ТВ-рейтинг новогоднего обращения Путина стал рекордным за последние пять лет
Россиянам было интересно узнать его мысли накануне президентских выборов в 2024 году, считают экспертыТрансляция новогоднего обращения президента Владимира Путина 31 декабря 2023 г. на 27 телеканалах собрала у экранов 46,6% (рейтинг) россиян старше четырех лет, проживающих в городах с населением более 100 000 человек. Такие данные предоставила «Ведомостям» исследовательская компания Mediascope. При расчетах, как уточнили в медиаизмерителе, учитывался домашний и дачный просмотр.
Показатель стал рекордным за последние пять лет. В 2019 г. ТВ-рейтинг (среднее количество смотревших трансляцию, выраженное в процентах от всего населения) новогоднего обращения президента достиг 44% (трансляция велась на 28 каналах), в 2020 г. – 45,5% (28 каналов), в 2021 г. – 45,1% (26 каналов), в 2022 г. – 44,6% (27 каналов, добавился «Соловьев Live»).
В своем новогоднем обращении в 2023 г. Путин подчеркнул, что граждан страны всегда объединяла и объединяет судьба Отечества. Президент отметил, что россияне гордятся военнослужащими, которые участвуют в военной операции на Украине. Кроме того, Путин напомнил, что 2024-й объявлен Годом семьи: «А настоящая большая семья – это, безусловно, та, где растут дети, где царят внимание, душевная теплота и забота о родителях, любовь и уважение друг к другу».
Больше всего зрителей трансляцию смотрело на «Первом канале», указано в данных Mediascope: ее рейтинг составил там 15%, а доля (среднее количество зрителей трансляции, выраженное в процентах от числа тех, кто находился в конкретный момент у экранов телевизоров) – 32,8%. На 2-м месте – «Россия 1» (входит в ВГТРК): рейтинг обращения президента на этом канале достиг 11,3%, доля – 24,7%.
Третью позицию занял ТНТ (входит в «Газпром-медиа») с рейтингом 4% и долей 8,7%. На 4-м и 5-м местах оказались каналы НТВ (входит в «Газпром-медиа»; рейтинг – 3,8%, доля – 8,4%) и СТС (принадлежит «Национальной медиа группе»; рейтинг – 3,3%, доля – 7,1%) соответственно.
При этом лидером по телесмотрению за полные сутки 31 декабря 2023 г., согласно данным Mediascope, оказался телеканал «Россия 1». Его рейтинг составил 4,8%, а доля – 21,7%. Вторым стал «Первый канал»: рейтинг – 3,3%, доля – 14,9%. Замыкает тройку лидеров СТС с рейтингом 1,8% и долей 8,3%. 4-е место занял ТНТ (рейтинг – 1,7%, доля – 7,7%), 5-е – НТВ (рейтинг – 1,6%, доля – 7,1%).
Интерес к новогоднему обращению Путина вырос, поскольку людям важно знать его мысли перед выборами, считает политолог Александр Немцев. Россияне понимают, что Путин – основной кандидат, и им интересно его мнение об уходящем годе, в том числе в связи с продолжающейся военной операцией, говорит он.
По мере приближения выборов закономерно увеличивается интерес к различным медиаформатам, в первую очередь к тем, в которых принимает участие глава государства, согласен председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
Костин также добавил, что в 2023 г. внешнее давление на страну в связи с боевыми действиями выросло, в том числе усилились обстрелы российских городов. «В обращении люди ожидали не только услышать от президента традиционное поздравление и оценку ситуации в стране, но и получить от него подтверждение, что все текущие проблемы возможно преодолеть», – пояснил он.
Лидерство «Первого канала» по телесмотрению новогоднего обращения президента в крупных городах директор Института современных медиа Кирилл Танаев объяснил «данью традиции».
«Многие россияне включают телевизор в Новый год специально для того, чтобы посмотреть обращение президента. И по традиции они нажимают именно «первую кнопку», – резюмировал он.