Почти две трети регионов планируют закупить беспилотники для школ

В 2023 году были размещены тендеры на покупку дронов на 1,2 млрд рублей
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Школы и колледжи из 52 регионов (61% от общего числа субъектов РФ) в прошлом году разместили на сайте госзакупок тендеры на приобретение беспилотных летательных аппаратов для образовательных целей на сумму 1,2 млрд руб., подсчитали для «Ведомостей» эксперты поисково-аналитической системы по управлению тендерами «Тендерплан». На конец 2023 г. из 270 объявленных процедур госзакупок было завершено чуть больше половины (142) на общую сумму 452,3 млн руб. Еще 12 тендеров на 23,5 млн руб. отменили сами заказчики.

С апреля по октябрь 2023 г. учебные заведения ежемесячно публиковали тендеры на общую сумму не более 128 млн руб., а в ноябре и декабре было объявлено 29 и 23 конкурса на 248 млн и 246 млн руб. соответственно. Всплеск интереса образовательных учреждений к закупке дронов произошел после публикации 15 ноября 2023 г. проекта приказа Минпросвещения. Согласно этому документу, который пока не утвержден, в программе урока по основам безопасности и защиты Родины может появиться модуль по изучению боевого применения беспилотников.

Кроме того, Минтруд 17 января опубликовал вариант плана реализации пилотного проекта по непрерывной подготовке специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Это совместный документ нескольких министерств, включая Минобрнауки, Минпросвещения и Минпромторг. Документ должен утвердить перечень возможных наименований профессий рабочих, должностей служащих в сфере беспилотных летательных аппаратов. Программа рассчитана на пять лет – с 2024 по 2029 г.

Среди регионов – лидеров по сумме размещенных закупок Башкирия (14 тендеров на 411,5 млрд руб.), Москва (37 тендеров на 181,5 млрд руб.) и Чечня (один тендер на 74,1 млрд руб.). Столица закупила для колледжей четыре соревновательных полигона и более 200 квадрокоптеров различных модификаций, сообщала 16 января заммэра Москвы Анастасия Ракова. Ежегодно практиковаться в управлении беспилотниками, которые применяют в различных отраслях экономики, будет почти 900 студентов.

Андрей Гордеев / Ведомости

Учебные заведения начали закупать комплексы для обучения по использованию беспилотников еще до инициативы Минпросвещения, отмечает коммерческий директор компании «Лаборатория будущего» Павел Камнев. Причем они приобретали не только сами дроны, но и целые учебные классы с мебелью, трассами, компьютерами и т. д. «Объем закупок в 1,2 млрд руб. я не назвал бы большим, потому что в рамки этих поставок были включены и сами учебные классы, и оборудование. Стоимость самих дронов ориентировочно составила 30–40% от данной суммы», – отметил он.

Камнев подчеркивает, что не все регионы приняли активное участие в закупочном процессе и, скорее всего, со II квартала 2024 г. можно ожидать вторую волну тендеров на оборудование для организации учебных классов перед новым учебным годом.

Ставка на беспилотники

В июне 2023 г. правительство утвердило стратегию развития беспилотных авиационных систем (БАС) до 2030 г. Согласно ей, в стране должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских БАС. Рост российского рынка БАС, согласно прогнозу правительства, должен составить около 1 млн единиц в год к 2035 г., а рыночная доля отечественных производителей постепенно должна вырасти с 50 до 80%. Кроме этого, создан нацпроект по развитию беспилотников. Президент Владимир Путин во время открытого урока «Разговор о важном» 1 сентября заявил, что отрасль развивается очень быстро, а 1 млн специалистов, которых планируется подготовить до 2030 г., может не хватить.

Эксперт рынка НТИ «Аэронет» Алексей Рабин считает, что сумма в 1,2 млрд руб. на закупку беспилотников для школ является довольно значительной. При этом точное количество моделей беспилотников для обучающих целей, которые могут быть приобретены за эту сумму, зависит от конкретных моделей, их характеристик и стоимости.

Изучение и использование беспилотных технологий, по словам Рабина, зависят от конкретных потребностей и возможностей каждого города, а не только от его размера. «Меньшие города также могут найти применение для беспилотных систем, например в области доставки товаров, мониторинга транспортной инфраструктуры или охраны территории», – указывает эксперт. С развитием технологий и уменьшением стоимости беспилотных систем их использование становится доступнее для более широкого круга городов, добавил Рабин.