Депутаты хотят запретить СМИ освещать подробности преступлений подростков

Это может провоцировать к копированию их действий, считают в Госдуме
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Депутаты внесли в Госдуму межфракционный законопроект, запрещающий показывать в СМИ сцены жестокости, физического или психического насилия, происходящие во время совершения подростками и детьми преступлений. Документ опубликован на сайте нижней палаты.

Среди его авторов 12 депутатов, в числе которых вице-спикер нижней палаты Владислав Даванков (фракция «Новые люди»), председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР), председатель ГД по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина (КПРФ), первый зампредседателя комитета ГД по контролю Дмитрий Гусев («Справедливая Россия – За правду»), а также сенатор Елена Афанасьева.

Изменения предлагается внести в ст. 4 закона «О средствах массовой информации», дополнив ее десятым пунктом следующего содержания: «Запрещается демонстрировать в новостных телепрограммах и в информационно-телекоммуникационных сетях сцены жестокости, физического и (или) психического насилия, происходящие при совершении лицами в возрасте до 18 лет преступлений или иных противоправных действий».

В пояснительной записке авторы законопроекта констатируют, что число трагедий в России, где несовершеннолетние «осуществляют расправу» над своими сверстниками, не снижается. В 2023 г. такие случаи произошли в московской и брянской школах, а также в казанской гимназии. Каждая из трагедий, по мнению депутатов и сенатора, «без остановки и со всеми подробностями муссировалась в новостных телепрограммах с демонстрацией видео и фото материалов». При этом в информационных передачах на первый план выносилась демонстрация жестокости, физического или психического насилия, сказано в ней.

Авторы законодательной инициативы уверены, что демонстрируемые в СМИ картины насилия «притупляют способность молодых людей и детей к состраданию и пробуждают в них агрессию», говорится в пояснительной записке. Кроме того, они «могут провоцировать наиболее психически не устойчивых сверстников к совершению насилия, нанесению увечий, крови и убийству», также сказано в ней.

Обществу необходимо увидеть, что все виновные понесли наказание, тогда как жанр «тру-крайм» (исследование преступлений с подробным описанием действий людей) необходимо искоренить из новостных и информационных повесток в отношении несовершеннолетних лиц, считают законодатели.

В основе инициативы лежат рекомендации криминалистов и психологов о том, как освещать преступления, не допуская массового копирования подобного поведения, рассказал «Ведомостям» Нилов. В частности, эксперты предлагали не уделять значительное внимание в информационных передачах преступнику, так как антигероизм может быть воспринят как руководство к действию, сказал он. Чтобы не стать триггером, сведения о преступлениях должны доноситься «дозированно и под определенным углом», добавил он. Специалисты предложили не начинать новости со звука сирен или ламп машин правоохранительных органов, чтобы минимизировать визуальное воздействие, а также отказаться от массового тиражирования информации о конфликте.

В социологии и психологии известен эффект Вертера – волна подражающих самоубийств, которая возникает после суицида, широко освещаемого в СМИ, либо на фоне популярности художественного произведения с таким сюжетом, рассказала «Ведомостям» психолог сервиса психотерапии Alter Татьяна Пряхина. Этот эффект свидетельствует о том, что люди в целом очень подвержены влиянию медиа, тем более подростки, которым свойственно копировать поведение взрослых. По ее словам, демонстрация картин жестокости способна негативно влиять на психическое состояние как молодых людей, так и взрослых. Это может привести к травме свидетеля: погружаясь в подобный контент, зрители мысленно становятся жертвами событий, как и настоящие очевидцы насилия, пояснила Пряхина.

Наблюдая материалы в СМИ о преступлениях, совершенных сверстниками, подростки могут начать воспринимать такие выплески агрессии как норму. Кроме того, в таких сообщениях они узнают детали, до которых, возможно, не додумались бы сами, – например, где и как достать оружие, добавила она. 

Предложенный законопроект, по мнению Пряхиной, способен в некоторой мере снизить агрессию среди подростков, но полностью проблему не решит. Необходимо развивать у молодых людей способность к рефлексии и критическому мышлению, а также чаще демонстрировать героев, использующих в конфликтных ситуациях конструктивные модели поведения, заключила специалист.

Какими нормами руководствуются СМИ

Согласно п. 1 ст. 4 закона о СМИ, медиа запрещено распространять информацию, содержащую публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающую терроризм, а также другие экстремистские материалы, в том числе те, что пропагандируют порнографию, насилие и жестокость и т.д.

То есть в действующем законодательстве речь идет именно о материалах, пропагандирующих насилие и жестокость, а не просто демонстрирующих их, сказал «Ведомостям» юрист адвокатского бюро Asterisk Вячеслав Климов. Если данный законопроект проект будет принят, по его мнению, могут быть внесены изменения в ст. 13.15 КоАП «Злоупотребление свободой массовой информации».

Из-за случившейся в декабре трагедии в брянской гимназии, когда 14-летняя ученица пронесла в школу помповое ружье и открыла огонь по своим одноклассникам, депутаты нижней палаты вновь вернулись к обсуждению темы травли детей в школах. Межфракционный законопроект, предлагающий системное решение проблемы и профилактику буллинга, был разработан группой депутатов совместно с адвокатами, экспертами и представителями НКО еще в октябре 2022 г., но его внесение в нижнюю палату было отложено.

Он предполагал создание государственной программы профилактики травли, которая будет направлена в том числе на обучение мерам реагирования на нее. Предусматривалась разработка Министерством просвещения единого стандарта мер профилактики буллинга, в числе которых требования к проведению превентивных мероприятий и оценка психологической обстановки в учебном заведении. За несоблюдение правил стандарта к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из учебного заведения. А для родителей и школ предусматривались штрафы за нереагирование на сигналы о буллинге.

Нападения в российских учебных заведениях

В 2021 г. произошло два массовых убийства – в казанской гимназии 175 и в Пермском государственном университете. В первом случае стрельбу по людям открыл бывший ученик гимназии (погибли девять человек, пострадали 32), во втором – студент (погибли шесть человек, пострадали около 60). В тот же год взрыв на крыльце гимназии во имя преподобного Варлаама Серпуховского в Московской области устроил ее выпускник. В результате пострадали 13 человек, включая нападавшего.

В 2022 г. в рабочем поселке Вешкайма Ульяновской области местный житель открыл стрельбу из охотничьего ружья соседа в детском саду «Рябинка», всего погибли пять человек, в их числе и нападавший. Также в прошлом году массовую стрельбу из двух травматических пистолетов в ижевской школе № 88 устроил ее выпускник, убив 18 человек и ранив 23 человек.

В 2023 г. в петербургской школе № 633 девятиклассник, использовав пневматический пистолет, ранил четырех детей. Кроме этого, ученик девятого класса в хуторе Красный Десант Ростовской области ранил ножом двух сотрудников школы и родственника ученика. Также ученик ставропольской гимназии №30 открыл стрельбу из пневматического пистолета на уроке биологии, ранив одного человека. 7 декабря 14-летняя ученица гимназии № 5 Брянска пронесла в школу помповое ружье и открыла огонь по своим одноклассникам, затем покончив с собой. В результате стрельбы погибла одноклассница нападавшей. Еще пятеро получили ранения.

Как сообщала «Ведомостям» 8 декабря первый зампред комитета по просвещению Яна Лантратова (СРЗП), законопроект до конца декабря планировали обсудить на парламентских слушаниях в Госдуме. На момент написания данного материала они так и не были проведены.

В августе на заседании Национального антитеррористического комитета председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин докладывал, что ведомство держит в фокусе борьбу с террористическими настроениями в подростковой среде «через воспитание чувства патриотизма и уважения к морально-нравственным ценностям и традициям». По его словам, следователи и руководители следственных органов СК регулярно выезжают в учебные заведения и иные организации.