Минюст предлагает удвоить количество звонков для осужденных
Подозреваемым и обвиняемым хотят дать одно дополнительное свидание с детьмиПравительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала проект об увеличении количества телефонных разговоров для осужденных к лишению свободы с шести до 12. А для «сохранения социально полезных связей» предлагается предусмотреть возможность дополнительного свидания в СИЗО для женщин с детьми в возрасте до 14 лет и мужчин, являющихся единственным родителем такого ребенка, т. е. три вместо двух в год.
«Ведомости» ознакомились с текстом проекта, источник, близкий к комиссии, подтвердил, что он был одобрен. Документ будет внесен в Госдуму в ближайшее время.
Из пояснительной записки следует, что в настоящий момент при отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Минюст предлагает увеличить это количество до 12.
Согласно ст. 92 Уголовно-исполнительного кодекса, осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры, продолжительность каждого не должна превышать 15 минут. Звонки оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников и иных лиц.
При этом, согласно закону, в праве на телефонные звонки могут быть ограничены осужденные, находящиеся в строгих условиях отбывания наказания, а также отбывающие меру взыскания в штрафных или дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах. Разговор по телефону для них может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах.
Несмотря на задекларированную в пояснительной записке цель гуманизации уголовно-исполнительного законодательства, предлагаемые меры не в полной степени способны обеспечить гарантии прав подозреваемых/обвиняемых/осужденных лиц, считает вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов. По его словам, есть безусловное право на дополнительное свидание для женщин, при этом поправки предусматривают аналогичное право для мужчин только с той оговоркой, что заключенный под стражу является единственным родителем.
«Подобная дифференциация, как можно предположить, создает определенный дисбаланс прав по половому признаку», – заявил «Ведомостям» Кузнецов. Более того, отмечает юрист, поправки не дают заключенным под стражу лицам гарантированного права на дополнительное свидание с их несовершеннолетними детьми, а ставят такую возможность в зависимость от решения руководства СИЗО, что может стать почвой для злоупотреблений со стороны последнего.
C Кузнецовым согласна член президентского Совета по правам человека Ева Меркачева. Она указала на то, что предложенные поправки кардинально ситуацию не изменят, поскольку разрешения на свидания по-прежнему остаются в зависимости от воли следователя. «Такие свидания предоставляют в том числе с несовершеннолетними детьми, т. е. без воли следователя такового свидания не будет», – пояснила она.
Меркачева рассказала, что главная проблема заключается в том, что следователи используют разрешения на звонки и свидания как способ давления. «Ограничивать звонки в колониях – это вообще такая утопия. Потому что так как раз и рвутся социальные связи. Если у осужденного есть родственники, то пусть звонит», – считает правозащитница.
С лета 2023 г. государство начало активно следовать вектору гуманизации уголовно-исправительной политики: курс был обозначен в правительственной Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г., напомнила «Ведомостям» управляющий партнер Key Consulting Group Анастасия Зыкова.
С декабря были смягчены условия содержания под стражей и отбывания наказаний: увеличен размер денежных средств для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости; увеличен с трех до четырех лет возраст ребенка, который может находиться в доме ребенка исправительного учреждения. С 10 июня 2024 г. мамы таких детей, осужденные за преступления небольшой тяжести, смогут заменить наказание на более мягкое или получить условно-досрочное освобождение.