Конституционный суд принял к рассмотрению дело о домашнем насилии
Нормы УПК не обеспечивают настоящей защиты пострадавших, считает заявительницаКонституционный суд рассмотрит жалобу 59-летней москвички Галины Баскаковой. Она оспаривает нормы Уголовно-процессуального кодекса (УПК), которые, по ее мнению, не вполне обеспечивают защиту пострадавших от домашнего насилия и не гарантируют справедливого возмездия для агрессоров. «Ведомости» ознакомились с заявлением Баскаковой. Ее интересы представляет Консорциум женских неправительственных организаций.
Из материалов дела следует, что женщина неоднократно подвергалась побоям со стороны экс-супруга. Правоохранительные органы изначально отказывались возбуждать уголовное дело по ст. 116 УК (побои), за несколько лет обращений ей удалось добиться лишь административного наказания для мужчины: в 2019 г. он получил штраф по ст. 6.1.1 КоАП (побои).
После этого Баскакова вновь вынуждена была обращаться в правоохранительные органы в связи с применением насилия со стороны бывшего супруга. Но возбуждения уголовного дела не последовало, так как удары, по оценке полиции, не повлекли существенного вреда здоровью. В 2021 г. мужчина был привлечен по ст. 116.1 УК за нападение на их общую с Баскаковой несовершеннолетнюю дочь. Он был приговорен к 120 часам обязательных работ и выплате 10 000 руб. пострадавшим. Баскакова обжаловала этот приговор, сочтя наказание несоразмерным.
Теперь пострадавшая оспаривает несоответствие Конституции норм ст. 20 (виды уголовного преследования), 31 (подсудность), 147 (возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения) и 318 (возбуждение уголовного дела частного обвинения) УПК, как не обеспечивающих эффективного расследования случаев домашнего насилия. Баскакова убеждена, что нынешняя система недостаточно защищает жертв от агрессоров, поскольку даже на протяжении расследования потерпевшим приходится постоянно контактировать с их обидчиками (допросы, дача показаний и т. д.).
Какие решения КС уже выносил по домашнему насилию
В 2021 г. КС уже рассматривал вопрос о неконституционности норм, касающихся регулирования в сфере борьбы с домашним насилием. Тогда суд признал статью 116.1 УК не соответствующей Конституции в той мере, в которой она не обеспечивает защиту от насилия в случае, когда побои нанесены лицом, имеющим судимость за насильственное преступление, но не подвергнутым административному наказанию. «То есть если лицо, уже имевшее судимость по ст. 116.1 УК, вновь наносило побои жертве, его не привлекали к уголовной ответственности, поскольку данное лицо обязательно должно было быть подвергнуто сначала наказанию в административном порядке», – пояснила она. В 2022 г. были внесены изменения в УК, которые предусматривают, что как административная ответственность, так и судимость за преступление позволяют привлечь лицо к уголовной ответственности по ст. 116.1 УК.
Партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов в беседе с «Ведомостями» подтвердил, что действительно правоохранители и мировые суды часто отказываются возбуждать данную категорию дел – это вызывает сложности у потерпевших. «Проблема таких преступлений заключается в том, что считается, будто потерпевшие и правонарушители склонны мириться», – отметила семейный адвокат Черноморской коллегии адвокатов Евгения Лисова.
Руководитель практики уголовно-правовой защиты юридической компании «Институт УДО» Игорь Ивлев согласен с коллегой в том, что такие истории очень часто не доходят до суда именно из-за психологических аспектов. Он считает, что законодателю необходимо внести изменения и в УК, и в УПК, признав дела о преступлениях, предусмотренных ст. 116 УК, делами публичного обвинения, а следовательно, изменить порядок их возбуждения и расследования. «Законодатель полностью возложил ответственность за спасение от домашнего насилия на самих потерпевших. Кроме того, достаточно мягкая мера ответственности зачастую не останавливает агрессора», – подчеркнул адвокат.
Декриминализация домашнего насилия в 2017 г. привела к тому, что агрессоры фактически не несут наказания, а пострадавшие продолжают страдать от их нападок, сказала «Ведомостям» юрист Алена Попова (признана в России иностранным агентом). «Даже если пострадавшей удается добиться возбуждения дела, первые побои заканчиваются штрафом в 5000 руб., который платится зачастую из семейного бюджета, ведь супруги не успели развестись. Агрессоры платят штраф и продолжают применять насилие», – указала она.
Борьба с домашним насилием – одно из направлений законодательства, требующих развития и совершенствования, убеждена управляющий партнер Key Consulting Group Анастасия Зыкова. «Статистические данные о количестве женщин, подвергшихся домашнему насилию, неутешительны, а защита жертв домашнего насилия усилиями общественных организаций недостаточна и однозначно требует лучшего законодательного регулирования», – заявила юрист.
В подготовке статьи участвовала Екатерина Гробман