Новую программу школьных уроков технологии сформируют к марту 2024 года

В Госдуме настаивают на раздельном обучении мальчиков и девочек
Наталья Чернохатова / ТАСС

Новая образовательная программа для уроков труда (в некоторых школах дисциплина называется «технология») будет утверждена Министерством просвещения к марту 2024 г., рассказала «Ведомостям» глава думского комитета по просвещению Ольга Казакова («Единая Россия»). Подготовку обновленной программы в ближайшее время обсудят на площадке комитета Госдумы, после ее одобрения начнутся расчеты по приобретению необходимого оборудования для занятий и работа с педагогами, добавила она.

Уроки труда для учеников начальных и средних классов по всей России станут обязательными с 1 сентября 2024 г., соответствующий закон 19 декабря подписал президент Владимир Путин.

Сейчас в школах нет унифицированной программы: в одних учебных заведениях дети осваивают социально-бытовые навыки, в других – исключительно робототехнику, говорит Казакова. По ее словам, не исключено разделение учебного курса по группам – отдельно для мальчиков и девочек. Обсуждается изучение кулинарии, шитья, навыков работы с инструментами для дома, проектно-чертежных работ, робототехники, перечислила она. «Во многих школах сохранилась эта практика [разделения по полам], и она дает хорошие результаты. Ведь девочки в будущем станут мамами, мальчики – отцами. И мужская, и женская роль, функция в семье тоже определяется нашими родными традициями», – пояснила Казакова. Девочек надо «учить варить борщ, потому что надо заботиться о будущем муже», а мальчики должны получить навыки трудолюбия, чтобы стать опорой для своей будущей жены, говорил в ходе обсуждения поправок в закон об образовании председатель Госдумы Вячеслав Володин. «Ведомости» направили запрос в Минпросвещения.

Идея раздельного обучения по данному предмету была распространена в советской школе, напомнил «Ведомостям» доцент Института образования НИУ ВШЭ Алексей Обухов. Задача предмета – позволить каждому школьнику освоить первичные бытовые навыки самообслуживания, а в ряде случаев дать предпрофессиональный опыт. При этом сейчас ответить на вопрос, что должен уметь только мальчик, а что только девочка, непросто, отметил Обухов. «Совершенно не понятно, на основе каких вводных, кроме не очень осознанного стереотипа из прошлой социально-исторической эпохи, в изменившемся обществе, которое достигло давно желаемого равенства полов в труде и образовании, предлагается сделать раздельные уроки труда», – сказал он. Более целесообразным ему кажется сделать раздельными уроки физкультуры, которые сейчас ведутся в смешанном формате.

Уклон на получение профессиональных навыков на уроках труда может быть полезен для школьников, которые находятся в поиске себя и учреждения следующей образовательной ступени, говорит профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Но препятствием для изучения основ программирования и робототехники является глубокая дифференциация между школами в части оснащения кабинетов труда и квалификации преподавателей. «Что реалистично для одних, то невозможно для других», – сказала она, отметив, что значимых инвестиций в создание современных классов для уроков труда пока не было.