Жданов, Койда, Рубальский и партнеры» Олег Койда подчеркнул, что информация об основаниях блокировки затрагивает права и свободы владельца сайта. Часть 2 статьи 24 Конституции обязывает органы государственной власти обеспечивать каждого возможностью ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, уточнил он. Из-за этого может возникнуть вопрос о правомерности такого ограничения в отношении владельцев сайтов и хостинг-провайдеров.

Такое изменение, как считает Койда, усложнит положение граждан, которые хотят оспорить блокировку интернет-сайта, но не сделает обжалование невозможным. «Альтернативным способом узнать подробности причины блокировки сайта и реквизитов требования прокуратуры может быть направление адвокатского запроса в РКН. Адвокат может запросить реквизиты и основания блокировки», – заключил он.

Управляющий партнер Key Consulting Group Анастасия Зыкова отметила, что данная категория не относится к информации, ограничение доступа к которой недопустимо. В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») доступ не может ограничиваться к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, к информации о состоянии окружающей среды, о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также к информации архивных документов и др.

«Ведомости» обратились с запросом в РКН.